Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ЖЕНЩИНЫ- АЛИМЫ

Ранние ученые -мусульманки

Мухаммад Акрам Надви
Лекция Мухаммада Акрама Надви, стипендиата Центра изучения Исламских Наук при Оксфордском университете.


Хадисоведение

Во время правления праведных халифов никогда не поднимался вопрос о законности знаний, полученных от женщин. А если все-таки вас волнует этот вопрос, то взгляните на хадисы, переданные со слов пророка салаллаху алейхи ва саллям как от женщин, так и мужчин. Имам Хаким Найшапури утверждает: "1/4 нашей религии зависит от наших сестер-мусульманок, передавших слова посланника Аллаха
салаллаху алейхи ва саллям. Если бы не эти передатчицы, то мы потеряли бы четверть нашей религии".

Например, Абу Ханифа говорит о 4 ракатной дополнительной молитве перед обязательной дневной молитвой, в то время как другие имамы упоминают только о 2 ракатной молитве сунны. Имамы ашШафи’и, Малик и Ахмад Ханбал ссылаются на передатчика Абдуллу ибн Умара, а Абу Ханифа использует хадисы от Умм Хабибы и других жен пророка салаллаху алейхи ва саллям, да будет доволен ими Аллах.
Абу Ханифа аргументирует свое утверждение тем, что посланник Аллаха
салаллаху алейхи ва саллям, обычно совершал свои дополнительные молитвы дома, поэтому его жены (да будет доволен ими Аллах) - сильные передатчицы.

Многие важнейшие события, такие, как начало пророческой миссии, были переданы женщинами. Одна только Айша (да будет доволен ею Аллах) передала немалое количество хадисов, включенных в сборник аль-Бухари, например, очень известный хадис о том, что "Поистине, все наши деяния оцениваются по нашим намерениям…".
Важнейший хадис о необходимости наличия омовения, как условия действительности любой молитвы был передан со слов Рабийи бинт Муавиз бн Афра, одной из известнейших передатчиц хадисов. Вся ее семья погибла во время битвы при Ухуде.

Переданные ею хадисы встречаются в сборниках аль-Бухари, Муслима, ибн Маджа и других.
Многие мусульмане ходили к ней учиться, несмотря на то, что в то время в Мадине жили Абу Бакр, Умар и Усман, Али, Муад ибн Джабаль и Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах) . Однако именное ее считали экспертом в области знаний об омовении. Ее учеником был Абдулла ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом), известный ученый того времени, толкователь Корана и член семьи пророка салаллаху алейхи ва саллям. Он никогда не задавался вопросом: "Почему я должен брать уроки у нее, когда я - близкий родственник пророка и известный толкователь Корана?"

Это же касается и Али Зейд аль-АбиДдин, внука пророка Мухаммада (СААС) и крупного ученого.
Их целью было получение истинных знаний, при этом пол обладателя знаний их нисколько не волновал.

Интересно, что не существует ни одного недостоверного или слабого хадиса, переданного женщинами.
Имам Джахаби подтверждает: "Существует очень большое количество хадисов, переданных мужчинами, которые не достоверны. Однако в истории ислама нет ни одной женщины, которую обвинили бы в слабости (хадиса) или недостоверности ее слов".

При этом, если интеллектуальная честность какого-либо передатчика и ставится под вопрос, то этим человеком может оказаться только мужчина. Женщины всегда правдиво передавали религиозное знание.

Амра бинт Абдульрахман была среди величайших женщин, достигших успеха в поколении табиинов, (поколении, следовавшем после сподвижников пророка Мухаммада салаллаху алейхи ва саллям). Она была факихом (ученым-правоведом), муфтием и мухаддисом (хадисоведом).

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил: "Если вы хотите изучить хадисы, идите к Амре". Имам Зухри, которому доверили составление первого сборника хадисов, часто повторял: "Идите к Амре, она - основной источник хадисов".

Однажды судья занимался делом христианина, который что-то своровал. Судья приказал отрубить этому человеку руку. Когда решение судьи дошло до Амры бинт Абдуррахман, она немедленно отправила одного из своих студентов к судье и передала ему, что вор своровал нечто меньшее по стоимости одного динара, так что не следует этого человека лишать руки. Судья прислушался к Амре, и христианин был признан невиновным и освобожден, избежав наказания.

Судья даже не спросил Амру, на чем основано ее решение, потому что ее авторитет был для него вне сомнения; он не поинтересовался мнением других ученых, которые проживали в то время в Мадине, например, Саида ибн аль-Мусайиба. Этот случай приводится в книге имама Малика "Муатта", причем сам великий имам разделяет такую позицию.

Одной из величайших последовательниц пророка салаллаху алейхи ва саллям, была Умм Дарда, которая преподавала в Дамаске и в Иерусалиме. Ее занятия посещали имамы, ученые- правоведы и хадисоведы. Могущественный правитель Абдуль Малик ибн Марван, правивший огромной империей, простиравшейся от Испании до Индии, получил признание как учитель от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), крупнейшего ученого своего времени. Когда Абдулла достиг преклонного возраста, люди спросили его: "У кого же мы будем получать знания после тебя?" Он ответил: "У Марвана есть сын, АбдульМалик, - факих, поэтому спрашивайте его". Так Абдулла санкционировал АбдульМалика как ученого. Однако АбдульМалик ибн Марван посещал занятия Умм Дарды, и никогда не считал это для себя зазорным.

Более того, он помогал ей. Рассказывают, что когда Умм Дарда достигла очень преклонного возраста, он провожал ее в мечеть, при этом по дороге она облокачивалась на его плечо, а затем, после молитвы, помогал возвратиться в класс, где она преподавала.

Тот факт, что женщины обучали таких мужчин, которые сами по себе уже относились к разряду ученых, подчеркивает статус и уважение к этим женщинам.

В начале 8-го века по Хиджре имя хадисоведа Фатимы бинт Ибрахим ибн Джаухар было широко известно. Именно под ее руководством имамы Джахаби и аль-Субки полностью изучили сборник хадисов аль-Бухари.
В то время она была настолько популярна, что, как только студенты отделения хадисоведения узнали, что, направляясь в хадж, она достигла Мадины, то обратились к ней с просьбой преподавать им в мечети пророка (СААС).

Ибн Рушайд аль-Субки, приехав из Маракеша, так описал один из ее уроков: "Фатима бинт Ибрахим ибн Джаухар сидела перед могилой пророка Мухаммада (СААС), слегка прислоняясь к ней *так как была в преклонном возрасте). Она закончила, подписав бумагу о распространении ее рассказов (ижаза), особенно тех хадисов, которые были переданы в присутствии каждого из студентов". Эта и другие истории наглядно иллюстрируют всем, что женщины могут преподавать в одной из лучших мечетей.

Удивительно, что сейчас в исламском мире идут дебаты, можно ли женщине вообще ходить в мечеть?! Это указывает на наше невежество, незнание исламского наследия и отклонение от практики наших праведных предшественников.

Айша бинт АбдульХади преподавала в величественной мечети Дамаска. Она была отмечена правителем того времени как выдающийся мухаддис (знаток хадисов). Она преподавала по сборнику аль-Бухари и в то время не нашлось ни одного мужчины, знающий этот предмет лучше. Ибн Хаджар аль-Аскалани, признанный одним из лучших мухаддисов, которого не превзошел никто, вплоть до настоящего времени, специально приезжал в Дамаск брать у нее уроки. С ней он изучил более 100 книг.

К сожалению, сегодня очень трудно найти специалиста, знающего хотя бы названия ее книг, не говоря уж о содержании.
Она отличалась редкой проницательностью; ее цепочка передатчиков считается сильнейшей, так как восходит к пророку (СААС). Ни один другой иснад не доходит до пророка Мухаммада (СААС) с подобным или меньшим количеством передатчиков.

Если мы задумаемся над ролью таких женщин, как Хафса (да будет доволен ею Аллах)- хранительница Корана, Айша бинт АбдульХади, сохранившая и точно передавшая хадисы, то не сможем оспаривать факт, что оба основных источника нашей религии дошли до нас благодаря благословенным женщинам.

Фатыма аль-Джуздани, крупнейший ученый из Исфахан, изучила один из величайших сборников хадисов "АльМуджам аль-Кабир", с Абу Бакром ибн Рида, который, в свою очередь, получил знания от автора, ат-Табарани. Эта книга была издана в 37 томах (не закончена). Полностью изучив книгу, Фатыма обучала ей других.

На сегодняшний день не существует ни одного ученого, который изучил хотя бы часть этой книги с учителем. Более того, эта книга по сей день существует в изложении только женщин, так как она была незаслуженно забыта хадисоведами -мужчинами.

Во времена ибн Таймии существовала блестящая плеяда ученых, таких, как имам Джахаби, аль-Миззи, аль-Бирзали, Таджуддин аль-Субки, позднее ибн Касир, ибн аль-Кайим, ибн Насруддин аль-Димишки, Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни. Это был золотой век хадисоведения, когда развитие хадисоведения и преподавания этого предмета достигло апогея. Это были не просто известные ученые, а величайшие общественные реформаторы своего времени.

И жила в то время в Сирии одна женщина, известная своей ученостью, пользовавшаяся уважением и оказывавшая положительное влияние на общество. Она внесла свой вклад в становление общественных реформ в Дамаске и Каире, распространяя добро и удерживая от порицаемого.

Ибн Касир, ученик Ибн Таймия, в своем блестящем историческом труде, "Аль-Бидая уа ан-Нихая" ("Начало и конец"), пишет: "Эта женщина много сделала для общества, призывая к добру и удерживая от дурного, завершив то, что не удалось мужчинам, и сделала больше, чем ученые-мужчины ее времени". Это свидетельство было написано мужчиной, никто не может поставить столь высокую оценку под сомнение, ссылаясь на предвзятость, как результат «женской солидарности», или усомниться в подлинности свидетельства. >Это был золотой век необычайно активных, уверенных и талантливых женщин.

Хишам ибн Урва ибн Зубаир (да будет доволен им Аллах) - учитель имама Малика, Абу Ханифы, Суфьяна аль-Таури, Саида Кахтана, он также известен, как великий мухаддис (хадисовед) своего времени. Самыми его достоверными хадисами, являются те, что переданы от его жены, Фатимы бинт Мунзир; они включены в сборники аль-Бухари и Муслима.

Грустно, что многие мусульмане в современном обществе опасаются жениться на женщинах, которые превосходят в знании их. Мужчины прошлого гордо женились и не считали для себя зазорным учиться у своих знающих супруг.

Один из самых лучших собраний ханафитского фикха – блестящая работа "Бадайя альСаная" имама Касани, чьей женой была Фатима аль-Самаркандия, дочь Аля ут-Ддина Аль-Самарканди. "Бадайя альСаная" является комментарием к книге "Тухфат аль-Фукаха", написанной Аля ут-Дином Аль-Самарканди. Фатима была большим специалистом в области хадисоведения и других религиозных наук.

Ученики имама Касани передают: "Иногда наш учитель оставлял нас, когда не мог найти ответ на какой-нибудь трудный вопрос. Потом он возвращался, чтобы дать исчерпывающий ответ. Позже мы узнали, что он ходил домой, чтобы задать этот трудный вопрос своей жене и послушать ее объяснение". Он зависел от жены в учебном процессе.

Женщинам-ученым разрешалось не только выносить фатвы (религиозные вердикты), но вступать в диспут учеными-мужчинами, если те высказывали иное мнение по данному вопросу. В период раннего ислама подобное положение ни у кого не вызывало сомнений.

Подобное положение хорошо проиллюстрировано в примере с Фатимой ибн Кайис (да будет доволен ею Аллах), заявившей, что мужчине не нужно оказывать поддержку разведенной жене в период идда (прим. пер:трехмесячный срок выжидания после развода, когда брак может быть возобновлен). Свое мнение она основывала на передаче от пророка (СААС).

Несмотря на то, что Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) были согласны с этим не согласны, основываясь на своем понимании аята Корана, они не ставили под сомнение ее веру, не стали налагать на нее никаких санкций, и даже не препятствовали ей в передаче хадисов и дальнейшем вынесении фетв.

Данный случай интересен следующим: женщина выдвигала такую точку зрения, которая в результате привела бы к вынесению правила отнюдь не в пользу женщин. Однако она оспаривала мнение мужчин, чье решение, напротив, являлось благоприятным для женщин. Случись подобный инцидент в наше время, он непременно вызвал бы массу жарких споров и дискуссий.

Вышеприведенные истории далеко не исчерпывают все свидетельства того огромного вклада, который внесли женщины в развитие исламских наук.

_______________________________


Tags: ЗНАНИЕ, ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА, СЕСТРАМ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author