Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

УЧЕНЫЕ ЖЕНЩИНЫ УММЫ

Первое поколение:
Духовные матери правоверных, среди который особенно отличились в передаче хадисов:

Айша бинт Аби Бакр,Умм Хабиба, Хафса, хранительница Корана (да будет доволен ими Аллах); а также:


Рабийя бинт Муавиз бин Афра, одна из известнейших передатчиц хадисов. Ее учеником был Абдулла ибн Аббас;
Амра бинт Абдульрахман- факих и мухаддис
Хафса, дочь ибн Сирина (5),
Умм Дарда Младшая (ум.81г.Х/700г)-получила иджазу от Ийяса ибн Муавии, величайшего ученого своего времении непревзойденного кади. Он называет ее крупнейшим авторитетом вобласти хадисоведения, наравне с аль Хасан аль Басри и Ибн Сирином (6).


Амра бинт Абдурахман - высочайший авторитет, специализировалась на хадисах от Айши, в числе ее учеников были Абу Бакр ибн Хазм,прославленный кади Мадины. По специальному указу халифа Умара ибнАбдель Азиза все ее пересказы были записаны в специальную книгу (7).

Поколение последователей:

В этой блестящей плеяде множество других имен:
Абидааль-Маданийя, Абда бинт Бишр, Умм Умарат-Такафийя, Зейнаб, внучка Алиибн Абдуллы ибн Аббаса, Нафиса бинт аль Хасан ибн Зийяд, Хадиджа УммМухамаад, Абда бинт Абдурахман, и множество других женщин,- все одинчитали публичные лекции по хадисам.

Этизнаменитые женщины-ученые имели разное происхождение, что еще раздоказывает, что ни пол, ни происхождение не имеют никакого значения, неявляются препятствием в подъеме по лестнице исламского знания.

Например, Абида вначале своей жизни была рабыней Мухаммада ибн Йазида, училась уучителей в Мадине и выучила очень большое количество хадисов. Ее хозяинотдал ее Хабибу Даххун, крупнейшему хадисоведу. Испании. Грамотность изнания Абиды настолько поразили и удивили ее хозяина, что он освободилее, женился на ней и взял с собой в Андалузию. Сообщается, что онапередала 10000 хадисов от мадинских учителей.(8)

Другим противоположным примером является Зейнаб бинт Сулейман(ум.142 г.Х/759), принцесса по рождению. Ее отец был двоюродным братомас-Саффана, основателя аббасидской династии, правитель Басры, Омана иБахрейна в период правления халифа аль-Мансура9. Зейнаб, получившаяблестящее образование, достигла очень высокого уровня в знании хадисови имела репутацию одной из самых выдающихся женщин-хадисоведов своеговремени. Среди ее учеников насчитывалось большое количество мужчин.(10.)

Собирание и изучение хадисов
Работупо обрабатыванию хадисов продолжалась и после того, как крупнейшиеантологии хадисов уже были составлены, в этой области трудились какмужчины, так и женщины-ученые.

Анализтекстов показывает, что все крупнейшие собиратели хадисов раннегопериода получили множество хадисов от женщин. Каждый из основныхсборников содержит множество имен женщин- прямых передатчиков инепосредственных авторитетов автора сборника. Когда же работа пособиранию хадисов была завершена, женщины- ученые осуществляли контрольнад этими сборниками, читали публичные лекции и давали иджазу(разрешение на передачу хадисов или сборника хадисов) своим ученикам-мужчинам.

4 век Хиджы знаменателен именами следующих крупнейших ученых женщин:Фатима бинт Абдуррахман (ум.312г.Х/924), известная своим благочестием иполучившая прозвище ас-Суфийя, Фатима, внучка Абу Дауда; Амат аль-Уахид(ум.377г.Х/987г.), дочь выдающегося юриста (факиха) аль-Мухамили; Уммаль-Фат Амат аль-Салам, дочь судьи Абу Бакра Ахмада (ум.350г.Х./961);Джумуа бинт Ахмад и многими другими.

Аудитории, где они преподавали, были всегда полны почтительными учениками (11).
Исламская традиция женского хадисоведения продолжилась и в 5, и в 6 веках Хиджры. Фатиму бинт аль-Хасан ибн Али ибн ад-Даккак ал-Кушайрипочитали не только за ее благочестие и искусность каллиграфа, а такжеза блестящее знание хадисов. Ее иснады (цепочка передатчиков хадиса)всегда отличались достоверностью (12 ).

Еще более известной была Карима аль-Марвазия (ум.463г.Х/1070), считавшаяся лучшим знатоком хадисов аль-Бухари своеговремени. Абу Зарр из Герата, один из ведущих ученых своего времени,придавал такое огромное значение ее знаниям, что советовал своимстудентам изучать «Сахих» только под ее руководством. Таким образом,она является одной из ключевых фигур в передаче основных исламскихтекстов13. В подтверждение этому, известный исследователь- исламоведГолдзихер(14), пишет: «Ее имя встречается удивительно часто, как дающего иджазу для передачи текстов этой книги». (т.есть «Сахих»)

Среди ее студентов были аль-Хатиб аль-Багдади (15) и аль-Хумайди (16) (428г.Х/1036- 488г.Х/1095).
КромеКаримы, множество имен других женщин- хадисоведов также занимаютпочетное место в истории передачи текстов «Сахих»(17). Среди нихследует особенно отметить Фатыму бинт Мухаммад (ум.539 г.Х./1144), Шахду- «Писательницу» (ум.574 г. Х./1178) и Ситт аль-Вузара бинт Умар (ум.716г.Х./1316)(18).Фатима передала книгу великого хадисоведа Саида аль-Аийяр, она получилатитул «муснидат Исфахана» - крупнейший авторитет по хадисам города Исфахан.

Шахда была известным каллиграфом иученым с прекрасной репутацией; биографы описывают ее как «каллиграфа,крупнейший авторитет по хадисам, гордость всех женщин». Ее прадедушказанимался продажей игл, у него даже была кунья (прозвище) «аль-Ибри»(продавец игл). Но ее отец, Абу Наср (ум.506 г.Х/1112) увлекалсяхадисами и изучил их с несколькими преподавателями19. Следуя сунне(путь и наставления пророка, СААС) он дал дочери прекрасноеобразование, надеясь, что она будет в дальнейшем изучать хадисы уизвестных преподавателей.

Онавышла замуж за Али ибн Мухаммада, известного человека, занимавшегосялитературой, который позднее стал помощником халифа аль-Муктади,организовал учебное заведение и суфийский орден. Его жена, однако, былаболее популярной фигурой того времени, благодаря своим знаниям вобласти хадисоведения, отличаясь качеством иснадов(20). Ее лекциипо «Сахих" Бухари и другим книгам хадисов пользовались таким успехом,что аудитория всегда была переполнена, а быть среди ее учениковсчиталось столь престижно, что некоторые люди ложно причисляли себя кним (21).

Крупным знатоком хадисов аль-Бухари своего времени также считается Ситт аль-Вузара,которая кроме того, являлась еще и специалистом мусульманского права.Ситт читала лекции по хадисам Бухари и другим сборникам в Дамаске иЕгипте (22). Она была удостоена титула "муснида" (величайший авторитетпо хадисам).

«Сахих» также преподавала Умм аль-Хайр Аматил-Халик(811г.Х/1408- 911г.Х./1505), которую считают последним крупнейшимхадисоведом Хиджаза (23). Другим известным авторитетом в этой областиявлялась Айша бинт Абдуль-Хади (24). Кроме перечисленных имен ученыхмусульманок, специализировавшихся на «Сахих» Бухари, были иженщины-ученые, занимавшиеся экспертизой других сборников хадисов. Умм аль-Хайр Фатима бинт Али (ум.532/1137) и Фатима аш-Шахразурийя преподавали по «Сахих» Муслима (Ибн аль-Имад IV:100). Фатима аль-Джаузданийя (ум.524 г.Х./1129) передала своим студентам три «Муджам» ат-Табарани (Ибн Салим, 16).

Лекции Зейнаб Харран (ум.68г.Х./1289) также собирали многочисленную аудиторию. Она преподавала«Муснад» Ахмада ибн Ханбала, самую большую коллекцию хадисов (ИбнСалим,28f).

Джувайрийя бинт Умар (ум.783г.Х./1381), а также Зейнаб бинт Ахмад ибн Умар (ум.722г.Х./1322),которая путешествовала повсюду в поисках знаний по хадисоведению, ичитала лекции в Египте и в Мадине, передав студентам сборники ад-Даримии Абда ибн Хумайда. Сообщается, что ученики приезжали издалека толькодля того, чтобы прослушать ее курс лекций. (Ибн Аль-Имад VI:56).

Зейнаб бинт Ахмад (ум.740 г.Х./1339), известная как Бинт аль-Камаль, приобрела«верблюжий груз» дипломов, она преподавала по «Муснаду» Абу Ханифы,«Шамаиль» ат-Тирмизи, «Шарх Маани аль-Атар» ат-Тахави, причем последнийона выучила от другой женщины-ученого, Аджиба бинт Абу Бакр(ум.740г.Х./1339).(Ибн Аль Имад VI:126; Ибн Салим 14, 18; Аль- Умари73).

Великий географ ипутешественник, Ибн Батута, будучи в Дамаске, изучал хадисы с Зейнаббинт Ахмад и другими женщинами- учеными. (Ибн Батута, 253).
Известныйисторик Дамаска Ибн Асакир, рассказывал, что он обучался у более 200мужчин и 80 женщин, но иджаза (сертификат о знании определенногоколичества хадисов, или какого-либо сборника, право на преподаваниеэтих хадисов) он получил от Зейнаб бинт Абдуррахман на «Муватта» имама Малика (Йякут, «Муджам аль-Бульдан», V:140f).

Джалаль ад-Дин ас-Суйюти изучил «Рисаля» имама аш-Шафии с Хаджарь бинт Мухаммад (Йякут, «Муджам аль-Удаба», 17f). Афиф ад-Дин Джунайд, ученый 9 века по Хиджре, прочел «Сунан» ад-Дарими с Фатымой бинт Ахмад ибн Касым.

Другим очень важным ученым своего времени считается Зейнаб бинт аш-Шари (ум.615г.Х/1218). Она изучила хадисы под руководством известных ученых своеговремени, а потом, в свою очередь, преподавала студентам, многие изкоторых достигли больших успехов, включая Ибн Халликана, автораизвестного биографического словаря «Уафайят аль-‘Аван» (Ибн Халликан,250).

Еще одно имя ученого- Карима Сирийская (ум.641г.Х./1218),которую биографы называют крупнейшим хадисоведом Сирии своего времени.Она преподавала по хадисам разных ученых. (Ибн Аль-Амад V: 212, 404).

ИбнХаджар в своей работе «Ад-Дурар аль-Карима» приводит краткиебиографические сведения о 170 известных женщинах 8 века, в большинствеони являлись хадисоведами, и у многих из них учился сам автор. Многиеиз этих женщин признаны великими личностями своего времени.

Например, Джувайрийя бинт Ахмад,имя которой уже упоминалось, изучила несколько сборников хадисов,обучалась как у мужчин, так и у женщин, преподававших в известныхвузах, а впоследствии уже сама преподавала исламские дисциплины.«Некоторые из моих собственных учителей, и многие мои современникипосещали ее занятия», - говорит Ибн Хаджар (Ибн Хаджар I, № 1472).

Некоторое время ибн Хаджар обучался у Айши бинт Абдуль-Хади (723-816),известнейшего блестящего хадисоведа своего времени; многие студенты, впоисках знания, проделывали очень долгий путь, приезжали из самыхотдаленных уголков, лишь бы получить от нее знание религии (ИбнАль-Амад VIII: 120f).

Ситт аль-Араб(ум.760 г.Х./1358) была учителем хорошо известного хадисоведа Аль-Ираки(ум.742 г.Х/1341) и многих других, получивших большую часть своегознания от нее (ибн аль-Имад, VI, 208).

Дакика бинт Муршид (ум. 746г.Х./1345) - другая женщина-хадисовед, получила свои знания от многих других женщин- учителей.

Информацияо женщинах-хадисоведах 9 века дана в книге «ад-Дау-аль-Лами» Мухаммадаибн Абдуррахмана ас-Сахави (830-897/1427-1489), биографическомсправочнике известных людей 9 века.

Еще однимисточником является труд «Муджам аш-Шуйух» Абдуль-Азиза ибн Умара ибнФахда (812-871/1409-1466), составленный в 861году и посвященныйбиографическим данным более 1100 преподавателей, у которых обучалсяавтор, из них больше составляют 130 женщины.

Некоторые из них женщин названысамыми щепетильными, самыми точными учеными своего времени; они обучалимногих крупнейших ученых последующего поколения.

Умм Хани Марьям (778-871/1376-1466),например, выучила наизусть Коран, будучи еще ребенком, изучила всеисламские науки, которые преподавались в то время – включая теологию,фикх, историю, грамматику, и затем путешествовала в поисках знаний похадисам, обучалась у лучших хадисоведов своего времени в Каире и Мекке.Она также прославилась как искусный каллиграф, знаток арабского языка,обладала незаурядным поэтическим дарованием, а также была известнасвоим благочестием (совершила хадж не менее 13 раз).
Ее сын, ставшийизвестным ученым 10 века, относился к ней удивительно благоговейно,стремясь быть всегда рядом, до конца ее жизни. Она преподавала поинтенсивной программе в известнейшем университете Каира, и дала иджазумногим ученым. Ибн Фахд изучил несколько работ по хадисам под ееруководством. (ас-Сахауи, XII, № 980).

Ее сирийская последовательница, Бай Хатун (ум.864г.Х./1459), изучив хадисы с Абу Бакром ал-Миззи и другими хадисоведами,и получив иджаза от многих знатоков хадисов, как от мужчин, так и отженщин, читала лекции по этому предмету в Сирии и Каире. Считаласьблестящим преподавателем. (Ас-Сахави, XII, № 58).

Айша бинт Ибрахим (760-842/1358-1438),известная в академических кругах как Ибнат аш-Шарайхи, также изучалахадисы в Дамаске и Каире (и в других вузах), читала курс лекций,которые стремились посещать выдающиеся ученые того времени (ас-СахавиXII, 450).
Умм аль-Хайр, Саида Мекки (ум.850г.Х./1446)получила знания по хадисам от многих видных ученых в различных городах,и впоследствии сама приобрела репутацию ученого (ас-Сахави XII, 901).

Можетпоказаться, что, начиная с 10 века по хиджре, роль женщин вхадисоведении и других исламских науках несколько меркнет. Но это нетак. Такие книги, как «ан-Нур ас-Сафир» аль-Ядаруса, «Хуласаталь-акбар» аль-Мухибби и «ас-Сухуб аль-Вабилах» Мухаммада ибн Абдуллы(биографические справочники выдающихся личностей 10, 11 и 12 веков поХиджре), содержат имена большого количества женщин – хадисоведов.Мусульанки-хадисоведы 9 века, прославившиеся как ученые с безупречнойрепутацией, продолжали служить Сунне и в 10 веке.

Асма бинт Камаль ад-Дин (ум.904г.Х/1498)имела влияние на правителей и чиновников, часто давала советы, которымони неуклонно следовали. Она вела лекции и обучала женщин различнымисламским дисциплинам (аль-Ядарус, 49). Айша бинт Мухаммад (ум.906г.Х./1500), была замужем за известным судьей Муслихом ад-Дин,преподавала хадисы многим студентам и была назначена профессором вколледже Салихийя в Дамаске (ибн Аби Тахир, XII, 665ff).
Фатима бинт Юсуф из Халеба (Сирия) (870-925/1465-1519) была известна как одна из самых лучших ученых своего времени (ибн Аби Тахир, XII, 665).

Последней женщиной-хадисоведом первого ранга является Фатима аль-Фукдайлийя, известнаятакже как аш-Шейха аль-Фудайлийя. Она родилась в конце 12 века,превосходно владела каллиграфией и была знатоком многих исламских наук.Отличалась особым интересом к хадисам, превосходно изучила этотпредмет, получила дипломы от многих известных ученых и приобреларепутацию прекрасного хадисоведа с правом преподавания.

Вконце жизни она поселилась в Мекке, где основала богатую общественнуюбиблиотеку. В священном городе ее лекции посещали многие знаменитыехадисоведы, которым она выдавала иджазу (сертификат). Среди них особоевнимание заслуживают шейх Умар аль-Ханафи и шейх Мухаммад Сали. Фатимааль-Фукдалийя умерла в 1247/1831 (Ибн Хумайд. XII, 758).

Прослеживая историюразвития и передачи исламского знания, для каждого непредвзятогочитателя очевидно, что женщины, принимавшие участие в этом процессе, неограничивались личным интересом, они учились не для себя лично, и незанимались обучением нескольких отдельных индивидов.

Стремяськ знанию, они брали его отовсюду-обучались у мужчин и женщин, ипутешествовали в поисках знания в отдаленные страны, а впоследствиисами обучали, читая лекции для большой аудитории, наряду со своимибратьями по вере.

Письменные источникиподтверждают, что женщины посещали публичные лекции, на которыестекалось огромное количество студентов, а также и сами занималисьпреподавательской деятельностью, читая курсы лекций в лучшихуниверситетах.

Например, в манускрипте «аль-Машихат ма ат-Тарик» (лист 238) Ибн аль-Бухари указано,что курс из 11 лекций, где общее число студентов было более 500,посещало большое количество женщин, и этот курс читался человек вмечети Омейядов в Дамаске в 687/1288 году.
Далее в том жеманускрипте (лист 40) сказано, что много женщин посещало другой курс,из 6 лекций, который читал ибн ас-Сайрафи аудитории в 200 человек вХалебе (=Алеппо) Сирия, в 736/1336 г.

На листе 250 указывается, что женщина –хадисовед по имени Умм Абдулла читалакурс из 5 лекций смешанной аудитории, то есть там присутствовали имужчины, и женщины вместе, общим количеством 50 человек, и происходилоэто в Дамаске в 837г.Х./1433 году.

В примечаниях к книге «Китаб аль Кифайя» Аль Хатыба аль Багдади, и сборника его комментариев к хадисам фигурирует имена Нимы бинт Али, Умм Ахмад Зейнаб бинт Аль Макка и других женщин-хадисоведов,читавших лекции по этим двум книгам. Иногда они преподавалисамостоятельно, иногда- совместно с хадисоведами- мужчинами. Лекциичитались студентам в ведущих университетах, таких как Азизийя и Диайия.Некоторые лекции посещал Ахмад, сын знаменитого полководца СалахАд-Дина.

Источники:

Аль Аударус. Ан-Нур ас-Сафир.Ибн Батута, ПутешествиеИбн Хаджар Аль Аскалани. Ад-Дурар Аль Карима фи Айям Аль Мийя ат-ТаманияИбн Аль Имад, Шазарат Аз-Захаб фи Акбар мин ЗахабИбн Халликан, Вафайят аль АйямИбн Салим, Аль ИмдадИбн Хумаид, Мухаммад ибн Абдулла. Ас-Сухуб Аль- Вабила аля Дараих аль ХанабиляАш-Шахави, АдДау аль-Лами ли Ахль аль Карн атТасиАль-Умари. Кифт ат-Тамар.
Якут. Муджам Аль Бульдан
Якут. Муджам Аль Аль-Удаба
Голдзихер, Исследования Ислама,А также:
(3) Аль Хатиб, Сунна, 53–4, 69–70.
(4) Аль Хатиб, Сунна, 18, 21.
(5) Ибн Сад, VIII, 355.
(6) Суюти, Тадриб, 215.
(7) Ибн Сад, VIII, 353.
(8) Маккари, Нафх, II, 96.
(9) Вустенфельд, генеаголоческие таблицы, 403.
(10) Аль Хатиб Аль Багдади, Тарих Багдад, XIV, 434f.
(11) Ибид, XIV, 441-44.
(12) Ибн АльИмад, Шадхарат Аз-Захах фи Акбар ман Захах (Каир, AH 1351), V, 48; Ибн Халликан, № 413.
(13) Маккари, Нафх, I, 876; цитируется у Голдзихера, Исследования Ислама, II, 366. (14) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 366.
(15) Ягут, Муджам Аль Удаба , I, 247.
(16) COPL, V/i, 98f.
(17) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 366.
(18)Ибн Аль Имад, IV, 123: «Ситт Аль Вузара была также блестящим юристом.Однажды ее пригласили в Каир для дачи фатвы по случаю, который поставилв тупик местных правоведов»
(19) Ибн Аль Атир, Аль Камиль (Каир, AH 1301), X, 346.
(20) Ибн Халликан, №. 295.
(21) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 367.
(22) Ибн Аль Имад, VI. 40.
(23) Ибид, VIII, 14.
(24) Ибн Салим, Аль Имдад (AH 1327), 36.

Tags: ЗНАНИЕ, ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА, СЕСТРАМ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author