Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ (кувейтская эциклопедия фикъха)

Результатом познания бывает либо твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын), либо предположение ( الظنّ / занн).
 
 
1) Твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын).
 
В арабском языке слово «йакын» означает: знание, устранение сомнения и установление действительности. Оно является антонимом слова «шакк» ( الشكّ / сомнение) .
 
В арабском языке этим словом обозначается такое знание, которое приобретается посредством исследования и логического умозаключения, потому оно и не употребляется в отношении того Знания, которым обладает Аллах .
 
В фикхе термин «йакын» означает твёрдую уверенность сердца в том, что что-то имело место быть, или наоборот, в том, что его не было .
2) Предположение ( الظنّ / занн).
 
В арабском языке слово «занн» не соответствует значению слова «йакын». Оно обозначает сомнение, при котором имеется склонность к одной из двух сторон, нетвёрдую убеждённость, и относится к понятию «знания» ( العلم / ‘ильм).
 
Иногда это слово используются в том же смысле, что и слово «йакын», как например, в словах Всевышнего:

{ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُمْ مُلاَقُو رَبِّهِمْ }

«… которые убеждены (йазуннуна) в том, что они встретятся со своим Господом» (Св. Коран, 2: 46).
 
Аль-Джурджани пишет: «терминологическое значение слова «занн» – это преобладающая убеждённость, при которой сознание не исключает вероятность её неверности».
 
В «аль-Куллийат» написано, что слово «занн» относится к категории таких слов, которые имеют два противоположных смысла. Оно может обозначать как твёрдую убеждённость (йакын) так и сомнение (шакк). И таким же словом является, к примеру, слово «раджа’у» ( الرجاء / надежда), которое может обозначать как спокойствие, так и обеспокоенность.
 
Аз-Заркаши говорил, что определить, когда слово «занн» употребляется в Коране со смыслом твёрдой убеждённость, а когда со смыслом сомнения, можно двумя способами: (1) В тех местах, где в Коране о «занне» идёт похвальный отзыв, там оно имеет значение твёрдой убеждённости, а в тех местах, где о нём идёт плохой отзыв, там оно имеет значение сомнения; (2) В тех местах, где слово «занн» связано с союзом «ан» ( أنْ / что) ослабляющим смысл, там оно имеет значение сомнения, как например, в словах Всевышнего:

{ بَل ظَنَنْتُمْ أَنْ لَنْ يَنْقَلِبَ الرَّسُول وَالْمُؤْمِنُونَ إِلَى أَهْلِيهِمْ أَبَدًا }

«Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям» (Св. Коран, 48: 12), — а в тех местах, где оно связано с качественно-обстоятельственным наречием «инна» ( إنّ / воистину) усиливающим смысл, там оно имеет значение твёрдого утверждения, как например, в словах Всевышнего:

{ إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلاَقٍ حِسَابِيَهْ }

«Воистину, я верил в то, что мне предъявят счет» (Св. Коран, 69: 20) .
 
В науке основ фикха это слово употребляется для обозначения склонности мнения к одному из двух разных предположений .
3) Сомнение ( الشكّ / шакк).
 
В арабском языке слово «шакк» обозначает сомнение и является антонимом слова «йакын».
 
Терминологическое значение слова «шакк» – это затруднение, недоумение, возникающее при столкновение с двумя противоположностям и заключающееся в неспособности отдать предпочтение одной из этих противоположностей перед другой.
 
В отличие от предположения, сомнение имеет место тогда, когда два разных утверждения кажутся одинаково приемлемыми, то есть, когда сердце столкнувшись с двумя вещами не склоняется ни к одной из них. Если же одному из утверждений будет отдано предпочтение перед другим, но вместе с этим другое утверждение так же не будет отвергнуто, то это познание будет уже считаться предположением (занн). Если же другое утверждение будет отвергнуто, то такое познание уже будет считаться основательным предположением ( غالب الظنّ / галибу занн), что имеет уровень твёрдой убеждённости (йакын) .
 
В фикхе термин «шакк» используется в двух значениях: в значении недоумения и в значении склонности мнения. Как например, когда говорят: «кто усомнился в правильности молитвы…» ("من شكّ في الصلاة ..." ), — или: «кто усомнился в том, имел ли место развод…» ( "من شكّ في الطلاق ..." ), — то есть, не знал достоверно, независимо от того, равны ли были при этом для него два разных мнения, или же одному из них он отдавал предпочтение над другим .
 
В науке основ фикха термин «шакк» используется для обозначения равного, одинакового отношения к двум противоположным предположениям, возникающего по причине паритетности признаков их приемлемости, либо по причине отсутствия таковых признаков .
 


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    Просмотрела один научный ролик о деятельности мозга. Выкладывать не стану, поскольку в нем содержатся некоторые идеи, идущие вразрез с…

  • (no subject)

    Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы…

  • ВЫ ДОЛЖНЫ ЛЕЧИТЬ ГРЕШНИКА, СЛОВНО ВЕЛИКОДУШНЫЕ ЛЕКАРИ

    Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Когда некоторые братья видят человека, совершающего грех, они ненавидят сам грех, и это…

Comments for this post were disabled by the author