Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ИМАМ АХМАД

Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал родился в Марве 20 раби аль-аууаль в 164 году по хиджре - 778 году по христианскому календарю. Его отец Мухаммад был известным воином, жившим в городе Басре в Ираке. Говорят, что имам Ахмад родился в то время, когда его отец отправился в Марв как газий (воин) . Он был еще младенцем, когда его привезли в Багдад, где его отец умер совсем молодым - в тридцать лет. Вся ответственность за его воспитание легла, таким образом, на его мать Сафийю бинт Маймуна бинт Малик аш-Шайбани.


nbsp; Когда Ахмад подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад особенно заинтересовался, и начал с 15-ти лет серьезно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрание ученых в Багдаде, благодаря чему приобретал все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать  с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.

Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого имама аш-Шафии. Также его учителями были ибн Муфаддаль, Исмаил ибн Уляйа, Джарир ибн Абдуль-Хамид, Йахьйа ибн Саид  аль-Каттан, Абу Дауд, Абдуллах ибн Намир, Уаки ибн аль-Джаррах. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Дауд, имам аш-Шафии, Йахьйа ибн Адам, имам Бухари, имам Муслим, и Йазид ибн Харун.

Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам Ахмад был особенно привязан к имаму аш-Шафии, что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений, и выдающуюся ученость. Аш-Шафии, несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам Шафии назвал имама Ахмада «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халифа Харун ар-Рашид сказал имаму Шафии, что ему нужен кади (судья), которого можно было послать в Йемен, имам Шафии обратился к имаму Ахмаду, (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама Шафии). Ахмад наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кади.» Тогда имам Шафии замолчал.

Когда имам Ахмад был в Йемене, его материальное положение было очень плохим. Его учитель шейх Абдур-Раззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов), узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду. Имам ответил: «Я в них не нуждаюсь». Его положение в это время было таким, что одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он пытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они пытались предложить ему немного денег, но имам принял только один динар с тем условием, что он расплатится за него работой.

наменитый  мухаддис Абу Дауд говорил об имаме Ахмаде, что сидеть в его обществе, значит заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не ссорился. Байхаки рассказывает об Ахмаде, что когда кто-то попросил его дать определение мутауаккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме Аллаха».

  Имам Ахмад подвергался целому ряду преследований со стороны правителей того времени по той причине, что последние приняли философию мутазилитов. Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Но совесть никогда не позволяла ему соглашаться с неправильным мнением авторитетов. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды Ахмада фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Ма’мун аль-Рашид, Му’тасим Билляхи и аль-Уатик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, и заставляли мусульман следовать ей. Имам Ахмад, завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений» и другие традиционалисты категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили  вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали правившие аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Му’тасима Билляхи, когда он терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Халифа, признавая ученость и благочестие имама Ахмада, время от времени приходил к нему и предлагал кредо мутазилитов, и тогда халифа сам освободит его от всех оков, станет его последователем, и он будет первым среди придворных. Но имам отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халифа Му’тасим велел своим слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.

Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел почти 30 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампы. Поскольку имам продолжал отстаивать свои традиционные верования и не соглашался с мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдур-Рахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, была приведена большая группа палачей, ему связали руки и секли его до потери сознания. Но несмотря на все эти жестокости, на кровь, которая текла при бичевании, имам Ахмад продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он - Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех  неверия -куфр. Халифа Му’тасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны стали заживать, и Му’тасим велел своим людям приходить и справляться о  здоровье  имама. Ахмад простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.

Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб аль-Амаль, Китаб аль-Тафсир, Китаб аль-Насих уаль-Мансух, Китаб аль-Захид, Китаб аль-Масаиль, Китаб аль-Фалаиль и Китаб аль-Иман.

  Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору,  повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений сахабов (сподвижников Пророка) относительно их толкований. Затем он применял эти хадисы и фатвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнения сахабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предупреждал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить своим ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама - Корану и Сунне. Вот одно из его высказываний, записанное Ибн Кайимом: «Не следуйте слепо моим фатвам, фатвам Малика, аш-Шафии, Аль-Ауза’и и Ат-Таури. Берите (свои фатвы) оттуда, откуда они брали свои». Еще в одном высказывании, записанном Ибн Абдуль-Барром, он предупреждает: «Мнение Аль-Ауза’и, Малика и Абу Ханифы - это лишь мнение и не более того, и для меня все они равны, но истинным критерием правды или лжи являются хадисы».

  Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фатве, выведенной методом дедукции. Его уважение к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которую он лично собрал в своем труде «Аль-Муснад» было таким, что он сурово предупреждал всех, кто осмелится пренебречь каким бы то ни было хадисом  Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ибн аль-Джаузи сообщает такие слова имама Ахмада: «Всякий, кто отвергает какой бы то ни было достоверный хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот - на грани уничтожения». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, дал следующий наказ своим сподвижникам и мусульманам в целом: «Доносите обо мне, даже  если это один аят» (аль-Бухари), для того, чтобы Божественное наставление стало доступно для всех поколений мусульман. Именно поэтому имам Ахмад яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после них.

  У имама было много учеников, основными из которых являлись двое его сыновей - Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада.

  Большинство его последователей сейчас можно найти в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Имам Ахмад ибн Ханбал - основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) - умер в 241 году по хиджре - 855 году по христианскому календарю. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.

Да будет Аллах милостив к нему.

Подготовил Салих Тамиев


_______________________

Некоторые из убеждений Имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах!

Лик Аллаха

Абу Фадль Ат-Тамими говорил, что убеждением имама Ахмада было верить в то что  у Аллаха есть Лик:«У Него есть Лик, который не является аллегорией, Лик Аллаха извечен и который не ухудшится, Его Атрибуты не ухудшаться. И кто утверждает, что Его Лик это Его Сущность, тот отклонился и кто изменяет его смысл, впал в неверие» (См. «Табакату-ль-Ханабиля» 2/294)



Рука Аллаха

Абу Фадль Ат-Тамими говоря о предубеждении Имама Ахмада:«У Аллаха две Руки, которые являются Атрибутами Его Сущности и неправильно сказать что «Рука» это «Мощь»,«Благословение» или «Милость»,потому что множественное число «Руки» (Йад) является Айди в то время как множественное другого Айад.» (См.«Табакату-ль-Ханабиля» 2/294)

Коран и Речь Аллаха

Абу Фадль Ат-Тамими говоря о предубеждении Имама Ахмада:«Он говорил, что Коран не сотворен и Аллах говорит своим голосом и буквами» (См. «Табакату-ль-Ханабиля» 2/296)

Ибн Абу Йала привел следующие слова Абдуллаха бин Ахмада: «Я спросил своего отца о тех людях, которые говорят: «Когда Аллах разговаривал с Мусой, то Он не говорил посредством звука (би-саут)». На это мой отец ответил: «Аллах разговаривал посредством звука (би-саут). Мы передаем эти хадисы так же, как они дошли до нас» . И мой отец, да смилуется над ним Аллаха, сказал: «Хадис Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: Когда Аллах говорит, Могущественный и Величественный, Его Голос слышен также как звук от стягивания цепей на камнях». Мой отец добавил: «И Джахмиты это отрицают». (См. «Табакату-ль-Ханабиля» 1/185)

Возвышенность Аллаха сущностью

Абу Фадль Ат-Тамими говоря о предубеждении Имама Ахмада:«Он (Ахмад) говорил что смысл «Истава» это возвысился или вознесся, Он находится над всем» (См.«Табакату-ль-Ханабиля» 2/296)

«Я сказал Ахмаду Ибн Ханбалю: «Передается об Ибн уль Мубараке, что было ему сказано:«Как мы знаем нашего Господа?» он ответил:«Над седьмым небом, над Его Троном с ограничением (хадд)»»На что Ахмад сказал: «Это то так, как это у нас»» (См. «Табакату-ль-Ханабиля» 1/267)


(Словосочетание «с ограничением» использовалось саляфами для опровержения джахмитов, чтобы указать на то что Аллах отделен от своих творений, над ними)Достоверность этого сообщения в отношении Ибн Уль Мубарака и Ахмада подтвердили Имам Захаби в «Аль Улу» (стр 152 в его Мухтасаре )и Ибн Теймия в «Маджу аль Фатава» 5/184

Также Имам Ахмад назвал главу в своей книге «Опровержение джахмитам и зиндикам»:«Слова Аллаха: «Милостивый вознесся над Троном», иутверждение отдельности Аллаха от творений»

Нисхождение

Ханбаль ибн Исхак сказал:«Я сказал Абу Абдуллаху: «Аллах нисходит на ближайшее небо?» Он (Ахмад) сказал:«Да». Я сказал: «Нисходит с Его Знаниемили что?»Он сказал мне: «Помолчи с этим!» И он сильно разозлился и сказал: «Что это с тобой? Оставь хадисы как они пришли, не спрашивая как»»(См. «Ибталь ут-Тавиилят» 1/75)

Отношение Имама Ахмада к Куллябитам

Абу Къасим, ан-Наср Абази:«До меня дошло, что Харис аль-Мухасиби стал говорить, используя каллямические доводы, за чт отрекся от него Имам Ахмад, после чего тот начал скрываться, а когда умер, на его погребальной могиле не было никого, кроме четырех человек»(См. Имамаз-Захаби в «Мизан» 1\430 и Ибн Хаджар в«Тахзиб ат-Тахзиб» 2\153)

Ибн Джаувзи аль-Багдад пишет:«Сказал ас-Сулями: «Харис аль-Мухасиби стал изъясняться по поводу Речи Аллаха и Его Качеств и Атрибутов, за чт отрекся от него Имам Ахмад ибн Ханбаль»(См. «Тальбис иблис» 167)

Имам Ахмад и калям

Ибн Батта передал, что Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах говорил: «Тот, кто занимается каламом, не преуспеет. Тот,  кто занимается каламом,непременно станет джахмитом»(См.«аль-Ибана» 2/538)

Ибн Абд аль-Барр в своей книге «Джами’ Байаналь-’Ильм» привел следующие слова имамаАхмада: «Никогда не преуспеет тот, кто занимается каламом. Едва увидишь человека, обращающего свой взор к каламу, как сразу же замечаешь порочность его сердца»(См. «Джами’Байан аль-’Ильм ва Фадлихи» 2/95)

И в заключении, Имам Ахмад как истинный саляф этой уммы, не боролся с Мутазилитами при помощи Каляма, не выходил он за рамки Корана и Хадисов, однако Аллах даровал ему победу, это и есть манхадж саляфов.

http://hanabila.wordpress.com

______________________

ИСТОРИИ

"Я помощник тагута?"


Дошло до нас, что когда имама Ахмада ибн Ханбала (да будет доволен им Аллах) посадили в тюрьму, один из тюремных охранников пришел к нему и спросил его:

«О Абу Абдуллах, хадис в котором говорится об угнетателе и тех, кто помогает ему – он достоверный?»

Он сказал, «Да».


Тюремщик тогда сказал, «Так что же, я считаюсь помощником тирана?»


Имам Ахмад сказал, «Нет, помощники тирана, это те, кто расчесывает тебя, стирает твою одежду, готовит тебе еду, и покупает и продает у тебя. Что касается тебя, то ты сам и есть один из тиранов».

(Манакыб ал имам Ахмад от ибн ал Джавзи, стр. 397)

_________________________________________

ИМАМ АХМАД И ПЕКАРЬ

Однажды, Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, вынужден был сделать остановку в пути на ночлег. Он направился в мечеть, но сторож не впустил его. Имам Ахмад тщетно пытался уговорить сторожа впустить его в мечеть на ночлег, но тот был непреклонен.

Разочарованный Ахмад решил провести ночь у порога мечети, но сторож пришел от этого в ярость. Он взял Имама за шиворот и поволок старика подальше от мечети. Это увидел пекарь, который жил недалеко от мечети. Он не знал, что это сам Имам Ахмад, но он сжалился над беспомощным стариком и пригласил его к себе остаться на ночь.

В доме у пекаря, Имам Ахмад стал наблюдать за работой пекаря. Он увидел, что всё время, как месил тесто, он просил прощения у Аллаха — с каждым движением он повторял: «Астаг’фиру-Ллах, астаг’фиру-Ллах…». И так продолжалось всю ночь.

Утром Ахмад спросил у пекаря о его удивительных действиях. Пекарь ответил, что это вошло у него в привычку, и он все время так поступает. Имам Ахмад спросил: «Каков результат этой практики, получил ли ты какое-либо вознаграждение?» Пекарь ответил:

- Клянусь Аллахом, нет мольбы (дуа), на которую я не получил бы ответ, кроме одной.

- Что же это за дуа? — спросил Имам Ахмад.

- Увидеть великого Имама Ахмада.

- Я — Имам Ахмад — воскликнул Имам. —Клянусь Аллахом, меня притащили и бросили у твоего порога, в ответ на твое дуа!

lutonmuslims.com

Перевод с английского: www.sawab.info


Tags: ИМАМЫ, ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author