Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Правило приоритетов и фатвы

  TWE7OwP0Uk8

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: Не является истинным ученым тот, кто разбирается в вопросах дозволенного и запретного, ибо эти вопросы знают многие. Однако истинный ученый это тот, кто разбирается в вопросах пользы и вреда!”
См. “Альуияту-ннаср” 1/103.

Следует знать, что Шариат пришел для утверждения и совершенствования интересов (масляха), а также для удаления и уменьшения вреда (мафсада).

Если в какой-то ситуации происходит столкновение между утверждением интереса (или пользы) и удалением вреда, то следует выделить важнейшее из этого и предпочесть его менее важному.

Человек должен проявлять твердость при порицании и непризнании верными деяний, которые считаются нововведениями по единодушному мнению всех ученых. И быть мягче при порицании и непризнании верными деяний, в отношении которых ученые разногласят: одни считают их верными, а другие – нововведениями. Возможно, иногда человеку не стоит порицать их вовсе и, если среди людей есть сильные разногласия по этому вопросу, сохранять молчание.

ينبغي أن نفرق بين ما أجمع أهل العلم على أنه بدعة منكرة ، وما اختلف فيه أهل العلم ، كوضع اليدين في حال القيام في الصلاة ، أو الدعاء بعد الصلاة ، أو القنوت في صلاة الفجر كل يوم ... إلخ .
فيشدد في الإنكار في النوع الأول (ما أجمع العلماء على بدعيته) ، ويكون الإنكار في النوع الثاني (ما اختلف العلماء على بدعيته) بدرجة أقل ، وقد لا يُنكر من الأصل ، ويسكت الإنسان عنه ، لقوة الخلاف فيه .


Шейх аль-ислам Ибн Теймийа сказал:

«Если имам видит некое действие желательным, когда молящиеся за ним так не считают, и оставит это действие ради единения и согласия с людьми, то он поступит верно. Например, это может возникнуть при молитве витр. В отношении этой молитвы есть три мнения ученых. Некоторые считают, что она должна совершаться в три слитных друг с другом рака‘ата, как закатная молитва (магриб). Так считают ученые из Ирака. Второе мнение гласит, что витр – это один рака‘ат, который совершается отдельно от предыдущей молитвы. Таково мнение ученых Хиджаза. Третье мнение гласит, что можно поступать и так, и так. Это основное мнение мазхабов имама аш-Шафи‘и, Ахмада и других. И это мнение является верным.

Если люди, молящиеся за имамом, считают, что нужно последний рака‘ат молитвы витр читать слитно, как при закатной молитве, тогда как имам считает, что последний рака‘ат следует читать отдельно, но согласится с ними ради единения сердец, то так будет лучше. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если бы твой народ (курейшиты) не отказались бы от невежества недавно, то я бы перестроил Каабу и сделал бы дверь на уровень с землей. И сделал бы в ней две двери: одну для входа, а другую – для выхода“. Он оставил лучшее, чтобы не оттолкнуть людей.

И также в случае, если мужчина считает о том, что слова „С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного“ следует в молитве произносить вслух, а люди, совершающие молитву за ним, считают это нежелательным. Или наоборот. Если имам согласится с людьми, то это будет лучше» (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 22. С. 268).


Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Можно ли оставлять произношение слова „Аминь“ вслух и не поднимать рук в молитве?»

Он ответил:

«Да, если человек среди людей, которые не поднимают руки и не произносят слово „Аминь“ вслух. Предпочтительнее этого не делать, чтобы объединить сердца. И чтобы этот человек мог призывать их к благому, чтобы он мог обучать их и указывать на правильный путь. Если же он станет поступать не так, как они, то они будут порицать его за это, так как, по их мнению, то, что поднимать руки следует только при первом такбире, - это и есть религия. Такое мнение они переняли у своих ученых. И также в отношении произношения слов „Аминь“ вслух. О разногласии между учеными в этих вопросах известно. Некоторые ученые считали, что слово „Аминь“ нужно произносить вслух, другие – что про себя. В хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил их вслух, а в некоторых других – что не произносил вслух.

Несмотря на то, что более верным является мнение о желательности произносить слово „Аминь“ вслух, это является желательным. И тот, кто оставит это, оставляет желательное. Но верующий не должен совершать желательных действий, которые могут привести к разногласию, расколу и смуте. Верующий и призывающий к Аллаху должен оставить желательное, если это будет содействовать большей пользе.

Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрушил Каабу, а построил ее на фундаменте, оставшемся от Ибрахима. Он, мир ему и благословение, сказал: „Потому что племя Курайш недавно отказалось от неверия“, поэтому он оставил Каабу, как она есть, и не изменил ее, так как этого требовала всеобщая польза»
(Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 29. С. 274-275).

Шейхуль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Поистине противоречие им (во внешнем виде) только после победы религии и ее возвышения, как джихад, принуждение неверных к выплачиванию джизьи и унижению. В то время, вначале, когда мусульмане были слабы, им не было велено отличаться от них (неверных). Когда же религия стала полной, одержала победу и возвысилась, было велено это. Тоже самое и сегодня: если мусульманин живет на территории сражения, или в стране неверных, где нет сражения, ему не велено отличаться от них во внешнем виде, из-за того вреда, который в этом есть. Более того, может быть желательным или даже обязательным для мужчины иногда, чтобы его внешний вид совпадал с внешним видом неверных, если в этом есть польза для религии или призыва этих неверных к ней, или разведывание их тайн для информирования мусульман, или устранение вреда мусульманам и тому подобные правильные мотивы.
Что же касается даруль-ислама или даруль-хиджры, в которой Аллах возвеличил свою религию, обязал неверных унижением и джизьей (налогом) – то там велено отличаться от них”
См.: «Аль-Икътида», 176-177.




Tags: САЛЯТ. МОЛИТВА, ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author