Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Муджтахиды, мукаллиды (âлимы и муттаби’ун, не­способные к иджтихâду), ’авâм.

Ат-Таклид в деяниях (’амал):

Мнения ученых о допустимости таклида в отношении ’ибâдâт, му’амалâт и ’укубâт были различ­ными. В этом вопросе можно выделить три категории: муджтахиды, мукаллиды(âлимы и муттаби’ун, не­способные к иджтихâду), ’авâм.


Муджтâхиды:

Согласно большинству факихов, для свободного муджтахида подражание другому свободному муд­жтахиду как в вопросах и’тикâда, так и в вопросах фикха, является запретным (харам). Однако, для муджта­хида, не имеющего достаточно времени для извлечения нормы какого-либо вопроса, исходя из подобного рода необходимости, считается допустимым действовать, апеллируя к иджтихâду и мнению другого муд­жтахида. Для ограниченного муджтахида считается допустимым подражать другому муджтахиду за исклю­чением вопросов егоиджтихâда.

’Авâм (простонародье, население):

Люди, не способные к иджтихâду, вынуждены поступать согласно мнению муджтахидов, поскольку имеющий обязанности человек (мукаллаф) должен изучать нормы шариата и соблюдать их. Однако, каждый имеющий обязанности человек не может изучать нормы шариата, извлекая их из доводов. С другой стороны, иджтихâд в вопросах фикха не схож сиджтихâдом в вопросах и’тикâда. Вопросы и’тикâда имеют огра­ничения, а доводы их рациональны и ограничены. Поэтому в вопросах и’тикâда каждый здравомыслящий человек с легкостью может осуществлять иджтихâд. Между тем, как в вопросах, связанных с фикхом, дело выглядит иначе. Их количество и доводы безграничны, поэтому иджтихâд в вопросах фикха не может быть доступен каждому. Здесь следует пояснить, что было бы неверным ожидать иджтихâд по вопросам фикха от всех мусульман. В таком случае, некому было бы заниматься необходимыми насущными делами, такими как сельское хозяйство, производство и т.д. Так, с учетом подобных нюансов, несмотря на неодобрение так­лида как такового в вопросах фикха, он был признан необходимым для людей, неспособных к иджтихâду. Собственно доводом в этом вопросе выступают аяты: “...и не возложил на вас никакой тягости в вере...”[[214]] и “...спросите у последователей Напоминания, если вы не знаете”[[215]]

Âлимы, неспособные к иджтихâду (муттаби’ун и мукаллидун):

Согласно правила: "Потребности оцениваются по их количеству"[[216]] таклид, являющийся вâджибом для населения, не является вâджибом для сведущих в этом настолько, чтобы понять довод муджтахида, применяющего таклид и способного к иджтихâду. Так, если для простого населения таклид является необ­ходимым, то для âлима, стоящего ниже уровня муджтахида, такой необходимости нет. Поскольку эти âлимы способны к пониманию доводов муджтахида, последователем которого они являются. В таком случае им разрешаетсятаклид в доводе, но не в норме. Вâджибом для этих âлимов является знание доводов, на кото­рых основаны нормы, установленные имâмом мазхаба, к которому они принадлежат. Однако, в наше время представляется весьма трудным знание доводов, на которые в своих решениях по большинству вопросов опирались имамы мазхабов. На это не хватит и целой жизни. И в этом вопросе таклид считается допусти­мым согласно правилу: "Трудность влечет за собой облегчение".

Здесь следует пояснить, что имамы мазхабов предостерегали ученых мужей от таклида. Имам Мâлик говорил:

«Я человек. Порой могу ошибаться, порой быть правым. Поэтому проверяйте иджтихâд моего мне­ния. Найдете его соответствующим Книге или Сунне - примите, не найдете – отвергните».

Абу Ханифа, после издания фетвы по какому-либо вопросу, говорил:

«Это мое мнение. Это самое правильное мнение, которое я могу иметь. Кто сможет выйти с лучшим мнением, оно будет правильным».

Ахмад бин Ханбал говорил:

«Не подражайте ни мне, ни Мâлику, ни Нахâи, ни Аузаи, ни кому другому. Берите шариатские нормы из их источника».

Музани писал в предисловии к своему произведению "Мухтасар" о том, что его учитель Имам Шафии удерживал его от таклида.

В заключение можно сказать, что для муджтахидов таклид был непозволителен, а иджтихâд обязате­лен (вâджиб). Для âлимов, не способных к иджтихâду (муттаби’ун и мукаллидун),таклид не был разрешен, обязательным (вâджиб) для них было изучение доводов муджтахида, последователями которого они явля­лись. Если же по некоторым причинам возникали трудности с распознаванием довода, тогда таклид счи­тался разрешенным. Для населения (’авâм) таклид был необходимым и обязательным (вâджиб).

___________________

[[214]] "Аль-Хадж", 78.

[[215]] "Ан-Нахл", 43.

[[216]] "Mecelle", md. 22.

«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author