Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

О поиске внешней формы знания

Искатель знания! Не утруждай себя поисками внешней формы знания, пренебрегая его сутью, ведь форма без содержания бесполезна. И ты уже узнал, что сущность знания – это богобоязненность, а его форма – заучивание тех или иных его вопросов.

Ибн аль-Джаузи сказал:
«Я увидел, что многие ученые занимаются изучением внешней формы знания, не вникая в его суть и заложенный в нем смысл. Чтец (Корана) занят освоением различных версий-разновидностей чтения, всецело отдавшись изучению редких и исключительных моментов. Он считает, что смысл заключен в самом чтении, и не замечает величия Говорящего, не видит ни предупреждения, ни обещания, содержащихся в Коране. Быть может, он решил, что заучивание Ко-рана защитит его, и ты видишь, как легко он относится к своим грехам. Но если бы он поразмыслил, то понял бы, что доводы (Аллаха) против него будут сильнее, чем против человека, не читавшего (Коран).

Знаток хадисов изучает методы, заучивает иснады (цепи передатчиков хадисов), но не вникает в смысл передаваемых слов. Он считает, что сохранил для людей хадисы, и надеется тем самым на спа-сение. Но, быть может, он легко относится к своим грехам, думая, что его заслуги перед религией за-щитят его.

Факих (знаток мусульманского права), благодаря знанию различных религиозных вопросов по тому или иному мазхабу, снискал уважение и заслужил прощение грехов, вынося решения по религиозно-юридическим вопросам, интересующим людей. И, быть может, он начинает совершать грехи, думая, что его заслуги защитят его. Быть может, он не выучил Корана и не знает хадисов, которые мягко, а иногда и сурово предостерегают от совершения непристойных поступков. Если же при этом он еще и стремится к власти и любит побеждать в спорах, это лишь добавит в его сердце еще больше черствости.

Таково большинство людей. Заниматься постижением форм знания – для них ремесло, которое придает им гордыни и глупости. Такие люди не смогли понять смысла знания, ведь знание – это не словесная форма, а лишь постижение его сути, что приводит к богобоязненности и страху перед Ал-лахом, и человек, благодаря знанию, видит оказанную Аллахом милость…»

صيد الخاطر 544.

Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author