Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Работа в адвокатуре в немусульманском государстве и обращение в суды тагута

"Разрешается ли мусульманину работать на должности администратора
адвокатского бюро в немусульманском государстве, учитывая, что
адвокаты там осуществляют свою деятельность на основе светских
законов"?


Ответ:
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим в
День Суда!

Адвокатская деятельность – это представление в суде интересов доверителя с
целью восстановления нарушенного права либо для устранения беззакония, а
адвокат – это доверенное другим человеком лицо.

Судопроизводство бывает либо шариатским, либо нешариатским.

Необходимо знать, что не всегда запрещается одной из сторон судебного
разбирательства принимать в своё владение всё то, что присуждено этой
стороне при рассмотрении дела светским (не шариатским) судом. Если этой
стороне известно, что право принадлежит именно ей, то ей позволительно
получать его. Стороне запрещается это в том случае, если она знает, что право
ей на самом деле не принадлежит.

Как известно, все установленные человеком законы содержат в себе то, что
совпадает с шариатом Аллаха, и то, что противоречит ему. И от разума
мусульманина не скроешь, что те решения, которые приняты на основе
выдуманных законов, не могут быть признаны шариатскими решениями, даже
если они и совпадают с шариатом. Наоборот, эти решения являются
тагутскими, так как Аллах говорит: «Суди между ними согласно тому, что
ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не
отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (Св. Коран, 5: 49).


Он также говорит: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют,
пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе стеснение [и сомнение] от твоего решения и
не подчинятся [твоему решению] полностью (без возражений)» (Св. Коран,
4: 65).

Обращение в тот суд, который не опирается на шариат Аллаха – это избрание
Тагута в качестве суда и следование за заблуждением и страстью.

Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то
следует согласиться с этим решение. Не оттого что это правомочное,
легитимное решение, а просто потому что право в этом случае достигло своего
правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на
основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и
удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришел Ислам, он ٤
утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное
отменил.

Если тот, кто задаёт вопрос, находится в стране, где судопроизводство
осуществляется и по вымышленным законам и по шариату, то он обязан
обращаться только в шариатский суд и ни в какой иной, и только в этом суде
ему позволительно работать. Если же в этой стране не найдётся иной формы
осуществления правосудия, кроме как основанного на выдуманных законах
(светских), то будет хорошо, если стороны найдут возможность избежать такого
суда посредством мирового соглашения.

Если человек всё же будет вынужден обратиться в нешариатский суд, то в этом
не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему
положено, если ему присудят то, на что он не имеет право, или присудят больше
того, на что он имеет право.

Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и
доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро,
то в этом нет греха, – инша Аллах! – так как основа в таких вещах – это
дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается
в суд с ложными требованиями.

А Аллах же знает лучше!

Доктор Са’уд б. ‘Абдуллах аль-Фанисан
Бывший декан факультета шариатских наук
исламского университета им. Имама Мухаммад б. Са’уда
16 зу-ль-хиджжа 1424 (7 февраля 2004).
http://d1.islamhouse.com/data/ru/ih_fatawa/single/ru_rabota_advokatom.pdf


Перевод по этой ссылке: http://www.islam-qa.com/ar/ref/9496

حكم العمل في المحاماة

Постановление о дозволенности работать адвокатом.


Вопрос:
Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?

Ответ:
Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав:
وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

Не помогайте друг другу в грехе и вражде

(сура аль-Маида, 2)

Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности

(сура аль-Маида, 2)

И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره


«Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло !»
Один человек спросил: « О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло ? И посланник Аллаха сказал:
«Удерживай его (или запрещай ему) от совершения зла, и это и будет твоей помощью ему !»
(Хадис приводит имам аль-Бухарий (6552), от Анаса, да будет доволен им Аллах. В другой версии хадиса у имама аль-Бухарий (2312), пророк, , ответил:
تأخذ فوق يديه


«Возьми его за руки (и удержи)».)

И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.


2. Это перевод по этой ссылке: http://www.islam-qa.com/ar/ref/75613

هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟

Разрешено ли работать адвокатом ?


Вопрос:
Я надеюсь на то, что вы ответите мне на мой вопрос в моем серьёзном деле, кот. я объясню вам. Есть ответы на вопрос подобный моему вопросу, однако я хочу от вас разъяснений по многим другим проблемам, и прошу вас не отклонять мою просьбу. Я окончил юридический институт несколько лет назад, и я теперь работаю адвокатом, не постоянно. В то время когда я поступал в этот институт у меня не было понимания в религии, а затем когда я закончил его, я узнал о том, что является большим грехом судить не на основание ниспосланного Аллахом шариата, и я обнаружил, что многие законы моей страны противоречат шариату Всевышнего Аллаха и не соответствуют тем границам, кот. Он установил.
Поэтому мне хотелось бы узнать (спросить), разрешено ли мне практиковаться в этой области, т.е. работать адвокатом, зная, что законы, по кот. происходит суд, противоречат законам Всевышнего Аллаха ?
И будет ли мне записан большой грех, т.к. я использую (или пользуюсь) законы, кот. противоречат шариату ?
Но прежде вашего ответа в моем деле, я хотел привести вам несколько деталей из моей работы, может быть я где-то прав а где-то нет, и вы, исходя из этого, сможете, с дозволения Аллаха, поправить меня и указать на ошибки:
Поистине я недоволен теми законами, кот. противоречат законам Аллаха, независимо от того, принесут ли они пользу или нет. И в своей работе, я по мере сил буду стараться держаться подальше от того, чтобы использовать эти законы. И если я увижу, что некоторые законы противоречат законам шариата, то оставлю их, даже если смогу хорошо заработать на этом деле.
Буду ли я судящем не по закону Аллаха, если буду использовать эти законы для того, чтобы отстаивать права людей, отстаивать истину, а не ложь ?
Например, если я буду использовать таможенный кодекс, с его законами или налоговый кодекс, кот. в большинстве подавляющем противоречат законам Аллаха, для того, чтобы вернуть права людей, кот. были ущемлены этими органами.
После моего пояснения, разрешается ли мне практиковаться в качестве адвоката, если я буду отдалённым от противоречий шариату, кроме случаев крайней необходимости (даруры), чтобы помочь людям вернуть свои права ? И будет ли это судом не на основание шариата Аллаха ?
Так же будет ли трата времени на прочтения книг по законам (кодексы) и трата имущества на них из того, чем недоволен Аллах ?
И будет ли это чтение этих книг (кодексов и законов) запретным, если я не буду пользоваться ими в дальнейшем, а просто хочу узнать о тех законах, кот. в них ?
Должен ли я оставить эту работу и сжечь эти книги без сожаления или же считать эту работу как средство и причину для пропитания но уже в другом ракурсе, кот. не идёт в разрез с шариатом, т.е. используя эти законы, восстанавливать наши права и делать так, чтобы наши права не были ущемлены ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании !

(сура аль-Маида, 2)

И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:

1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?

Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)

2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:
فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ

И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости

(сура аль-Бакара, 282)

И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»
(сборник фетв шейха Фаузана 3/288,289)

Во-вторых: вы находитесь в стране, кот. не судит по закону Аллаха, и управление там по другим внедрённым законам, но это не говорит о том, что вам запрещено там работать в адвокатуре, если это есть причина для защиты истины и устранения зла. И если не будут люди обращаться за судом в случаях ущемления прав, то тогда люди будут кушать права друг друга и будет хаос !
Однако, если судить или использовать эти законы больше, чем необходимо для достижения истины, то это будет запретным ! Дозволено только взять то, что принадлежит по право !
В этом случае не будет греха ни на обратившемся за помощью ни на защитнике в использование законов не шариатских !
Однако грех будет тогда, когда произойдёт подмена шариата на эти законы, и обязывание людей следовать им в установление истины ! Как на это указал ибнуль-Кайим в книге: «ат-турук аль-хакимия», на стр. 185.
И поэтому, я не наставляю тебя, чтобы ты оставил это работу ! Скорее я наставляю тебя, чтобы ты был постоянен в этом, чтобы продвигался в изучение этого, с помощью книг и слушая старших и опытных адвокатов, т.к. люди нуждаются в адвокатах, кот. заслуживают доверия, и кот. смогут вернуть им их права !
Главное, чтобы цель твоя была в помощи тем, кому причинили вред, и я радую тебя словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
مَن مَشى مع مظلوم حتى يُثْبِتَ له حَقَّهُ ثبَّت اللهُ قدميْهِ على الصراطِ يومَ تَزِلُّ الأقدام


«Тот, кто пойдёт с униженным, чтобы вернуть ему его права, и вернёт их, укрепит его стопы Аллах на мосту в день, когда будут стопы на нём поскальзываться !»
(Хадис приводит ибну аби Дунья. Так же о том что он хасан сказал шейх Альбаний в «сахих ат-таргийб», после хадиса № 2614)
И Аллах лучше знает.

ОБРАЩЕНИЕ В СУДЫ ТАГУТА


Шейха аль-Альбани спросили о дозволенности обращение в кафирский суд в случае получения своего права, которое невозможно получить иным путем, он ответил, что если человек убежден, что решение суда, которое будет в его пользу, не противоречит шариату, то можно, а в противном случае нельзя. И также он говорил, что это нельзя, кроме как при вынужденности, и в том, что не противоречит шариату, как например, чтобы не получить свыше того, что ему полагается. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 337, 624.

Также и шейх Абдуррахман аль-Баррак, когда его спросили о дозволенности обращаться в кафирский суд тем, у кого проблемы в кафирской стране, он сказал, что если на жизнь, имущество или честь мусульманина покушаются в кафирской стране, он имеет право обратиться в кафисркий суд. Притесненный имеет право обратится к тому, кто сможет оказать ему помощь! И он также сказал, что подобный случай не имеет отношение к "обращению за судом к тагъуту", сказав: "Поистине те, которые обращаются за судом к тагъуту, предпочитают его над законом Аллаха и довольствуются им, и принимаютего решение, даже если знают, что это противоречит шариату Аллаха​!" См. "Фатауа аль-Баррак" № 12848.

Вопрос № 48: “Каково законоположение обращения к судам которые судят по выдуманным законам?”
Ответ: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если не возможно взять свое право кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”.​
См. «Фатауа уа расаиль самахати-шшейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи» 1/166

Слова ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, которые говорили: "Не дозволено мусульманину обращаться на суд к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. А если в его пользу будет вынесено не правильное решение (кафирским судом), то нельзя ему это присваивать!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 23/502.

Подобное говорил и шейх Ибн 'Усаймин, отвечая на вопрос относительно открытия юридической конторы: "Что касается изучения человеком выдуманных законов, то если он делает это, чтобы с помощью истины отвергнуть ложь, то нет в этом проблем. Но если он изучает его, чтобы следовать тому, что противоречит шариату, то это харам! И если адвокат (юрист) желает вернуть человеку его право, то нет проблем использовать эту профессию". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 6/33.



Tags: ФАТВЫ, ШАРИАТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author