Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ПОВОДЫ (СРЕДСТВА) АЗ-ЗАРÂЙИ’ (الذرائع)

Сказал Всевышний Аллах:
"Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности,
но не помогайте друг другу в грехе и вражде.
Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.
"
(аль-Ма'ида 5:2).

Определение
аз-Зарâйи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод», «отговорка». Терминологически аз-зарâйи’ определяется как "вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халâл) и запретному (харам)". Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубâх) - дозволено. Для должного (вâджиб) обязательным является должное. Например, пре­любодеяние (зинâ) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе (халâл) запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пят­ничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджжа является обязательным (фард) для лица обладающего со­стоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).
Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарâйи’/سد الذرائع (перекрытие средств). Откры­тие путей, ведущих к добру, называется фатх аз-зарâйи’/فتح الذرائع (открытие средств).
Если мâликиты и ханбалиты признают садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шâфииты не признают его как аргумент. Однако, согласно аль-Карâфи, факиху мâликитского толка, на практике все мазхабы использовали садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента. аль-Карâфи обобщал это следующим обра­зом - факихи разделяли аз-зарâйи’ на три части:
1) аз-Зарâйи’ единогласно принимается во внимание. На­пример, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам).
2) аз-Зарâйи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство.
3) Спорное аз-зарâйи’. Напри­мер, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.
Мâликитский и ханбалитский мазхабы в своих действиях применяли аз-зарâйи’, а ханафитский с шâфиитским, применяя аз-зарâйи’, прибегали в своих действиях к ухищрениям. Полезно будет дать некото­рые пояснения этим средствам.

«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author