Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

НАСТАВЛЕНИЕ, ИЩУЩЕМУ ЗНАНИЯ



Самое главное, что отличает сегодняшнего искателя знания от ученых-предшественников, – это слабая степень усердия. Ведь пыл наших предшественников был очень горячим, на что указывают написанные ими книги, которые есть смысл их жизни, как говорил Ибн аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах.[1]



Горячий пыл – это то, благодаря чему все трудное становится легким, все далекое – близким, благодаря чему разрушаются преграды и преодолеваются трудности.

Да, «горячий пыл, если он не сочетается с гордыней, что порицается и толкает своего обладателя к щепетильному и скверному обращению с людьми, – это наилучшее средство, которым вооружается человек, чтобы достичь превосходства в этой жизни. И никто другой не нуждается в горячем пыле так, как искатель знания».[2]

Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, и пусть твое знакомство с историями жизни великих людей не вселяет в твою душу страх и почтение[3], заставляя тебя чувствовать свою ничтожность и слабость.

Искатель знания! Для достижения тех вершин, которых добивались выдающиеся люди до тебя, ты не нуждаешься в каких-то других нравственных качествах, в другом воздухе, небе, земле, разуме или средствах, кроме тех, что уже имеешь. Но твоя душа должна быть такой же благородной, а твой пыл таким же горячим, как у них».[4]

Тот, чья душа не знает благородства,

Не может быть достойным свершения великих дел.

1. Твое положение будет зависеть от степени твоено усердия


Знай, искатель знания! Пыл для человека – как крылья для птицы: чем сильнее ее крылья, тем выше она парит в небе, и чем более горяч пыл человека, тем возвышеннее совершаемые им дела, к которым он стремится.

«По мере того, насколько горячим будет пыл ищущего, он достигнет искомого; по мере того, какие усилия приложит стремящийся на пути к своей цели, он добьется ее; по мере того, какими будут намерения человека, он получит желаемое».[6]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


إنَّ المَعونَةَ تأتي من اللَّهِ على قَدْرِ المؤونةِ

«Помощь от Аллаха Его рабу приходит по мере того, как он трудится».[7]

Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, ведь горячий пыл «заставляет течь в твоих жилах кровь, наполненную энергией и желанием идти вперед по пути знания и совершать дела. И люди увидят тебя совершающим только благородные поступки и занимающимся только важными делами. Твой пыл поможет тебе избавиться от пустых надежд и бесполезных дел, искоренит в тебе низкопоклонство, унижение, лесть и потворство. Человек с горячим пылом непоколебим, и его не пугают никакие события, а человек, который его не имеет, труслив и малодушен, его слабость не дает ему сказать ни слова. Но не ошибись и не путай горячий пыл с гордыней, ведь между ними разница, как между небом, извергающим дожди, и землей, дающей нам растения».[8]

2. Как возобладать горячим пылом?


Ничто так не разогревает пыл искателя знания, как непрестанное изучение того, что сообщили нам наши предшественники, и размышления над их образом жизни.

Удивительно, как наши предшественники стремились к знанию, распространяли его, писали книги, как они умели использовать свое время, свою молодость и создали то, что потрясает ум, приводит в восхищение и разжигает пыл. Так давайте же изучать их образ жизни, руководствоваться их примером и следовать их пути!

Ибн аль-Джаузи сказал: «Дорога ищущего совершенства в знании – это знакомство с сочинениями, которые дошли до нас, так пусть же он читает как можно больше. Ведь, познакомившись со знаниями, которыми обладали те люди, и увидев их горячий пыл, он отточит свой ум, у него появится стремление к величию, и не окажется книга без пользы… Вы должны изучать путь жизни наших предшественников, читать их произведения и то, что они сообщают, ведь непрестанное чтение их книг позволит вам увидеть их воочию, как было сказано:

Мне глазами увидеть те дома не случилось,

Но, быть может, увидеть смогу я, услышав о них?

Я расскажу о себе. Я не могу насытиться чтением книг. Если я обнаруживаю книгу, которую не видел прежде, то я как будто наткнулся на клад.

Я просмотрел список книг, хранящихся в медресе Низамия, и обнаружил, что он содержит 6000 томов. В списке были книги Абу Ханифы, аль-Хумайди, книги нашего учителя-шейха Абдульваххаба ибн Насира, книги Абу Мухаммада ибн аль-Хашшаба, представлявшие собой довольно тяжелую ношу, и другие книги, которые я мог осилить.

И если я скажу, что прочитал 20 000 книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать. Я познакомился с этими книгами и получил (огромную) пользу, увидев образ жизни людей, их горячий пыл, то, как они заучивали и поклонялись, увидев их удивительные знания. И это не дано познать тому, кто их не читал.

И хвала Аллаху, я стал презирать то положение, в котором (сегодня) находятся люди, и нашел, что пыл тех, кто ищет сегодня знание, жалок»[9].

Ибн аль-Джаузи также сказал: «Если кто-нибудь спросит: “Что мне делать, если я пылаю желанием, но (Аллах) не дал мне того, что я ищу?”, то скажи: «Если (Аллах) лишает (человека) какого-то удела, то Он дает (ему) другой. Но невероятно, чтобы (Аллах) вознаградил тебя горячим пылом и оставил без помощи. Посмотри на себя, быть может, Он дал тебе что-то, но ты не возблагодарил Его, а, быть может, Он испытал тебя, (подвергнув искушению) страстью, а ты не удержался?».[10]

3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни[11]


Ибн Джарир ат-Табари на протяжении сорока лет писал по сорок листов ежедневно.

(Однажды) он спросил своих учеников: «Сможете ли вы осилить тафсир Корана?». Они спросили: «Каков его объем?». Ат-Табари ответил: «Тридцать тысяч листов». На что они воскликнули: «Жизнь прервется прежде, чем это осилишь!». Тогда он сократил его до трех тысяч листов.

Затем он спросил: «Сможете ли вы осилить историю мира со времени Адама до наших дней?». Они сказали: «Каков ее объем?». И он назвал такое же количество листов, как и в тафсире, на что ему ответили так же, как и в первый раз. Он воскликнул: «О Аллах! Утерян пыл!». Затем он продиктовал ее в объеме тафсира».

Абу Зар‘а сказал: «Я знаю наизусть 200 000 хадисов так же, как люди знают «Скажи: Аллах Един!»[12], а в тетради 300 000 хадисов».

Также он сказал: «Ахмад ибн Ханбаль знал наизусть миллион хадисов, и его спросили: «Как тебе удалось это знание?». Он ответил: «Я заучил (хадисы) и разделил их по главам».

Ар-Раби‘ сказал: «Аш-Шафи‘и здесь в Фустате жил четыре года и продиктовал 1050 листов. Вышла книга «аль-Умм» объемом в 2000 листов, книга «Сунан» и многие другие. И все это за четыре года, при этом он был очень сильно болен, и даже иногда, сидя верхом, он истекал кровью так, что она наполняла его штаны и обувь (т.е. он страдал от геморроя)».

Ибн ‘Акиль аль-Ханбали написал книгу «аль-Фунун», которая состояла более чем из 400 томов, согласно тому, что рассказал аз-Захаби. А Ибн Раджаб сказал: «Я слышал, как некоторые наши шейхи говорили: «Она состоит из 800 томов».

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я собственной рукой написал эти 2000 томов книг, я стал причиной покаяния 100 000 человек, благодаря мне 20 000 иудеев и христиан приняли Ислам… и если я скажу, что прочитал 20 000 томов книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать».[13]

Шейху-ль-ислам Ибн Таймийа, составляя книги, в день писал столько, сколько переписчик пишет за неделю и более.

Ознакомившись с биографиями ученых, особенно хафизов[14], узнаешь, что многие из них прочитывали огромные тома[15] (что, как правило, занимает очень долгое время) за несколько меджлисов[16] или дней.

В биографии[17] аль-Маджд аль-Файруз Абади, автора «Аль-Камус», говорится, что он прочитал «Сахих Муслим» за три дня, когда находился в Дамаске, и произнес следующие строки:

Абу-ль-Фадль аль-‘Ираки в Дамаске прочитал Мухаммаду ибн Исма‘илу аль-Хаббазу сборник «Сахих Муслим» за шесть меджлисов подряд, а на последнем меджлисе прочитал более 1/3 книги. При этом присутствовал Зайнуддин ибн Раджаб, который сверялся со своим экземпляром книги.

В книге «Тарих аз-Захаби» в биографии Исма‘ила ибн Ахмада аль-Хири ан-Нисабури говорится: «Аль-Хатиб аль-Багдади в Мекке за три меджлиса прочитал ему «Сахих аль-Бухари», услышанный им от аль-Кашмихани: первые два из них состоялись ночью после вечерней молитвы (магриб) и до утренней молитвы, а третий – с утра и до рассвета (следующего дня)». Аз-Захаби сказал: «Я не знаю в наше время никого, кто бы мог сделать нечто подобное».

Ас-Сахави сказал: «Наш учитель-шейх Ибн Хаджар совершил еще более великое дело, чем его шейх аль-Маджд аль-Лугави. Он прочитал «Сахих аль-Бухари» за сорок песочных часов, «Сахих Муслим» – за четыре меджлиса, не считая заключительного, в течение двух с небольшим дней, «Сунан Ибн Маджа» – за четыре меджлиса, «Китаб ан-Насаи аль-кабир» – за десять меджлисов, каждый из которых продолжался около четырех часов, «Сахих аль-Бухари» – также за десять меджлисов по четыре часа каждый». Затем ас-Сахави сказал: «Самое быстрое, что ему удалось, произошло во время его поездки в аш-Шам, когда за один меджлис между полуденной и послеполуденной молитвами он прочитал книгу «Му‘джам ат-Табарани ас-сагир», в которой содержится около 1500 хадисов».

Подготовил: http://www.al-hakk.com/

__________________________________________

[1] См. «Сайд аль-хатир», с. 459.

[2] Под горячим пылом в арабском языке («‘улув аль-химма») может пониматься решительность и пренебрежение трудностями и препятствиями, а также достижение человеком полного духовного совершенства, насколько это возможно, т.е. обладание высокими устремлениями. Чаще имеют в виду последнее значение.

[3] Но смотри на них, искатель знания, как на пример и образец для подражания и скажи себе, что станешь одним из великих ученых, призывающих людей к Аллаху, и что твоими руками Аллах поможет мусульманской умме.


[4] Мухтарат мин ан-назарат, с. 307 – 308.

[5] Эти бейты принадлежат перу Ибн Хазма, да смилостивится над ним Аллах. См.: Аль-ахлак ва-с-сийар. с. 18: Дар аль-фатх.

[6] Иршад ат-туллаб, с. 23.

[7] Достоверный хадис: ас-Сахиха (1664).

[8] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 35.

[9] Сайд аль-хатир, с. 549.

[10] Там же, с. 208.

[11] Эти примеры мы взяли из книги Мухаммада ибн Исма‘ила аль-Мукаддима «‘Улув аль-химма». Сравни: Абдульфаттах Абу Гудда «Сафахат мин сабр аль-‘улама». Большое количество примеров и эпизодов, связанным с проявлением учеными усердия и преданности знанию, мы заимствовали из двух вышеуказанных книг.

[12] Имеется в виду сура «Искренность».

[13] Сайд аль-хатир, с. 549. Также см. последние строки предыдущего высказывания Ибн аль-Джаузи в нашей книге.

[14] Известно два мнения о смысле слова хафиз:

а – многие мухаддисы считают, что оно является синонимом слова «мухаддис»;

б – говорят также, что слово «хафиз» служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря, такого, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

[15] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 47 – 48.

[16] Меджлис – собрание, беседа, урок, кружок.

[17] Начиная с этих слов и до конца главы отрывок взят из книги «‘Улув аль-химма», с. 155 – 156.



Tags: ЗНАНИЕ, ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author