Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ИКРАХ ( определение термина )



Имам аль-Къуртуби писал, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Тюрьма – это принуждение”, и это мнение Малика. Кроме этого он сказал: “Страшные угрозы – принуждение, даже если они и не воплотились”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 10/190.

Ибн  Хаджар  (да смилуется над ним Аллах) дает  определение икраху следующим образом:

"Икрах  это  заставлять  кого-нибудь делать то, чего он не хочет".

Далее  Ибн  Хаджар  перечисляет  условия  действительности икраха:


1) Заставляющий (мукрих) должен обладать силой,позволяющей ему заставлять. То есть заставляемый

(мукрах) не должен иметь возможности каким-либо образомизбежать опасности.

2) Заставляемый должен быть уверен в том, что если он несделает то к чему его заставляют, то он

наверняка подвергнется опасности.

3) Заставляемый должен встретиться с опасностью носом кносу; то есть свершение опасности должно

произойти сразу после угрозы. Если заставляемый скажет:"Если не сделаешь то-то, завтра я тебя

изобью" - это заставлением не считается, кроме техслучаев, когда промежуток времени очень мал, или

если наверняка известно, что заставляемый свершит угрозу.

4) Заставляемый не должен проявлять ничего такого, чтопоказывало бы, что он делает это деяние по

своей воле.

Далее Ибн Хаджар объясняет пределы заставления (икраха),когда разрешается делать деяния куфра:

5) В том, что угроза убийства, членовредительства,сильными побоями и длительным заключением

является икрахом -разногласий нет. Разногласия в том, чтоявляется ли икрахом легкие побои или

недлительное заключение (один два дня). Абд бин Хумайд сдостоверной цепочкой передает от Амра, как

тот сказал: " Когда человека запирают, привязываютили подвергают мучениям - его жизнь в опасности

". Предание от Шурайха подобно этому, но там естьтакие слова: " Следующие четыре вещи - икрах:

Тюрьма, побои, угроза и привязывание ". От ибнМасъуда передается как он сказал: " Если есть слово,

которое удалит от меня два удара плетью, я произнесу его" - ( Ибн Масъуд чрезвычайно худой и слабый

человек. Для него два удара действительно очень опасны.Как видно ибн Масъуд один удар не посчитал

себе за икрах, а два посчитал. "

То есть граница икраха не определяется просто так.Устанавливается именно та граница, после которой

жизнь человека подвергается опасности. Из этих слов ибнМасъуда ученые сделали вывод, что граница

икраха для каждого человека определяется индивидуально-прим. пер.). Это (мнение, что легкие побои

и недлительное заключение являются икрахом) - мнениебольшинства"

(Фатх аль-Бари, 12/ 311-314).

Определение понятия «принуждение» (икрах)
Имам аль-Къуртуби писал, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Тюрьма – это принуждение”, и это мнение Малика. Кроме этого он сказал: “Страшные угрозы – принуждение, даже если они и не воплотились”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 10/190.
Имам Ибн Къудама сказал: “Из числа условий (шурут) принуждения (икрах) – это три вещи:
1. Чтобы это (угроза) исходила от того, кто в состоянии ее исполнить.
2. Большая вероятность того, что угроза вступит в исполнение, если не сделать требуемое.
3. Чтобы это была угроза, причиняющая много вреда, как убийство, сильное избиение или длительное заточение.

Что же касается упрека и ругани, то это не принуждение, также не принуждение и отнимание малого имущества.
Если же для того, кого бьют, избиение будет не сильным, то тогда это тоже не принуждение…
Если же есть угроза в том, что подвергнут мучению его ребенка, было сказано, что это не принуждение, поскольку вред касается другого. Однако правильно то, что это тоже принуждение, поскольку для человека мучение его ребенка хуже, чем отбирание его имущества. И угроза забрать имущество является принуждением, также и угроза в адрес ребенка – принуждение!” См. “аль-Мугъни” 7/292.
Имам Ибн Хазм, давая определение слову «принуждение», сказал: “Принуждение – это все то, что в языке обозначено как «принуждение», а также все то, что доступно чувственному восприятию, как принуждение, к чему относится угроза убийством человеком, от которого действительно можно ожидать исполнение того, чем угрожает. Угроза избиением, заключением в тюрьму, порчей имущества”. См. “аль-Мухалля” 8/330.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби: “Принуждение, при котором дозволено совершать неверие, это то, когда человек боится за свою жизнь или боится потерять некоторые свои органы, в случае если он не выполнит то, что ему велят. В таком случае ему можно произнести слова куфра”. См. “Ахкамуль-Къуран” 5/13.
Следует отметить, что среди имамов были такие, кто выдвигал очень строгие условия для того, чтобы мусульманину было дозволено произнести слова неверия, как избиение, пытки, приведение в исполнение угрозы об убийстве, заточение в тюрьму и т.п. И некоторые ученые считали, что простая угроза не является принуждением.

Имам ан-Науауи сказал: “Из условий принуждения (икрах) – чтобы была вероятность того, что если человек не выполнит требуемое от него, то с ним совершат обещанное. Абу Исхакъ аль-Муррузи говорил: «Нет принуждения, если только не начали уже бить». Однако правильным является то мнение, которое говорит большинство ученых, что не является условием непосредственное избиение и другое. Достаточно просто угрозы!” См. “Раудату-тталибин” 8/58.
Также и имам Ибн Хазм, процитировав слова ханафитов об условиях принуждения: «Принуждение ударом кнута или двумя ударами или же заключение на день – не является принуждением», сказал: “Подобное разделение ошибочно, поскольку ни в Коране, ни в Сунне нет на это указания, и это утверждение не поддается разуму. Удар есть удар, будь это один удар плетью или сто или тысяча или же больше. Это заявление отвратительным образом противоречит словам того, кому неизвестно что бы кто-либо проявил противоречие в этом вопросе. Речь идет о словах Ибн Мас’уда, который говорил: «Если кто-либо из обладателей властью захочет принудить меня к произнесению слов, после которых я буду избавлен от удара или двух ударов плетью, то я обязательно произнесу их»”. И неизвестно что бы кто-то из сподвижников противоречил ему в этом”. См. “аль-Мухалля” 8/336.
Таким образом, следует уяснить, что степень принуждения и принуждаемые бываю разными, что степень грехи и виды куфра, к которым принуждают мусульманина, также не равны, что за принуждение человек может вообще не понести греха, даже если скажет великий куфр, а может и совершит грех, но не станет кафиром.
Ученые говорили: “Для того, чтобы было дозволено произносить слова неверия (куфр), необходимо, чтобы принуждение было таким, которое человек не сможет вынести, как страх перед смертью или жестоким избиением. Также ученые единогласны во мнении, что тому, кого принуждают к словам неверия, не дозволяется произносить явные слова неверия. Он должен стараться говорить неопределенные слова, с которых понимается, что он впал в неверие. Однако если его принудят произнести ясные, недвусмысленные слова неверия, то в этом случае ему дозволяется и это, но с условием, чтобы в его сердце оставалась твердая вера (иман) и чтобы он не имел убеждений, которые произносит языком. Однако проявить терпение, даже если его убьют, будет лучше, как это вытерпели Ясир и Сумайя”. См. “Тафсир аль-Хазин” 4/117.
Таким образом, несмотря на дозволенность совершения куфра при принуждении, лучше конечно же не делать этого и умереть за Ислам, и в частности это касается видных лидеров и ученых мусульман, которые являются примером для уммы. Таким людям лучше уповать на Аллаха и терпеть, как это делали многие праведные саляфы, чтобы потом неверные не могли использовать их согласие в упрек мусульманам!
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author