Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

НОРМА АЛЬ-ХУКМ (الحكم)

10851_543143152432022_560026560_n



I. Общее понятие

А. Анализ и определение нормы

а) Определение:

В языке аль-Хукм означает «удерживать», «препятствовать» и «приписывать» одно другому. В фило­софии и логике установление утвердительной или отрицательной связи (иснâд) между двумя идеями, ве­щами в форме “это так” или “это не так” называется аль-хукм, существующая связь и, кроме того, пони­мание этой связи называется также аль-хукм.
В ‘ильм аль-Фикх норма (хукм), используемая в значении аль-кадâ (предустановленность), также ис­пользуется и в значении “след или результат лежащий на чем-либо”.
Определение шâфиитов: “аль-Хукм – это обращение Всевышнего Законодателя, касающееся деяний верующих с точки зрения поиска, выбора или положения”.[[117]]

الحكم: "هو خطاب الشارع المتعلق بافعال المكلفين طلباَ او تخيرا او وضعا".

Например, аят “выполняйте обязательства”[[118]] является шариатской нормой (хукм). То есть этот аят яв­ляется обращением Аллаха с требованием к верующим выполнять соглашения. Это обращение касается необходимости (иджâб) выполнения соглашений (религиозных и светских).
Определение ханафитов: "аль-Хукм – это результат обращения Аллаха, касающийся деяний верую­щих, связанных с необходимостью, выбором или положением".
الحكم: "هو اثر خطاب الله المتعلق بافعال المكلفين بالاقتضاء او التخيير او الوضع". [[119]]
Например, из аята "выполняйте обязательства" извлекается норма (хукм) необходимости (иджâб) выполнения соглашений.
Б. Разновидности норм
Нормы подразделяются на два вида: вмененная норма (الحكم التكليفي) и установленная норма (الحكم الوضعي). Ниже приводится схема, на основе которой будут даны некоторые разъяснения касательно этих норм.
В. Аль-‘Азимат и ар-Рухсат (العزيمة و الرحصة)
Религиозные нормы делятся на два вида под названием аль-‘азимат и ар-рухсат.

а) аль-‘Азима
В языке аль-‘азимат имеет значения «намерение», «решимость». В ‘ильм аль-фикх определяется сле­дующим образом: “Основные нормы, установленные с самого начала вне зависимости от таких распро­страненных уважительных причин, как трудность (машаккат) или необходимость (дарурат)”. В соответ­ствии с этим определением аль-’азимат включает в себя все вмененные нормы, такие как фард, вâджиб, харâм, макрух, мандуб, мубах. Вне всякого сомнения, нормы аль-’азимат являются основными нормами, установленными в самом начале без связи с такими распространенными обстоятельствами, как необходи­мость и трудность, и в обычных условиях верующие должны их придерживаться.
В противоположность этому, более легкие нормы, установленные вторично и предоставляющие ве­рующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с широко распространенными причинами за­труднительности и необходимости называются ар-рухсат. Например, соблюдение поста вâджиб (фард) для всех верующих. Эта норма является основной, то есть аль-’азимат. Однако облегчение в соблюдении поста предоставляемое больным и людям, находящимся в поездке, по причине противостоящих им трудностей является разрешающей нормой (ар-рухсат). С этой точки зрения, нормы аль-’азимат и ар-рухсат считаются вмененными (الحكم التكليفي).
б) ар-Рухса
1. Определение
В языке ар-рухсат означает «облегчение», «позволение». В ‘ильм аль-фикх эта норма определяется следующим образом: “более легкие нормы, установленные впоследствии (вторично) и предоставляющие верующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с уважительными причинами, такими как, затруднительность или необходимость, называются ар-рухсат”.
2. Категории
Согласно исламскому праву, совершение какого-либо запретного действия или отказ от выполнения необходимого (вâджиб) действия несет в себе вину и грех. Однако, в случае с ар-рухсат это правило не практикуется. По этой причине в случаях, когда предоставлено разрешение ар-рухсат, совершивший за­претное действие (харâм) не будет наказуем или отказавшийся от выполнения необходимого (вâджиб) дей­ствия не будет порицаем. Потому что в ар-рухсат запретное (харâм) действие переходит иногда в категорию разрешенного (мубâх), а иногда отказ от совершения необходимого действия приобретает статус дозволен­ного. Согласно этому ар-рухсат делится на две категории:
1) Разрешение выполнения (رخصة الفعل) - ар-рухсат, позволяющий совершать запретное (харâм) дейст­вие: когда аль-’азимат запрещает выполнение какого-то действия, а ар-рухсат приводит к дозволению его (мубâх) или необходимости исполнения (вâджиб). В случае необходимости, затруднения или нужды вещи, являющиеся запретными (харâм, мамну’), переходят в категорию дозволенного (мубâх).
2) Разрешение отказа (رخصة الترك).
II. Установленная норма
(الحكم الوضعي)
А. Определение
Название этого вида норм «установленные» (аль-вад’и) происходит от связи (мотивационной, услов­ной, причинной, основной, обозначенной, препятствующей), установленной Всевышним Законодателем между вещами. То есть, здесь говорится о наличии связи, установленной (аль-вад’) Всевышним Законодате­лем между двумя вещами, относящимися к сфере деятельности верующего. В этом случае установленная норма (الحكم الوضعي) является нормой, которая вызывает необходимость делать одну вещь по отношению к другой поводом (сабаб), условием (шарт), причиной (’иллет), признаком (’алâмат), основой (рукн), препят­ствием (мâни’). Например, наследование и смерть завещателя связаны друг с другом. То есть, смерть заве­щателя является причиной того, что родственник становится наследником.
Б. Категории установленной нормы
а) Опора (рукн)
б) Причина (’иллет)
в) Повод (сабаб)
г) Условие (шарт)
д) Признак (’алâмат)
е) Препятствие (мâни’)
а) Причина (аль-’иллет) (العلة)
1. Свойство:
В языке ’иллет имеет значение «изменения», «отклонения». Болезнь, привносящая изменения в чело­века называется также ’иллет. ’Иллет вносит изменение и в норму (хукм). Так, она может выявить несуще­ствующую норму или же, подобно тому, как это происходит в аналогии (кыйас), частную норму может при­вести к состоянию общей нормы.
Факихи подразумевают под ’иллет то, что означает существование нормы, что соразмеряет с собой и присоединяет к себе, другими словами, - то, на что опирается норма (хукм). В таком состоянии ’иллет выяв­ляет какую-нибудь норму, другими словами, является фактором воздействия в норме. Если где-то есть при­чина (’иллет), значит, есть и норма (хукм), а если нет причины, то отсутствует и норма.
2. Виды аль-’иллет:
1) Полный вид (’иллет по названию, значению и положению).
Это ’иллет, установленный для выражения шариатской нормы, ее действенный фактор и осуществ­ленный вместе с нормой. Ханафиты называют этот вид как ’иллет, соответствующий названию, значению и положению.
Нормой продаж является собственность. В том случае, если договор о продаже заключен правильно, не приостановлен и далек от предвзятости, ’иллет будет полного вида, и норма собственности, являющаяся его результатом, немедленно проявится. Продавец станет обладателем стоимости, а покупатель - товара. Правильное и необходимое бракосочетание (никâх) является полной причиной для проявления законных отношений между мужем и женой. Намеренное убийство человека также является полной причиной для отмщения.
2) Неполный вид.
’Иллет не может всегда быть полным. Некоторые препятствия могут помешать немедленному прояв­лению нормы (хукм). Когда препятствие будет устранено, проявится норма.
б) Повод (ас-Сабаб) (السبب)
1) Свойство:
ас-Сабаб имеет два значения – узкое и широкое.
1. ас-Сабаб в узком значении: непосредственно не являясь действенным фактором нормы, является средством и путем для ее достижения. Поэтому ’иллет и сабаб различаются между собой. Например, опья­нение (искâр) является причиной (’иллет). Время является поводом (сабаб) для того, чтобы молитва была необходимой (вâджиб).
2. ас-Сабаб в широком значении и его связь с аль-’иллет:
В широком смысле сабаб используется в качестве определяющего (му’арриф) для шариатской нормы или признака, указывающего на существование этой нормы. С этой точки зрения сабаб включает в себя и ’иллет. Согласно этому значению, каждая причина (’иллет) является поводом (сабаб), однако не каждый повод является причиной. Если между определяющим шариатскую норму (му’арриф) и нормой имеется ло­гическая связь, ее называют и поводом (сабаб) и причиной (’иллет). Если же логической связи нет, ее назы­вают только поводом (сабаб). Например, время является поводом, а не причиной для необходимости мо­литвы. Потому что между молитвой и временем нет какой-либо логической связи. Опьянение является и причиной и поводом существования запрета на вино. Потому что между существованием запрета на опьяне­ние и вином имеется логическая связь. Запрещение вина сохраняет разум. В этом случае, причина (’иллет) приобретает свойство соответствующего и действенного фактора, влияющего на норму. Повод же (сабаб) не является таковым.
в) Условие (аш-Шарт) (الشرط)
Свойство:
Условие (аш-шарт) - это то, на чем базируется существование нормы. Отсутствие его влечет за собой отсутствие нормы. Однако, наличие условия не влечет за собой наличие нормы. В этом заключается разница между шарт с одной стороны, и сабаб и ’иллет - с другой. Например, наличие ритуального омовения не влечет за собой необходимости совершения молитвы. Наличие двух свидетелей не обязывает совершать бракосочетание. Однако, как не может быть правильной молитвы без совершения омовения, так и не будет признанным бракосочетание без наличия двух свидетелей.
г) Признак (аль-Алâмат) (العلامة)
Наличие нормы не связано с признаком, он только определяет и поясняет норму.
Признаки делятся на четыре части:
1. Чистый признак.
Например, такбиры в молитве являются знаками и переходом от одного рукна к другому.
2. Условный признак.
Подтвержденным является происхождение ребенка, рожденного женщиной в браке. Таким образом, рождение является условным признаком происхождения.
3. Причинный признак.
Подобен шариатским причинам. Например, время по отношению к молитве является поводом (сабаб) или причиной (’иллет). По сути дела, время не влияет на необходимость совершения молитвы. Необходи­мость совершения молитвы предписана Аллахом. А время - это признак (аль-алâмат), указывающий на то, что молитва является необходимой (вâджиб).
4. Образный признак.
Это истинные причины с истинными условиями. Например, восход солнца может быть как причиной, так и признаком существования дня. Условием (шарт) правильного (сахих) бракосочетания является присут­ствие свидетелей. А присутствие свидетелей во время бракосочетания является признаком правильности бракосочетания.
д) Опора (ар-Рукн) (الركن)
Часть, способствующая появлению целого, называется ар-рукн, без наличия этой части невозможно появления целого. Например, опорой (рукн) брачных контрактов, договоров об аренде и продаже является необходимость и приемлемость. Без необходимости и приемлемости договор не может быть оформлен. Опорами (рукн) молитвы являются кыйâм (стояние), кыра’ат (чтение), руку’ (поясной поклон), суджуд (земной поклон) и др. Отсутствие одной из них делает молитву неправильной.
ар-Рукн делится на две части:
1. Главная опора (ар-рукн аль-асли)[[120]]
2. Добавочная опора (ар-рукн аз-зâид)[[121]]
Вера проявляется от подтверждения сердцем и признания языком. Подтверждение сердцем является главной опорой (ар-рукн аль-асли). Признание языком - это добавочная опора (ар-рукн аз-зâид). То есть, если нет подтверждения сердцем, значит, нет и веры. Тогда, как факт непризнания веры языком и сокрытие ее человеком, находящимся перед угрозой насилия, не повредит его вере. Так как этот факт является ар-рукн аз-зâид.
е) Препятствие (аль-Мâни’) (المانع)
аль-Мâни’ - это шариатское деяние, представляющее собой одну из установленных норм, препятст­вующих и противоречащих существованию какой-либо вещи, подразумеваемой нормой или поводом. аль-Мâни’ делится на две части:
1. Препятствие, воздействующее на повод.
2. Препятствие, воздействующее непосредственно на норму и отменяющее ее.
В качестве примера первого препятствия можно привести долг, влияющий на ценз необходимости вы­платы закята. Примером второго препятствия может быть следующее: отцовство является препятствием для наказания. Наличие сомнения является препятствием для установления предела наказания.


Существует следующие виды хукмов:
 В Коране слово хукм имеет значение Божественной мудрости или Божественного решения. В этом смысле Божественная мудрость распространяется на указания в Коране и Сунне, делая тем самым их обязательными. Такой хукм может быть основой для вынесения фетв.
Установление или указание. Указание правителя или авторитетного лица, которое становится обязательным для подчиняющихся ему лиц.
Хукм аль-иджтихади. Решение по правовому вопросу, разработанное на основании правовых источников или свободного суждения.
Логическое суждение. Часть логической фигуры в общей формуле суждения по аналогии.
Ахкам аль-хамса. В литературе по фикху человеческие поступки с позиции их допустимости разделены на пять степеней:
а). обязательные (фард, ваджиб)
б). рекомендуемые и одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб)
в). общедозволенные и нейтральные (мубах, джаиз)
г). порицаемые (макрух)
д). запретные (харам, мазхур).
Общее правило или установление. В научной литературе термин хукм широко употребляется в значении правила или установления, например «Правила правления» (ал-Ахкам ас-султания).


  • М. Таки ал-Хаким. Ал-Усул ал-'амма ли-л-фикх ал-мукаран. Бейрут, [1963], С.321

  • «FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.


[[117]] "Fevâtih", I, 54.

[[118]] "Аль-Мâида", 1.

[[119]] "Mir’ât", s. 510.

[[120]] Как голова по отношению к человеку. То есть, нет головы, нет человека.

[[121]] Как рука по отношению к человеку. То есть, человек может быть и безруким.



Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author