Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Существование различных версий не свидетельствует о ложности хадиса. حجية السنة

                425271_514483558600366_858065653_n


То, что спрашивающий видит различия в хадисах в разных сборниках хадисов, не означает нарушения сохранности и передачи Сунны.
Сообщения могут быть различными по разным причинам, осознав которые все становится ясным.


Причины различных сообщений:
1. Раличные случаи
Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал в al-Ihkaam (1/134):
Существование различных версий не свидетельствует о ложности хадиса, если смысл одинаков, потому что доказано, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о чем либо, то повторял это трижды, поэтому каждый человек передавал в соответствии с тем, что он слышал. Различие в сообщения не указывает на слабость хадиса, если смысл одинаков.
2. Передача смысла
Это наиболее распространенная причина появления различных версий одного хадиса. Цель хадиса - передача смысла. Чтоже касается точной передачи слов, то это не является таким же актом поклонения, как и заучивание Корана.
Например, хадис: "Дела оцениваются лишь по намерениям" также передан "Дела по намерения" и как "Дела оцениваются по намерению". Смысл у хадисов один. Иснад хадисов один, т.е. Яхйа ибн Саид от Мухаада ибн Ибрахима от Алгама от Умара (да будет доволен им Аллах). Необходимо отметить, что из всех трех хадисов вытекает один смысл, так почему же существует три версии?
Для большей уверенности в том, что передатчик рассказал хадис с правильным смыслом, ученые не принимают хадисы с похожими значениями, до тех пор пока ученый по Арабскому языку не одобрит их, затем они сравнивают эти сообщения с сообщением от более надежного передатчика, затем они могут указать на ошибку в передаче хадиса, если таковая имеется. Существует еще много других особенностей, но обсуждать их тут не уместно.
3. Передатчик укорачивает хадис
Т.е. передатчик запомнил весь хадис, но он цитирует только часть из него в одном месте, а в другом месте он рассказывает его полностью.
Например, Абу Хурайра (дабудет доволен им Аллах) передал историю о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), забыв о двух ракатах молитвы Зохр. Также, от него передается полная история, и это все одна история. Это приводит к разнице в сообщениях. Смотрите Сахих Бухари 714,715,1229
4. Ошибки
Один из передатчиков хадиса может допустить ошибку и рассказать хадис так, как его не рассказывают другие. Ошибку возможно вычислить сравнивая сообщения друг с другом. Эта работа была проделана учеными в книгах Сунны и Тахридж
Шейх уль Ислам ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал в al-Jawaab al-Saheeh (3/39):
"Но Аллах сохранил для уммы то, что он ниспослал. Аллах сказал (первод смысла)
"Воистину, Мы ниспослали Зикр, и воистину Мы его сохраним (от искажения" (15:9)
Поэтому нет ошибки в интерпретации Корана или в передаче хадиса или его понимании. Аллах гарантировал, что всегда будет существовать умма тех, кто будет объяснять и приводить доводы против тех кто ошибается и указывать ложь лгунов. Это умма не соберется на заблуждении, и среди них всегда будет группа, которая будет держаться истины, пока не наступит Час. Потому что они последняя нация и не будет Пророка после их Пророка и не будет Книги после их Книги. Когда предыдущие нации поменяли свои книги, Аллах послал Пророк для того чтобы указать на запрещенное и разрешенное, но не будет Пророка после Пророка Мухаммада (да благословит его Аллахи и приветствует) и Аллах гарантировал сохранность откровения которое он ниспослал"
Сунна, как мы объяснили в начале, является откровением (вахи) от Аллаха, которая объясняет людям то, что было им ниспослано в Книге Аллаха и она учит людей правилам, которые необходимы им в религиозной практике. Даже если детали или основа принципов упомянуты в Книге Аллаха, мы говорим: "Сунна это атрибут Пророчества и одна из миссии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Люди до сих пор относятся к сунне подобным образом, вне зависимости от того, сказано ли это в книгах или передано устно, что может приводить к различным формулировкам или различным контекстам. Но ничего из этого не вызывает сомнения или беспокойства или спора в действительности доводов и не приводит к тому, чтобы люди сказали что им это не нужно, не смотря на большую разницу среди людей в теоретических и практических вопросах.
Великий ученый шейх 'Abd al-Ghani 'Abd al-Khaaliq (да помилует его Аллах) сказал:
"Мы не нашли в ни в книгах Газали, ни Амиди ни Баздави ни другого ученого по усулю, следовавший их методу написания какого-нибудь намека на разногласие в отношении этого вопроса. Они ученые, которые изучили все книги и мазхабы предыдущих ученых и изучили диспуты, и нестандартные мнения, и они тщательно подошли к вопросу опровержения этих сомнений."
Затем он цитирует одного из комментаторов аль Мусаллам: "Коран, Сунна, иджма ученых и суждение по аналогии являются действительными основами Ислама. Но ученые по Усуль сконцентрировались на действительности иджмы и аналогии, потому что было много глупых людей, которые старались подвергнуть сомнению их правомочность, как например хавариджы или рафидиты (да унизит их Аллах).
Что касается законность Корана и Сунны, умма единогласна в том, что нет необходимости обсуждать их законность."


انظر : حجية السنة ( 248-249) .
وانظر : إجابة السؤال (93111)


____________________________________

أسباب تعدد الروايات :
1- تعدد الحادثة :
يقول ابن حزم رحمه الله في "الإحكام" (1/134) :
" وليس اختلاف الروايات عيبا في الحديث إذا كان المعنى واحدا ، لأن النبي صلى الله عليه وسلم صحَّ عنه أنه إذا كان يُحَدِّث بحديثٍ كَرَّرَه ثلاث مرات ، فينقل كل إنسان بحسب ما سمع ، فليس هذا الاختلاف في الروايات مما يوهن الحديث إذا كان المعنى واحدا " انتهى .
2- الرواية بالمعنى :
وهو أكثر ما يسبب تعدد الروايات للحديث الواحد ، فإن المهم في نقل الحديث أداء مضمونه ومحتواه ، أما ألفاظه فليست تعبديةً كالقرآن .
مثاله : حديث ( إنما الأعمال بالنيات ) : فقد روي بلفظ ( العمل بالنية ) ولفظ ( إنما الأعمال بالنية ) وآخر ( الأعمال بالنية ) ، وهذا التعدد سببه الرواية بالمعنى ، فإن مخرج الحديث واحد ، وهو يحيى بن سعيد عن محمد بن إبراهيم التيمي عن علقمة عن عمر رضي الله عنه ، والملاحظ أن المعنى الذي يفهم من هذه الجمل واحد ، فأي ضرر في تعدد الروايات حينئذ ؟!
ولكي يطمئن العلماء أكثر إلى أن الراوي نقل المعنى الصحيح للحديث ، كانوا لا يقبلون الرواية بالمعنى إلا من عالم باللغة العربية ، ثم يقارنون رواية الراوي برواية غيره من الثقات ، فيتبين لهم الخطأ في النقل إن وقع ، والأمثلة على ذلك كثيرة ، ليس هذا محلها .
3- اختصار الراوي للحديث :
أي أن يكون الراوي حافظا للحديث كله ، ولكن يكتفي بذكر جزء منه في حال ، ويذكره كاملا في حال أخرى .
مثاله : روايات حديث أبي هريرة في قصة نسيان النبي صلى الله عليه وسلم ركعتين من صلاة الظهر ، فكلها جاءت عن أبي هريرة ، وهي قصة واحدة ، وذلك يدل على أن اختلاف الروايات سببه اختصار بعض الرواة . انظر صحيح البخاري (714) (715) (1229)
4- الخطأ :
فقد يقع من أحد الرواة الخطأ ، فيروي الحديث على غير وجهه الذي يرويه الآخرون ، ويمكن معرفة الخطأ بمقارنة الروايات بعضها ببعض ، وهو ما قام به أهل العلم في كتب السنة والتخريج .
يقول شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله في "الجواب الصحيح" (3/39) :
" ولكن هذه الأمة حفظ الله تعالى لها ما أنزله ، قال تعالى : ( إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ) الحجر/9 ، فما في تفسير القرآن أو نقل الحديث أو تفسيره من غلط ، فإن الله يقيم له من الأمة من يبيِّنُه ، ويذكر الدليل على غلط الغالط وكذب الكاذب ، فإن هذه الأمة لا تجتمع على ضلالة ، ولا يزال فيها طائفة ظاهرة على الحق حتى تقوم الساعة ، إذ كانوا آخر الأمم ، فلا نبي بعد نبيهم ، ولا كتاب بعد كتابهم ، وكانت الأمم قبلهم إذا بدَّلوا وغيَّروا بعث الله نبيا يبين لهم ويأمرهم وينهاهم ، ولم يكن بعد محمد صلى الله عليه وسلم نبي ، وقد ضمن الله أن يحفظ ما أنزله من الذكر " انتهى .

والسنة ، على الوجه الذي ذكرناه أولا ، من كونها وحيا من عند الله تعالى : يبين للناس ما نُزِّل إليهم في كتاب الله تعالى ، ويعلمهم من الأحكام ما يحتاجونه في دينهم ، ولو يأت تفصيله ، أو أصله في كتاب الله تعالى ، نقول : السنة على هذا الوجه هي من خصائص النبوة ؛ فهذه الوظيفة هي من أجل وظائف النبوة ، وما زال الناس يرون السنة على هذا الوجه ، بما تحمله الكتب ، أو الروايات الشفهية من اختلاف في بعض الألفاظ ، أو تعدد لسياقات الحديث ، ولم يكن في ذلك ما يدعو للتشكك في منزلتها ، أو القلق من حفظها ، أو التردد والخلاف في حجيتها وحاجة الناس إليها ، على كثرة ما اختلف الناس وتنازعوا في المسائل العلمية والعملية.
يقول العلامة الشيخ عبد الغني عبد الخالق ـ رحمه الله ـ :
" لا نجد في كتب الغزالي والآمدي والبزدوي ، وجميع من اتبع طرقهم في التأليف من الأصوليين ، تصريحا ولا تلويحا بأن في هذه المسألة خلافا ، وهم الذين استقصوا كتب السابقين ومذاهبهم ، وتتبعوا الاختلافات ، حتى الشاذة منها ، واعتنوا بالرد عليها أشد الاعتناء"
ثم نقل عن صاحب المُسَلَّم ، وشارحه : " أن حجية الكتاب والسنة والإجماع والقياس : من علم الكلام ، لكن تعرض الأصولي لحجية الإجماع والقياس ، لأنهما كثر التشغيب فيهما من الحمقى ، من الخوارج والروافض ( خذلهم الله تعالى ) ، وأما حجية الكتاب والسنة : فمتفق عليها عند الأمة ، ممن يدعي التدين كافة ، فلا حاجة إلى الذكر " انتهى .
انظر : حجية السنة ( 248-249) .
وانظر : إجابة السؤال (93111)


الإسلام سؤال وجواب
Tags: ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author