Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

И если мусульманин застанет это время...

    Fotor0106164147

Сказал имам Ибн Аби Шейба:

"Рассказал нам Абдур-Рахман Ибн Мухаммад аль-Мухариби, от Лейса, от Усмана, от Анаса Ибн Малика, что он сказал:
"Сказал Посланник Аллаха, мир ему:
"Пришёл ко мне Джибриль, и в его руке было что-то похожее на белое зеркало, на котором была чёрная точка.
И я сказал: "О Джибриль что это?".
Он сказал: "Это джума".
Я сказал: "Что такое джума?".
Он сказал: "Для вас в ней благо".
Я сказал: "И что же в ней для нас?"
Он сказал: "Она будет для тебя и твоей общины после тебя днём сбора, и иудеи и христиане будут следовать за вами".
Я сказал: "И что же нам будет в этот день?".


Джибриль сказал: "В этот день будет время, которое если застанет раб мусульманин, просящий у Аллаха что то из дунья и ахира, что ему уготовано, то Аллах даст ему это, а если же это ему не уготовано, то Аллах припасёт для него то, что лучше этого. И если мусульманин застанет это время, и будет просить убежища от какого то зла, но оно предписано для него – то Аллах отвратит от него беду, большую чем эта..."


Это небольшая часть длинного хадиса, о котором сказал имам Ибн аль-Каййим:

هو الحديث العظيم الشأن الذي هو قرة لعيون أهل الإيمان وشجى في حلوق أهل التعطيل والبهتان. رواه الشافعي في «مسنده» مجملا به كتابه راجيا بروايته وتبليغه عن الرسول من اللّه ثوابه، ورواه أئمة السنة له مقرين، وعلى من أنكره منكرين

"Это хадис который имеет великое значение, и он – услада глаз людей Имана, и кость в горле людей та'тыля и бухтана. Передал его аш-Шафии в своем "Муснаде", украшая им свою книгу, и надеясь на награду своего Господа за его передачу и донесение от Посланника, и передали его имамы Сунны признавая его, и порицая тех, кто порицал его!"

Источник: "Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля", 595

Хадис передается от Анаса Ибн Малика по огромному количеству путей, и удостоверили его аль-Мунзири, аль-Хейсами, аль-Бусайри, Аз-Захаби, Ибн аль-Каййим, аль-Альбани, и многие другие ученые по хадису.

Теперь о часе в пятницу, о котором идет речь в повествовании:

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Сказал Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует: "Поистине, есть в пятницу определённый час, и если (этот час) совпадёт с тем временем, когда мусульманин, будучи в молитве, попросит у Аллаха благое, то ему непременно будет даровано (то, о чём он просил)."
И Абу Хурайра сказал: "(И он указал) своей рукой, (что продолжительность этого часа) мала."

аль-Бухари 935, Муслим 852.

Сказал имам ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах Всевышний: "И из всех слов наиболее предпочтительны два мнения. В каждом из них есть предмет для обсуждения, однако одно из них наиболее вероятно, чем другое." Зад аль-Ма`ад 1/389-390


Затем он упомянул, что этот час - между тем моментом, когда садится имам, и до конца молитвы, а второе мнение, что это последний час `Асра. см. аль-Маджи`у ас-Сабикъ 1/390, и шарх ан-Науауи на Сахих Муслим 6/388

И об этих двух мнениях подробнее:

Первое мнение состоит в том, что этот час длится, начиная с того момента, как имам садится на минбар, и до окончания молитвы.
И доводом этого высказывания служит хадис Абу Бурды ибн Абу Мусы аль-Ашари, который сказал: " `Абдуллах ибн `Умар спросил меня: "Слышал ли ты что передаёт твой отец (т.е. Абу Муса) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно часа пятницы?". (Абу Бурда) сказал: "Я ответил: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорил: "Он (т.е. этот час) - в промежутке между тем, как садится имам и до конца молитвы". Муслим 853.
Сказал Хафиз ибн Хаджар в "Булюг аль-Марам" 488: "ад-Даркутни склонился к мнению Абу Бурды".

Второе мнение состоит в том, что час в пятницу, когда на мольбу даётся ответ - это последний час времени `Асра.
Имам ибн аль-Къайим сказал: "И наиболее правильное мнение из двух - это мнение `Абдуллаха ибн Саляма, Абу Хурайры, имама Ахмада и др.". Зад аль-Ма`ад 1/390

И доводом на это мнение служат множество хадисов, среди которых хадис Джябира, да будет доволен им Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "В пятнице двенадцать часов, [и среди них есть такой час], что если мусульманин попросит в нём Аллаха о чём-либо, то ему будет даровано это. Так ищите же его в последний час времени `Асра." ан-Насаи 1387, и то, что в квадр. скобках в ас-Сунан аль-Кубра 1/256/1697, Абу Дауд 1048, и аль-Хаким, который назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби 1/279, и с хорошим иснадом его приводит Хафиз ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" 2/420, и шейх аль-Альбани назвал его достоверным в "Сахих ан-Насаи" 1/488 и в "Сахих Абу Дауд" 1/290.

И хадис `Абдуллаха ибн Саляма, который спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Что же это за час?", на что он ответил: "Это последние часы дня". И `Абдуллах спросил: "Разве это не час молитвы?". Он ответил: "Конечно! Если верующий раб совершит молитву, затем сядет, и его не будет удерживать (в мечети) ничего, кроме (ожидания следующией) молитвы, то он (находится) в (состоянии) молитвы". Ибн Маджа 1139. Шейх аль-Альбани оценил его как "хороший достоверный" в "Сахих ибн Маджа" 1/337 а так же в "Машкат аль-масабих" 1359.
И хадис: "Ищите час в день пятницы, начиная с `Асра до захода солнца". Сахих ат-Тирмизи 1/277 и "Сахих ат-Таргиб" 1/238.

А так же хадис Абу хурайры от `Абдуллаха ибн Саляма с его слов, в котором Абу Хурайра спорил с ним об этом и аргументировал `Абдуллаху ибн Саляму тем, что ожидающий молитву (находится) в (состоянии) молитвы. Абу Дауд 1046, ат-Тирмизи 491, ан-Насаи 1429, и имам Малик в "Муатта" 1/182,183, и аль-Альбани назвал его достоверным.
Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: "И передача Са`ида ибн Мансура с достоверным иснадом к Абу Саляме ибн `Абдуррахману, что люди из числа сподвижников посланника Аллаха, да благоставит его Аллах и приветствует, собирались и вели обсуждения о часе пятницы, затем расходились и не разногласили о том, что это - последний час дня пятницы." Передали ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" 2/421, и ибн аль-Къайим в "Зад аль-Ма`ад" 1/391.
И Хафиз упомянул о том, что к этому мнению склонились многие имамы, такие как Ахмад, Исхак, а среди маликитов ат-Тартуши и т.д.

Имам ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "И передача Са`ида ибн Джубейра от ибн `Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Час в день пятницы, о котором вы говорите - между молитвой `Аср и заходом солнца." И всякий раз, после того, как Са`ид ибн Джубейр молился `Аср, он не разговаривал ни с кем, пока не закатывалось солнце. И это является мнением многих саляфов, и на это приходит много хадисов. А что касается следующего мнения, то, что это время молитвы, и остальных мнений, то на них нет доказательств." Зад аль-ма`ад фи хади хъайру аль-`ибад" 1/394

Так же Хафиз ибн Хаджар упомянул о сорока трёх мнениях среди учённых, разногласящих в вопросе часа пятницы. Затем он сказал: "И нет сомнения в том, что наиболее вероятные среди упомянутых мнений - это хадис Абу Мусы и хадис `Абдуллаха ибн Саляма...и саляфы разногласили, какое из них правильнее". Затем он разьяснил, что многие учённые, как Ахмад и др., склонились к тому, что это последний час дня пятницы. Затем, в своих последних словах, ибн Хаджар склонился к мнению ибн аль-Къайима, что ответ (на мольбу) также даётся и во время молитвы, и это оба времена, кагда даётся ответ, но если это конкретный час, то это последний час после `Асра."см. "Фатх аль-Бари" 2/416-422.

Сказал Уахф аль-Кахтани: "Я слышал, как наш шейх, имам ибн Баз, да помилует его Аллах, разъясняя вопрос достоинства пятницы, сказал: "... это после `Асра, но, возможно, что и после того, как имам садится на минбар. И если пришёл человек, сел после `Асра в ожидании Магриба и совершает ду`а, то это соответствует тому, чтобы ему было отвечено, равным образом как и человек, совершающий ду`а в своём суджуде после того, когда имам поднялся на минбар, это так же соответствует тому, чтобы ему было отвечено."

Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В пятничном дне двенадцать часов, и есть в нем один час, в который о чем бы ни попросил Аллаха мусульманин, Он дарует это ему, так ищите же это (время) в последний час после молитвы 'аср». Абу Дауд 1048. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд» 926.

Передают, что Абдуллах ибн Салям, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом часе, сказав: «Какой это час?», на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это последний час дня». (Абдуллах бин Салям) спросил: "Поистине, является ли этот час временем молитвы?" Он сказал: «Конечно (является). Если верующий раб совершит молитву, а затем будет сидеть, и ничто его не будет задерживать, кроме молитвы, то он (все это время) будет находиться в состоянии молитвы». Ибн Маджах 1139. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим и достоверным в «Сахих Сунан Ибн Маджах» 934.

Tags: ДУА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author