Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

САФАР (ахкамы сафара)

•   Законность сокращения намаза в пути
•   Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?
•   Нужно ли делать дополнительные намазы?
•   Что считается путем?
•   Свойства пути
•   Когда начинается сокращение
•   Намерение
•   Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
•   Джамаат
•   Узаконенность соединения намазов

______________________________


Законность сокращения намаза в пути

1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - ( Женщины, 101 )
2) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -( Женщины, 101 ). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника ﷺ . Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " -  ( Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи )
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника ﷺ два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - ( Муслим )
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада ﷺ цельные намазы ". - ( Ахмад, Насаи )
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - ( Бухари, Муслим )
6) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - ( Тирмизи и Насаи )
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - ( Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши )
8) От Аиши: В Мекке намаз был фардом как два ракята. Когда посланник ﷺ пришел в Мекку к двум ракятам добавилось еще два ракята. Только к вечернему добавилось не два а один, ибо вечерний намаз - дневной витр (нечетный). К утреннему намазу вообще ничего не добавилось, ибо его къираат (чтение корана) длинен. Когда посланник ﷺ был в пути он делал намаз два ракята как и в Мекке. - ( Ахмад, Байхаки, Ибн Хиббан, Ибн Хузайма. Ибн Хузайма сказал, что хадис достоверен )
________________________________________
Эти и последующие хадисы доказывают узаконенность сокращения намаза в исламском праве. В разрешенности этого среди ученых ахлюс-сунны разногласий нет.

Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?

1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - ( Женщины, 101 )
2) От Ибн Умара: Посланник сказал: " Аллах любит, когда пользуются, предоставленными им, облегчениями в религии. Точно также, он не любит, когда совершается то, что он определил как грех ". - ( Ахмад )
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника ﷺ два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - ( Муслим )
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада ﷺ цельные намазы ". - ( Ахмад, Насаи )
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - ( Бухари, Муслим )
6) От Аиши: Несомненно, что в пути посланник ﷺ иногда делал сокращенные, иногда цельные намазы. Иногда держал пост, иногда не держал. - (  Привел Даракутни и сказал, что хадис достоверный )
7) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -( Женщины, 101 ). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника ﷺ . Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " -  ( Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи )
8) От Аиша: Она делала умру с посланником ﷺ и когда они пришли в Мекку, она сказала: "О посланник Аллаха, (Иногда) я делала намазы сокращенными, (иногда) по четыре ракята. Некоторые дни я держала пост, некоторые не держала". Когда я это ему сказала, он не упрекнул меня, а сказал: "Хорошо сделала, Эй Аиша " - ( Насаи, Даракутни, Байхаки; Даракутни сказал, что хадис хороший )

В этом вопросе ученые разделились на три группы:
1) Сокращать намаз обязательно (фард). Намаз путника состоит из двух ракятов и не может быть больше. Если кто-то сделает больше двух, то все ракяты, что больше двух не засчитываются, а переходят в нафиля (дополнительные). Этого мнения придерживаются Умар, Али, Ибн Масъуд, Ибн Аббас, Ибну Умар, Джабир, Умар б. Абдуль-Азиз, Къадъи (судья) Исмаил, Хаммад б. аби Сулайман, Абу Ханифа и его последователи (ханафиты). Также это одно из слабых мнений в маликитском мазхабе.
2) Сокращать намаз очень сильная сунна так, что если человек сделает намаз в четыре ракята, то ему лучше переделать намаз. Если у путника нет имама путника, то ему лучше делать намаз одному, ибо если он будет делать с имамом, то ему придется делать четыре ракята. Одно из сильных мнений в маликитском мазхабе.
3) Человек свободен между выбором делать два или четыре ракята. Этого мнения придерживаются некоторые Маликиты, Ханбалиты и Шафииты. Причем Маликиты, Ханбалиты и одно из направлений Шафиитов сокращение считают более добродетельным, чем делание целиком. Некоторые из шафиитов совершение намаза целиком принимают лучше, чем сокращение.
Доказательства групп:

1) Первая группа как доказательство взяла хадисы
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника ﷺ два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - ( Муслим )
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада ﷺ цельные намазы ". - ( Ахмад, Насаи )
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - ( Бухари, Муслим )

Остальные хадисы следует понимать, что в намазе путника обязательной частью намаза является два ракята, но это не означает, что делать два ракята обязательно.В аяте говорится, что нет греха сокращать намаз, То есть основное это не сокращать:
1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - ( Женщины, 101 )
Кроме того тот факт, что путник за имамом делает четыре ракята также служит дополнительным доказательством:
Малик передает: Ибн Умар оставался в Мекке 10 дней и намазы делал сокращенными, кроме тех случаев когда делал намаз за имамом. Тогда он следуя имаму, делал намазы целиком. - (Малик, Къасър ас-Салят, 17 )
От ибн Умара: Посланник Аллаха ﷺ пребывая в Мине делал намазы по два ракята. Абу Бакр тоже по два ракята. И Умар тоже. Усман же, при своем халифате, делал сначала по два, затем по четыре ракята. Поэтому ибн Умар, когда делал намаз с имамом (Усманом), делал четыре. Когда же делал сам, то по два ракята. - ( Имам Ахмад, 2/140; Бухари, Муслим, Насаи )
От ибн Аббаса: Ему был задан вопрос: " Как мне делать намаз, когда я в Мекке и намаз делаю не с имамом, а сам ?". О н ответил: " Делай два ракята, ибо это сунна посланника ﷺ . - ( Муслим, Насаи )
Но вместе с этим более достоверным и сильным мнением является то, что сокращать намазы лучше чем не сокращать, ибо это сунна посланника и милостыня Аллаха:
2) От Ибн Умара: Посланник сказал: " Аллах любит, когда пользуются, предоставленными им, облегчениями в религии. Точно также, он не любит, когда совершается то, что он определил как грех ". - ( Ахмад )
7) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -( Женщины, 101 ). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника ﷺ . Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " -  ( Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи )
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. - (Аль-Бухари; Муслим)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - ( Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши )

Нужно ли делать дополнительные намазы?
1) От Ибн Умара: Я делал намаз вместе с посланником ﷺ и не видел, чтобы в пути он делал дополнительные намазы. - ( Шесть имамов в хадисе )
2) В другом предании (от ибн Умара) говорится: Я совершал путешествие с посланником ﷺ , абу Бакром, Умаром, Усманом. Все они делали намазы по два ракята и не совершали дополнительных намазов ни перед, ни после фарда. Если бы я делал дополнительный намаз, то вместо этого я бы лучше  делал полностью фарды (по четыре ракята) - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)
3) От Салима: Когда Ибн Умар торопился в пути, он читал къамат, делал три ракята вечернего намаза, немного ждал, затем читал къамат для ночного намаза и делал ночной намаз в два ракята. При этом он не делал никаких дополнительных намазов ни перед, ни после намазов. До самой ночи, он не делал никаких дополнительных намазов. - ( Бухари, Муслим )
4) Нафиъ рассказывает, что Ибну Умар видел как его сын Убайдуллах делает в пути дополнительные намазы и не порицал его. - ( Мууаттаъ Малика, 1/150 )
5) От Бара: Я целых 18 раз совершал путешествие с посланником ﷺ и не видел, чтобы он покинул два ракята перед обед(енным намаз)ом, когда солнце склоняется. - ( Абу Дауд, Тирмизи )

Дополнительные намазы, упоминающиеся в первых двух хадисах это не абсолютные дополнительные, а придаточные (рауатъиб - придатки к фардам: 2 перед утренним намазом; 2 или 4 перед обеденным, 2 после обеденного намаза, 2 после вечернего, 2 или 4 перед и 2 после ночного намаза) дополнительные намазы. Их то и покидал Ибну Умар. Что касается абсолютных дополнительных намазов (не привязанных к фардам: витр, послеутренний и др.), то, как это и передает имам Науауи, между учеными нет разногласия в том, что делать абсолютные нафиля в пути разрешено. Даже сам Ибну Умар, как это мы видим из 3 хадиса, делал такие нафиля. Разногласие только в том, можно ли делать придаточные к фардам намазы. Большинство ученых, опираясь на другие хадисы, считает это разрешенным и добродетельным. То, что Ибну Умар не видел, это не означает еще, что посланник ﷺ не делал. Имам Науауи говорит: " Посланник ﷺ делал дополнительные намазы возле своего коня, ибо дополнительные намазы желательно делать у себя дома, поэтому Ибну Умар не видел этого. А может посланник ﷺ хотел показать, что в пути дополнительные намазы можно не делать ".
Ибн Къудама объединив все хадисы говорит: " Хадис Ибн Умара показывает, что нет греха в том, чтобы не делать, а другие хадисы показывают, что нет греха в том, чтобы делать дополнительные намазы в пути ".

Что считается путем?

1) Анас передает, что когда посланник ﷺ выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные). - ( Муслим, Ахмад, Байхаки, Абу Дауд, Ибн Хаджар сказал, что этот хадис самый ясный и самый достоверный из всех хадисов, переданных на эту тему )
2) От Абу Саъида: " Когда посланник ﷺ делал путь длиной в один фарсах (три мили), он сокращал намаз " - ( Хадис передал Саъид бин Мансур, Ибн Хаджар упомянул его в своей книге "Талхис" и своим молчанием показал, что принял этот хадис )
Этот хадис устраняет колебания Шуъбы и уточняет первый хадис, что имеется ввиду расстояние в три мили.
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - ( Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен )
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - ( Муваттаъ Малика, без цепочки )
5) От Анаса: В Мадине я сделал обеденный (зухр) намаз с посланником Аллаха ﷺ в четыре ракята. Он отправился в Мекку и когда дошел до зуль-Хулайфы , то послеобеденный (аср) намаз сделал в два ракята. - ( Шесть хадисоведов (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Тирмизи, Ибну Маджа), кроме Малика)
6) От Ибн Аббаса: Посланник (ﷺ) сказал: " Эй жители Мекки не сокращайте намаз, когда выходите в путь длиной меньше, чем в четыре барида - расстояние между Меккой у Усфаном - ( Даракутни, Также передано как просто слова ибн Аббаса )
7) От Ибн Аббаса: Когда Ибн Аббас и Ибн Умар совершали путь длиной в 4 барида, они сокращали намазы и не держали пост. - ( Бухари )
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - ( Передал имам аш-Шафии )
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - ( Тафсир Рази )
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - ( Зуркани, Тафсир Рази )
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
12) Посланник (ﷺ) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - ( Муслим )
13) "Посланник (ﷺ) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
14) " Путник протирает обувь (масх) три дня и три ночи ". - ( Насбур-рая, 2/183 )
15) Али сказал, что посланник ﷺ установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - ( Муслим, Насаи )

В определении пути, при котором возможно сокращение намаз, существует очень много мнений и подходов. Ибн Мунзир перечислил 20 разных мнений на эту тему. Существует два основных подхода в этом вопросе:
1) Подход, берущий во внимание время пути.
2) Подход, берущий во внимание длину пути.
Первый подход берут на вооружение ученые ханафитского толка, хотя из других мазхабов, хоть и мало, встречаются те, кто используют временной подход. Эти ученые говорят, что сокращать намазы можно только тогда если путь будет длиться не меньше трех дней ( согласно Абу Юсуфу можно чуть меньше трех дней ). Необязательно совершать путь в течение всего дня. От одного дня отнимается время на сон, еду, намазы и отдых. По расчетам для Египта это составляет чуть меньше семи часов. То есть трехдневный путь по длине должен занимать около 21-ого часов. В течении одного дня необязательно идти семь часов. Достаточно семичасовой путь (средней ходьбой) проделать на транспорте более короткое время. но в целом путь должен длиться три дня.
Длина пути во внимание не принимается. Например если путь очень затруднен и за три дня можно пройти всего один километр, то сокращать можно. С другой стороны если на самолете совершить кругосветное путешествие за меньше чем три дня, то намаз сокращать нельзя. На данный момент редкие путешествия длятся три дня. Поэтому по ханафитскому мазхабу на сегодняшний день сокращение намазов почти прекратило свое существование.

Доказательства ханафитов:
13) "Посланник ﷺ сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
14) " Путник протирает обувь (масх) три дня и три ночи ". - ( Насбур-рая, 2/183 )
15) Али сказал, что посланник ﷺ установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - ( Муслим, Насаи )
Ханафиты говорят, что в этих хадисах определены свойства путешествия, которое можно считать шариатским путем (т.е. при котором можно сокращать). Это свойство - длиться три дня. Поэтому все путешествия не обладающие этим свойством, шариатским путем не считаются и сокращать намаз в них нельзя.
Но подавляющее большинство ученых ахлюс-сунны, опираясь на методологию салафа, в определении пути во внимание принимают не продолжительность, а длину

Вот как они отвечают на доводы ханафитов:
Во первых на человека, который проделал длинный путь (например 200 км), пусть хоть и в короткое время, в арабском языке говорят, что он путник. Быстрота пути не лишает путника того, что он путник. Причиной сокращения намазов является не сложность пути или опасность или срочная необходимость, как это и следует из вышеприведенных хадисов. Причиной сокращения намазов является только само явление пути. Если установлено, что данный человек путник, то установлено, что он может сокращать намазы.
Во вторых из приведенных ханафитами хадисов не следует, что путь это только путешествие длящееся три дня, ибо есть другие подобные хадисы, где продолжительность пути, упоминается как два или один день:
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - ( Тафсир Рази )
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази )
11) "Посланник ﷺ сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
12) Посланник ﷺ сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - ( Муслим )
В третьих целью хадисов не являлось дать определение пути. Так нампример хадис " Али сказал, что посланник ﷺ установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - ( Муслим, Насаи ) " задается целью определить продолжительность протирания обуви, а не пути. Что касается хадисов
11) "Посланник ﷺ сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
12) Посланник ﷺ сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - ( Муслим )
13) "Посланник ﷺ сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
, то как это и говорит маликитский ученый Ибн Араби, это скорее всего не есть самостоятельные хадисы ставящие целью установить длину пути. Это есть ответы на заданные вопросы. Так на вопрос: " Может ли мусульманка без близких совершать путь, длящийся три дня? ", посланник ﷺ ответил: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
Точно также обстоит дело с остальными двумя хадисами. В противном случае получится так, что хадисы противоречат друг-другу в вопросе определения пути.
Если даже и брать хадисы о днях, то дни в них, это просто один из способов определения длины пути. Главным же здесь является длина пути. Так например имам Аузаи, Зуркани, Ал-Лайс, Исхакъ, Шафии и последователи, Малик и последователи, имам Ахмед бин Ханбаль и другие, за основу берут хадисы, где упоминается один день:

11) "Посланник ﷺ сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - ( Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад )
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - ( Тафсир Рази )
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - ( Зуркани, Тафсир Рази )
Правда по некоторым преданиям от Малика, Шафии и имама Ахмада, они за основу берут два дня, как доказательство беря хадис:
12) Посланник (ﷺ) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - ( Муслим )
Но хадисы, где упоминается один день, более ясны и конкретизированы для определения пути.
Как бы там ни было в любом случае три мазхаба ( Ханбалиты, Шафииты, Маликиты ) за основу берут хадисы, задающие длину пути в 4 барида. Что касается хадисов с упоминанием дней, то они говорят, что 4 барида можно пройти за один или два дня, поэтому в некоторых хадисах вместо 4 баридов, указывается 1 или 2 дня. Но главным является расстояние в четыре барида. Даже если это расстояние проделается в один час, то все равно сокращать намаз можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - ( Муваттаъ Малика, без цепочки )
6) От Ибн Аббаса: Посланник ﷺ сказал: " Эй жители Мекки не сокращайте намаз, когда выходите в путь длиной меньше, чем в четыре барида - расстояние между Меккой у Усфаном - ( Даракутни, Также передано как просто слова ибн Аббаса )
7) От Ибн Аббаса: Когда Ибн Аббас и Ибн Умар совершали путь длиной в 4 барида, они сокращали намазы и не держали пост. - ( Бухари )
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - ( Передал имам аш-Шафии )
Итак большая часть трех мазхабов единогласна в том, что намаз можно сокращать если общая длина пути достигнет четырех баридов, независимо от времени продолжительности пути.

Но в определении баридов, как единицы пути, между мазхабами имеются некоторые разногласия:
Так нампример нет разногласия в том, что один барид это четыре фарсаха, а один фарсах это три мили.
Но что касается мили, то здесь есть серьезные расхождения:
По ханафитскому мазхабу одна миля равняется 4000 зираъ. Согласно ханбалитам и шафиитам одна миля это 6000 зираъ. Маликиты говорят, что одна миля это 3500 зираъ. Одна зираъ это расстояние от кончиков пальцев до локтя, что составляет 6 къабда. Къабда это ладонь - четыре пальца, кроме большого. Итак одна зираъ это 24 пальца. Правда по ханбалитскому мазхабу одна зираъ состоит из 28 пальцев, но 24 ближе к истине, ибо анатомически локоть по длине в среднем состоит из 24 пальцев. Один палец состоит из шести ячменных зерен приставленных к друг другу, а одно ячменное зерно из шести хвостовых волосков мула.
Если проделать эксперименты с волосками и ячменными зернами, то будет видно, что шесть средних зерен ячменя образуют от 18 до 20 миллиметров. По ханафитскому счету в среднем 19.25 мм. Для надежности возьмем 20 мм, то есть два сантиметра. Тогда одна зираъ сделает 48 см. Теперь стоит вопрос сколько зираъ брать в одной миле. Если следовать ханафитскому толку (4000 зираъ), то в итоге 4 барида сделают чуть меньше чем 90 км. Но ни ханафитские, ни ханбалито-шафиитские ученые не проводили экспериментов для определения количества зираъ в миле. Необходимые измерения провел маликитский ученый Ибн Абдиль-Барр, поэтому большинство последующих ученых приняли его сведения, т.е. 1 миля = 3500 зираъ. Если проводить расчеты исходя из этих данных, то получится, что 4 барида это чуть меньше чем 81 км.
Принимая во внимание расхождения в определении длины мили, проще всего воспользоваться современными данными о расстоянии между Меккой и Таифом; и Меккой и Джиддой.

Все три мазхаба единодушны в том, что при этих переходах сокращать намазы можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - ( Муваттаъ Малика, без цепочки )
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - ( Передал имам аш-Шафии )
По сведениям каталога, выпущенным министерством печати Саудовской Аравии расстояние между Меккой и Таифом составляет 88 км, а между Меккой и Джиддой 75 км. Итак если взять самое малое упомянутое расстояние - 75 км - то можно сделать вывод, что если если длина пути достигнет 75 км, то по трем мазхабам намаз сокращать можно.
Теперь перейдем к мнению ученых, которые в основу определения пути берут хадисы:
1) Анас передает, что когда посланник (ﷺ) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные). - ( Муслим, Ахмад, Байхаки, Абу Дауд, Ибн Хаджар сказал, что этот хадис самый ясный и самый достоверный из всех хадисов, переданных на эту тему )
2) От Абу Саъида: " Когда посланник ﷺ делал путь длиной в один фарсах (три мили), он сокращал намаз " - ( Хадис передал Саъид бин Мансур, Ибн Хаджар упомянул его в своей книге "Талхис" и своим молчанием показал, что принял этот хадис )
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - ( Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен )

Первый хадис, ка это и сказал ибн Хаджар, самый достоверный хадис из переданных на эту тему. Согласно первым двум хадисам путь длиной в три мили дает возможность сокращать намазы. Три мили по ханафитскому толку: 3*1,848км = 5,554 км; по маликитскому: 3*1,680 = 5,04 км. То есть если для надежности округлить, то при длине пути в 6 километров сокращение намаза возможно.
Минимальное расстояние при котором возможно сокращение намаза, как это и следует из третьего хадиса, это одна миля, для круглого счета 2 километра. Если путь меньше одной мили сокращение запрещено.
Хоть это мнение и не было поддержано большинством ученых, оно опирается на достоверные хадисы. Одним из самых больших ученых ханбалитского толка Ибн Къудама говорит:
" Ограничения пути (4 барида), приведенное ими также противоречит буквальному выражению корана:
" А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву "
Из аята следует, что сокращение намаза имеет место для всякого пути, без каких то ни было ограничений. Также это ограничение противоречит сунне: Анас передает, что когда посланник (ﷺ) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные) ".
...
В заключение Ибн Къудама говорит: " Итак, доказательства свидетельствуют о том, что правы те ученые, которые разрешают  сокращение намаза для каждого путника. Единственное, что может опровергнуть это суждение - иджма об обратном ". - ( Мугъни, 2/257 )
Свойства пути
3) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - ( Тирмизи и Нас
аи )

Когда начинается сокращение


Намерение

Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
5) Другое предание (от Анаса): Мы вышли с посланником (ﷺ) из Мадины в Мекку. Пока мы не вернулись в Мадину, мы делали намазы по два ракята. А сколько вы оставались в Мекке. Он (Анас) сказал: В Мекке мы оставались один (лунный) месяц. - ( Бухари, такъсъирус-салят )
От ибн Аббаса: Посланник (ﷺ) оставался в Мекке 19 дней и все это время намазы делал по два ракята. И мы тоже когда будучи путниками, оставались 19 дней, то делали намаз как путники. Но если оставались больше, то делали целиком не сокращая. - ( Бухари, такъсъир ас-салат; Абу Дауд, 1230; Тирмизи,549; Абу Яъла, 2368; Даракутни, 1/387; Байхаки, 3/150 )

Тоже самое, но у Насаи проходит как 15 дней. - ( Насаи, такъсъир ас-салят; Табарани, муъджам аль-Кабир, 10735 )
Вариант Абу Дауда: "В день Фатха он остался 15 день, и намазы делал сокращенными. - ( Абу Дауд, 1231; Ибну Маджа, 1076; Тахауи, 1/417; Байхаки, 3/151 )
В другом варианте Абу Дауда вместо 15 дней проходит 17. - ( Абу Дауд, 1232; Имам Ахмад, 1/303, 315; Ибн Саъд, 2/143; Табарани, 11672; Байхаки, 2/151 )
От Имрана б. Хусайна: Я вышел воевать вместе (не против) с посланником (ﷺ). После победы я был с ним в Мекке. Он остался в Мекке 18 дней, и все это время делал намазы сокращенными; жителям же он сказал: "Эй жители города, вы делаете намазы по четыре ракята, потому, что мы путники" - ( Абу Дауд, 1229; Тирмизи, 545 )
Малик передает: Ибн Умар оставался в Мекке 10 дней и намазы делал сокращенными, кроме тех случаев когда делал намаз за имамом. Тогда он следуя имаму, делал намазы целиком. - (Малик, Къасър ас-Салят, 17 )
От Харисы бин Уахба: В Мине мы, как никогда ранее, были многочисленны и в безопасности. Посланник Аллаха (ﷺ) делал с нами сокращенные намазы. - ( Шесть имамов - хадисоведов )
От ибн Умара: Посланник Аллаха (ﷺ) пребывая в Мине делал намазы по два ракята. Абу Бакр тоже по два ракята. И Умар тоже. Усман же, при своем халифате, делал сначала по два, затем по четыре ракята. Поэтому ибн Умар, когда делал намаз с имамом (Усманом), делал четыре. Когда же делал сам, то по два ракята. - ( Имам Ахмад, 2/140; Бухари, Муслим, Насаи )
От ибн Аббаса: Ему был задан вопрос: " Как мне делать намаз, когда я в Мекке и намаз делаю не с имамом, а сам ?". О н ответил: " Делай два ракята, ибо это сунна посланника (ﷺ). - ( Муслим, Насаи )
Усман начал делать намазы в Мине по четыре ракята потому, что решил там поселиться. - ( Абу Дауд )
Причиной того, что Усман делал в Мине четыре ракята состоит в том, что в то время на хадждж пришло много бедуинов и Усман (опасаясь, что они неправильно выучат кол-во ракятов), решил показать им, что на самом деле намазы по четыре ракята. - ( Абу Дауд )
От Абдур-Рахмана бин аби Зубаба: Когда Усман начал в Мине делать намаз по четыре ракята, то джамаат возразил. Тогда Усман сказал: "Эй джамаат, Я поженился в Мекке. Я слышал как посланник Аллаха (ﷺ) сказал: " Кто поженится в каком-нибудь месте, пусть делает намаз там, как постоянный житель "". - ( Ахмад, Абу Яъла )

От Анаса: Когда посланник Аллаха отправлялся в путь и солнце еще не доходило до зенита, то он отсрочивал обеденный намаз, до послеобеденного, давал перерыв и соединял их вместе. Если же солнце переходило зенит, то он делал сперва обеденный намаз и затем отправлялся в путь.
Другой вариант: Если он торопился, то откладывал обеденный намаз до послеобеденного и делал их вместе, точно также откладывал вечерний до ночного и делал их вместе. - ( Оба предания переданы с одной цепочкой. Ахмад, 3/247; Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Байхаки )
От ибн Аббаса: Когда посланник торопился, он отправлялся в путь до времени обеденного намаза, и откладывал его до начала послеобеднного намаза. Затем совершал их вместе. Затем он откладывал вечерний намаз, до захода вечерней зари и соединял вечерний намаз с ночным. - ( Табарани )
От Муаза: Во время похода на Табук, если посланник ﷺ отправлялся в путь после того, как солнце перевалило за зенит, то он к обеденному намазу присоединял послеобеденный. Если же он выходил в путь, когда солнце не доходило до зенита, то откладывал обеденные намаз до послеобеденного   и делал их вместе. Точно также он поступал с вечерним намазом.  Если при отправлении в путь солнце было зашедшим, то ночной намаз он брал вперед и присоединял его к вечернему. Если же он выходил в путь когда солнце еще не село, то он откладывал вечерний намаз до входа ночного и делал их вместе - ( Тирмизи, Абу Дауд, Муслим, Насаи, Ибну Маджа )
От ибн Аббаса: Если когда посланник ﷺ делал привал в пути и солнце уже склонилось в сторону запада (перешло зенит), то он соединял обеденный и послеобеденный намазы. Если же солнце еще не переваливало за зенит, то он не ждал времени входа обеденного намаза и отправлялся в путь, откладывая обеденный намаз до времени послеобеденного.
Точно также если в привале заходило время вечернего намаза, то он вечерний и ночной намазы делал вместе. Если же он отправлялся в путь то входа времени вечернего намаза, то он откладывал вечерний намаз, до входа времени ночного и тогда делал их вместе. - ( Имам Ахмад, Муснад аш-Шафии )
От Али: Он (Али) отправляясь в дорогу, продолжал путь пока хорошенько не стемнеет. Затем он делал привал, совершал вечерний намаз, приказывал принести ужин. Затем сделав ночной намаз, отправлялся в путь дальше. При этом он поговаривал: "Вот и посланник ﷺ делал также. - ( Абу Дауд)
От ибн Умара: Посланник соединял вечерний и ночной намазы, тогда когда на это была необходимость. - ( Бухари )
Подобное предание есть и от ибн Аббаса
Аузаи толкуя эти предания сказал: "Соединять намазы может только тот, у кого есть для этого уважительная причина"
В другом предании ибн Умар говорит: Вместе с посланником ﷺ мы сделали в пути обеденный намаз в два ракята, затем еще два ракята. - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)


Tags: САЛЯТ. МОЛИТВА, ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author