Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Что такое судьба?

                  7757252014_1e87b2c65c_o


Слово القضاء «када» означает «окончательное решение», «приговор». Оно часто встречается в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и привет-ствует, и этимологически означает «прерывание», «разрыв». Выражение قضى قضاء означает «выносить приговор», «принимать решение», а выражение قضى الشيء означает «доводить до конца», «завершать», «прекращать». Оно употребляется в значении «создавать».

Аз-Зухри сказал:

Слово القضاء «када» в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение «завершение, окончание чего-либо». Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят قُضِيَ «кудийа». Все эти значения встречаются в хадисах[7].

Ученые высказывали два мнения о смысловых различиях между словами القضاء «када» и القدر «кадар».

1. Када – это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар – творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «По мнению ученых, када – это извечное решение об общих понятиях, а кадар – это отдельные детали и подробности того решения»[8]. В другом месте он писал: «Када – это извечное решение об общих понятиях, а кадар – это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей»[9].

2. Второе мнение противоположно первому, т.е. кадар – это извечное решение, а када – это сотворение[10].

Ибн Баттал сказал: «Судьба – это то, что произошло».[11] Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался аль-Хаттаби. В книге «Ма’алим ас-сунан» он писал:

Предопределение – это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершенные Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба – это сотворение. Всевышний сказал:

فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ

«Он сотворил их семью небесами за два дня» (Фуссилат, 12)[12].

Согласно такому толкованию, «судьба – это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение – это то, что было предрешено, а судьба – это то, что произошло и не могло не произойти»[13].

Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана: وَكَانَ أَمْراً مَّقْضِيّاً

«Это дело уже предрешено» (Марьям, 21);

كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْماً مَّقْضِيّاً

«Таково окончательное решение твоего Господа» (Марьям, 71);

وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ

«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” – как это сбывается» (Аль-Бакара, 117)[14].

Таким образом, судьба и предопределение – взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку[15].

______________________________

[7] Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78).

[8] Фатх аль-Бари (11/477).

[9] Там же (11/149).

[10] Согласно первому мнению, слово القضاء «када» следует переводить «предопределение», а слово القدر «кадар» – «судьба», а согласно второму – наоборот. Здесь и ниже мы будем руководствоваться последним суждением. – Прим. переводчика.

[11] Фатх аль-Бари (11/149).

[12] Ма’алим ас-сунан (7/70).

[13] Аль-муфрадат фи гариб аль-Кур’ан. С. 406.

[14] В каждом из этих аятов употребляется глагол قضى «када». Из них следует, что судьба человека – это все хорошее и плохое, что неизбежно происходит с ним сообразно предопределению Аллаха, а предопределение – это извечное знание Аллаха о том, что произойдет с человеком, и том, что минует его. Абу Мансур сказал: «Предопределение Аллаха – это облегчение каждому из творений пути к тому счастливому или несчастливому концу, который был известен Аллаху и записан до того, как Он создал их». Вот почему мольба может уберечь верующего от несчастий, которые были записаны в предопределении, так как сама мольба тоже является частью этого предопределения. Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха r сказал: «Мольба помогает от того, что уже случилось, и от того, чего еще не случилось, и потому, рабы Аллаха, взывайте с мольбой». Хадис передал аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-’араб. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-’араби; Муассасат ат-тарих аль-’араби. Т. 11. С. 56; Аль-Албани М.Н. Сахих аль-джами’ ас-сагир. Т. 1. С. 641. – Прим. переводчика.

[15] Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78). См.: Джами’ аль-усул (10/104).


Tags: АКИДА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author