Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

НЕОДОБРЯЕМОЕ (макрух)


Неодобряемое ( المكروه / макрух) – это то, от чего Всевышний Законодатель некатегорично и в необязательной форме требует воздерживаться.

 

О том, что какое-то деяние является неодобряемым, можно узнать из контекста фразы, когда в ней употреблена часть речи, прямо выражающая неодобрительность по отношению к такому деянию. Как например, в словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Воистину, Аллах не одобрил для вас три деяния: пересказ всего услышанного, постоянные расспросы и нерациональную растрату имущества», — а также: «Из всего дозволенного, самое неприятное для Аллаха – это развод».

 

Это также можно узнать, когда выражением обозначен запрет на какое-то деяние, однако вместе с этим запретом имеется иное выражение, указывающее на то, что такое деяние не является запрещенным, а является неодобряемым.

 

Например, Аллах – пречист Он! – говорит: «Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (Св. Коран, 5: 101). Наряду с этими словами имеется то, что отводит обозначенный в них запрет в сторону неодобрения, а это слова Аллаха (пречист Он!): «А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный» (Св. Коран, 5: 101).

 

Или, например, Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает!». Обозначенный этим выражением запрет отводится в сторону неодобрения посредством правила, согласно которому, сомнительное деяние не может быть квалифицировано как дозволенное или запретное.

 

Согласно шариату, тот, кто совершает неодобряемое, не заслуживает наказания, однако заслуживает упрёка и порицания.

 

Дефиниция неодобряемого у ханафитов

 

Как утверждают ханафиты, неодобряемое бывает двух видов:

 

1) Категорично неодобряемое ( المكروه تحريما / макрух тахриман).

 

Это то, от чего Всевышний Законодатель категорично и в обязательной форме требует воздерживаться, однако наличие Его категоричного запрета на это установлено небесспорным доводом, таким как хабар ахад.

 

Сюда относится такое деяние, как вмешательство одним продавцом в торговую сделку другого продавца, предлагая его покупателю отказаться от заключаемой сделки и заключить сделку с ним, обосновывая это, например, тем, что его товар лучше и дешевле. Таким же деянием является сватовство к такому человеку, который уже помолвлен с кем-то другим. Оба эти поступка являются неодобряемыми, поскольку запрет на них содержится в хадисе, степень передачи которого относится к категории ахад.

 

По утверждению ханафитов, категорично неодобряемое (макрух тахримий) отличается от запретного (харама) тем, что запретное устанавливается бесспорным доказательством, таким как Коран, либо сунна мутаватира, либо сунна машхура, как например, запретность воровства, ростовщичества, прелюбодеяния, употребления опьяняющих напитков, надевание мужчиной шелка и ношение им золота. Также по их мазхабу отрицающий запретность того, что установлено как запретное (харам), становится неверующим (кафиром). Что же касается отрицающего запретность того, что установлено как категорично неодобряемое (макрух тахримий), то он не становится от этого неверующим.

 

По сути, неодобряемое посредством запрета – это то, что ближе к запретному, как об этом сказали Абу Ханифа и Абу Йусуф.

 

2) Нестрого неодобряемое ( المكروه تنزيها / макрух танзихан).

 

Это то, от чего Всевышний Законодатель в некатегоричной и необязательной форме требует воздерживаться. Такими деяниями являются: употребления в пищу конины, когда имеется потребность в конях на войне; совершение омовения водой из сосуда, из которого пила кошка или хищные птицы; оставление настоятельной сунны и др. деяния.

 

Совершение нестрого неодобряемого деяния не влечет за собой ни наказания, ни порицания, однако совершая его, человек поступает вопреки тому, что лучше и предпочтительнее.

 

Отсюда мы видим, что шариатские нормы по ханафитскому мазхабу бывают семи видов, а по мазхабу большинства ученых – пяти видов. Более же правильным в данном случае представляется мазхаб большинства.

 

 

Вахба аз-Зухейли

«аль-Ваджиз фи усули-ль-фикхи»


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author