Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Три вида терпения

              quran_7



Передали Уаки бин Джаррах в «аз-Зухд», 2/456, хадис 203; ат-Табарани в «аль-Кабир», 9/107; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа ат-тархиб», 4/171, хадис 4974 от ибн Масуда в виде:
«Терпение половина веры, а убеждённость вся вера».
Также имам аль-Бухари в «ас-Сахих» "Книга Веры" в главе о словах пророка, да благословит его Аллаха и приветствует «Ислам основывается на пяти столпах» от Ибн Масуда со словами «Убеждённость – это вся вера». Шейх аль-Албани в «Сильсиля аль-хадис ад-даифа» 1/506-507, хадис 499 сказал, что этот хадис мункар. Он сказал: "Этот хадис достоверный как слова Ибн Масуда, однако слабый как слова пророка, да благословит его Аллаха и приветствует. На это так же указывают слова шейхуль-ислама Ибн Теймиййи: «Об этом говорили некоторые саляфы»".

Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного»
Ибрахим, 14:5; Лукман, 31:19; Саба, 34:19; аш-Шура, 42:33

Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении и благодарности.
Это потому, что терпение состоит из трёх видов:

Первый вид. Проявление терпения в делах подчинения Аллаху.
Так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И человеку достаточно быть терпеливым в совершении как обязательных (уаджиб) так и желательных (мустахаб) деяний.
Второй вид. Проявление терпения в запретном деле.
Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи, подталкивают человека к неповиновению и грехам. Для того, что бы оставить это, человеку достаточно проявить сильное терпение. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям. Однако оставление грехов свойственно только правдивым (сиддикин)». [5]

5. Абу Нуайм в «Хильйатуль аулийа» 10/197 передал от Сахля ибн Абдуллаха ат-Тустури в следующим виде: «Аллах полюбит раба не только за подчинение ему, но и за соблюдения им Его запретов. Избежать грехов способны лишь правдивые, которые являются приближёнными Аллаха. А благодеяния свойственны как хорошим, так и плохим людям».

Третий вид. Проявление терпения, когда человека постигают несчастья, которые не зависят от него самого.

Несчастья (беды) бывают двух видов:
1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений.
Проявление терпения этому виду несчастий легче всего, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это. Поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно.
Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце знание о пользе извлекаемой от постигших его несчастий, а так же о том, что это принесёт ему прощение и благо, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!». [6]

6. Автор указывает на хадис переданный Муазом ибн Джабалем (радыа-Ллаху 'анху). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взяв его за руку сказал: «О Муаз! Клянусь Аллахом я люблю тебя». Затем он сказал: «О Муаз! Читай после каждой молитвы: «О Господь, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!». Этот хадис передали Абу Дауд в «ас-Сунан» в книге «Молитва Уитр» в главе «Истигфар» 2/181, хадис, 1522; так же ан-Насаи в «ас-Сунан», в книге «Саху» в главе «Другой вид мольбы» 3/53; имам Ахмад в «Муснад» 5/245-247.

Это увеличивается и уменьшается в зависимости от уровня веры раба. Это мы также можем наблюдать на словах людей. Как об этом сказал поэт, обращаясь к своей любимой доставляющей ему страдания:

Ты вспоминаешь обо мне недобрым словом и это печально для меня,
Однако (хотя и недобрыми словами) ты вспоминаешь, и это радует меня [7]

7. См. труд «ад-Диуару» Ибн ад-Думамйны, с комментариями Ахмада Ратиба ан-Наффаха стр. 17.

2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний.
Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремиться к мести.
Проявлять терпение при этом виде несчастья свойственно пророкам и правдивым мужам. Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, постигали страдания, он говорил: «Да смилостивиться Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение». [8]

8. Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 28, хадис 3405; также передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Закят» глава о «Смягчении сердец» 3/109.

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают». [9]

9. Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 56, хадис 3477; также передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Джихад» глава о «Битва при Ухуде» 5/179.

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил это, когда ему доставляли страдания люди из его народа. [10]

10. Абдуллах ибн Масуд, радыа-Ллаху 'анху, рассказывал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Джаранде распределял трофеи после битвы Хунейн, люди стали стекаться к нему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О господь, прости мой народ, поистине они не знают».
Абдуллах ибн Масуд, радыа-Ллаху 'анху, сказал: «Я и сейчас будто бы вижу как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вытирая кровь со своего лба, рассказывает об этом мужчине и говорит: «О господь мой! Прости мой народ, так как они незнают». Этот хадис передали Ахмад в «Муснад» 7/378, хадис 4366. Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является сахих-лигейрихи.


В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испрашивание прощения для них и оправдание их, их невежеством. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему.

Всевышний Аллах сказал:

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем,
поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения»

ас-Саджда, 32:24

Человек становится имамом в религии только лишь при помощи терпения и убеждённости. И когда к этому терпению добавляется непоколебимая убеждённость и вера, раб возвышается на высокое положение по милости Аллаха. Эта милость, которую Аллах дарует из Своих рабов кому пожелает. Поистине Аллах обладатель великой милости.

По этой причине Всевышний Аллах сказал:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение,
и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей»

аль-Фуссылат, 41:34-35

Оттолкнуть зло добром можно лишь посредством прощения и других подобных праведных деяний. А великая доля – это Рай.
________________________
"Правила проявления терпения"
Ахмад ибн ’Абд уль-Халим ибн Теймия
Перевод: Абу Имран ас-Саляфи


Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author