Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Истисхаб (правовая презумпция)

Определение

Истисхаб – это продолжение отсутствия шариатской нормы до наличия доказательства, устанавливающего ее и продолжение существования шариатской нормы, пока не придет доказательство, отменяющее ее.

Это один из дополнительных шариатских рационалистических источников, который не устанавливает какую-либо новую правовую норму, однако является доводом в пользу отсутствия изменения или неизменности определенной нормы до прихода довода.

Пример истисхаба

Для того чтобы более легче объяснить функцию истисхаба приведем некоторые примеры. Молитва, которую мы совершаем пять раз в день, не была обязательной для нас до повеления Всевышнего Аллаха. Только после того, был установлен шариатский довод, указывающий на обязательность этого действия, молитва стала обязательной. Истисхаб в данном случае будет указывать на отсутствие предписанности шестой молитвы. Шестая молитва не была установлена до прихода шариатских текстов об обязательных молитвах, и также осталось не предписанной, потому что Аллах не обязал нас этому.

Виды истисхаба

Истисхаб делится на несколько видов. Перечислим основные виды:

¤   Презумпция изначального отсутствия. Это отсутствие возложения любых шариатских норм на совершеннолетнего человека, до их установления законным доводом. Примером может служить отсутствие обязательности шестой молитвы для мусульманина, как приводилось выше. К этому виду также относится непричастность человека, к каким-либо долгам, о которых заявляет вторая сторона, до установления ясного доказательства. А также презумпция невиновности человека в преступлении, до установления доказательств.

Исламские ученые единогласны относительно законности данного вида истисхаба.

¤   Основа в быту – дозволенность. Подавляющее большинство ученых науки усуль аль-фикх считает, что основа в полезных бытовых вещах – дозволенность, также как основа во вредных вещах – запретность. То есть, например, определенный вид еды будет дозволенным, пока не будет установлен довод, доказывающий его запретность.

¤   Презумпция существования до наличия доказательства обратного. Если относительно какой-либо нормы существует шариатские тексты, подкрепляемые истисхабом, то заявления об отмене данной нормы будут неприняты, пока они не будут подкреплены доказательствами.

Примером может служить продолжение принадлежности собственности человеку. Заявления о прекращении собственности не будут приниматься, пока не будут представлены доказательства, подкрепляющие эти заявления.

К этому виду также можно отнести хукм омовения человека. Омовение будет считаться действительным, не смотря на сомнения, пока не будет точно известно о его нарушении. То есть омовение человека не будет нарушено, если он точно знает, что он сделал омовение, но сомневается в том, нарушилось оно или нет. Если же он точно знает, что омовения у него не было и сомневается в том, сделал он его или нет, то омовения у него не будет, потому что однозначное не отменяется сомнительным. В данном случае вновь в дело вступает истисхаб, так как основа будет продолжаться, пока не будет доказано обратное.

Истисхаб стал основой для многих правовых правил, таких как презумпция невиновности, «основа в быту – дозволенность», «однозначное не отменяется сомнительным» и др.

При написании работы были использованы следующие источники:

1. «Аль-Ваджиз фи усуль аль-фикх», Вахба Аз-Зухайли;
2. “Аль-Вадых фи усуль аль-фикх”, Мухаммад Сулейман аль-Ашкар

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оригинал взят у ymap_butaev в Истисхаб (правовая презумпция)
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • Кратчайший Путь

    Общеизвестно, что религия – это кратчайший Путь, из всех возможных путей, ведущий к наивысшему благу. Но чтобы понять это со всей…

  • (no subject)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

  • О прерывании отношений

    قال الحافظ ابن حجر: وقد أجمعوا على جواز الهجر فوق ثلاث لمن خاف من مكالمته ضرراً في دينه أو دنياه، ورب هجر جميل خير من مخالطة مؤذية Ибн Хаджар…

Comments for this post were disabled by the author