Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Дозволено ли наследовать от неверных

      DSCF4849

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!" аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Представители двух разных религий не наследуют друг от друга". Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 7614.

Что это значит? Это значит, что если у мусульманина остались наследники, которые не мусульмане, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман. Если у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным. Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не идет его наследство, а если его наследники неверные как и он, тогда оно идет к ним, как это пояснял шейх Ибн Баз. См. "Нурун 'аля ад-дарб" № 10.

НО, есть разница между наследством и завещанием в Исламе, как говорил шейх Абдур-Рахман аль-'Аджлян. Наследство (мирас) оно не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически идет к наследникам и Аллах уже распределил в Коране кому сколько и как.
Тогда как завещание (уасыя) - это то, что можно завещать из своего имущество на что-то определенное. И если наследники мусульманина - мусульмане, он не имеет права завещать больше чем треть своего имущество на что-то.
Так вот, если у мусульманина родители неверные, то в качестве завещания нет запрета ему перенять их имущество.
Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также и завещание. А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: "Я завещаю иудею или христианину", поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием. Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманину неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволенно только в том случае, если делается для поддержания родственных связей и т.п. См. "аль-Маусу'атуль-фикъхия" 2/312.

Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, если он не был из числа враждующих, с кем нет договора, тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в "аль-Ихтиярат" 336 и Ибн аль-Къайим в "Ахкам ахль аз-зимма" 2/674. В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». («Сахих аль-джами’» 2778). Что от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный. Что мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.
Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковывании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.

Что касается положения мусульман, чьи родители неверные, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании и т.п. См. "Фатауа аль-Ляджна" № 4149, 4214, 17130.

Человек, который спешит совершить нечто запрещенное, наказывается лишением этой вещи. Если кто-то оставляет что-то ради Аллаха, к которому душа его питает склонность, то Аллаh возмещает это тем, что лучше как в этом мире, так и вечном. Тот, кто оставляет грехи ради Аллаhа, грехи, к которому душа его испытывает тягу, тому Аллаh дарует иман в его сердце, простор в груди, барака в его пропитании и здоровье в его теле, не говоря уже о той награде Аллаха, которую не возможно описать. Только одному Аллаху обращаются за помощью» (См. Шейх Са’ди «Къауа’иду-аль-Фикъhийа» стр.52)
Шейх ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этого правила сказал: «Любой, кто торопиться с какой-то вещью раньше времени путем запретного, наказывается лишением этой вещи, это потому, что милость Аллаха не получают посредством греха. И эта одна из мудростей Аллаха, поскольку если позволят человеку поскорее овладеть путем запретного то, что ему по праву принадлежит, то непременно будут совершаться запретные вещи. Ибо человеческие души по своему природу склонны к жадности и алчности. Поэтому если запретят человеку право его, к которому он поторопился завладеть путем запретного, то это удержит его от совершения запретного» (См. Шейх ибн ‘Усаймин «Шарх Къауа’иду-аль-Фикъhийа» стр.129-130).

Tags: ФИКЪХ, ШАРИАТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author