Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Поступки рабов сотворены и предопределены Аллахом

Люди и их поступки, как и все остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов Он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведет прямым путем тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадет в Рай, и таким рабам Он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадет в Ад, и Он облегчил им поступки, которые приводят туда.

Сказанное подтверждается теми аятами, которые мы уже перечислили выше. Тем не менее, вот другие, более ясные аяты, указывающие на справедливость данного суждения:

وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Ас-Саффат, 96);

«Все, что они совершили, есть в книгах [деяний]» (Аль-Камар, 52);

«Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, все это есть в писании (т.е. хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко»

(Фатир, 11);

«Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» (Аль-А’раф, 178);

«Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Ан-Нахль, 125)
 Комментируя данное суждение, шейх Мухаммад бин Салих аль-’Усеймин писал: «Деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Могучий и Великий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому мы и говорим, что тот, кто создает причину, создает и следствие. Следовательно, мы признаем Всевышнего Творцом человеческих деяний, потому что эти деяния определяются желаниями и возможностями. Если бы человек был лишен желания или возможности, он не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твердого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Путем таких рассуждений мы понимаем, почему Всевышнего Аллаха можно назвать Творцом человеческих деяний. Вместе с тем человек совершает свои поступки сам. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост. Он совершает хадж и малое паломничество, ослушается Господа и повинуется Ему. Все это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Могучий и Великий Аллах».

См.: Аль-’Усеймин М. Аль-када ва-ль-кадар. Каир: Матаби’ Ибн Теймийя. С. 56-57.

Из многочисленных хадисов также следует, что Господу рабов было известно о том, что они будут совершать. Он предопределил их судьбу и принял окончательное решение. Он знал, какой счастливый или несчастливый конец ожидает их. Несмотря на это, предопределение не мешает человеку совершать то, что он желает.
«Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к тому, для чего он был создан».



Tags: АКИДА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author