Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

«Последователи ереси (бид’а) делятся на виды»

esbah2

Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Первый вид: невежда, слепой последователь, у которого нет никакого знания. Такого не обвиняют в неверии и в нечестии. От такого принимается свидетельство, если он неспособен изучать прямой путь. Суждение о нём, подобно суждению о слабых мужчинах, женщинах и детях, которые неспособны найти выхода и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах — Снисходительный, Прощающий.

Второй вид: это — те, кто имеет возможность спросить, искать прямой путь и узнавать истину. Но они не делают этого, потому что заняты мирской жизнью, вопросами власти и так далее. Такой человек проявляет небрежность и заслуживает угрозы. Он является грешником, так как оставляет то, что является обязательным (обязательным является бояться Аллаха по мере возможностей). Суждение о нём, подобно суждению о тех, кто оставляет обязательные предписания религии. Если нововведение и страсть этого человека преобладают над сунной и прямым руководством, то его свидетельство (на суде) не принимается. Если же преобладает сунна и прямое руководство, то свидетельство принимается.

  Третий вид: это — те, кто спрашивает, ищет и ему становится ясной истина, но он отвергает её из-за слепого следования за кем-то, фанатизма, ненависти к последователям прямого пути. Как минимум, этот человек является нечестивцем. Что же касается обвинения его в неверии (такфира), то тут место для иджтихада и подробного рассмотрения конкретных случаев. Если он открыто призывает к нововведению, то его свидетельство (на суде) отвергается, его фетвы не принимаются, если у ахлю-с-сунны есть сила. Например, ахлю-с-сунна вынуждены принимать его свидетельство, если нововведенцы имеют власть и силу, то есть судьи, муфтии и свидетели являются нововведенцами. Если в этой ситуации отвергнуть их свидетельство и постановление суда, то это приведет к большому вреду.
Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) говорил, что свидетельство нововведенцев (например, къадаритов) не принимается на суде, даже если они совершают намаз и обращаются в сторону Каабы»[1].
            Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нововведенцы, противоречащие Корану и Сунне, либо пребывают в простом невежестве (джахль аль-басит), либо в сложном невежестве (джахль аль-муракаб). О первых сказано: "Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света"[2]. О вторых сказано: "(Их деяния) подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете"[3].
            Первые (пребывающие в простом невежестве) не знают об истине и не оказывают ей помощь. А вторые (пребывающие в сложном невежестве) думают, что они обладают знанием, хотя на самом деле являются невеждами»[4].
            Многие люди, говоря о хадисе, в котором сообщается, что община разделится на семьдесят три течения, называют его слабым, так как в нем говорится о том, что большинству общины угрожает Огонь. Будто бы это противоречит другим сообщениям от пророка (мир ему и благословение Аллаха), где говорится, что эта община составит большинство обитателей Рая.
Я отвечу, а помощь от Аллаха, что никто из ученых, подробно исследующих этот вопрос, не говорит, что простолюд без никаких оговорок попадает под этот хадис. Все ученые подтверждают, что этот хадис касается обладателей знания из числа мусульман, которые отклонились от прямого пути. Точно также, все согласны с тем, что победоносная община и спасенная группа — это обладатели знания. Это передано от имама Ахмада, имама аль-Бухари и других. Что же касается простолюда, то тут необходимо подробно рассматривать конкретную ситуацию, как об этом говорилось выше в словах ибн уль-Каййима (да смилуется над ним Аллах). Первая группа (о которой говорил ибн уль-Каййим) состоит в основном из простолюда сегодня. Они противоречат саляфам, да будет доволен им Аллах, либо во всех вопросах, либо в некоторых.
И большинство современных призывов, которые не относят себя к саляфам ни именем, ни вероубеждением, ни манхаджем, на самом деле являются погибшими группами, которым угрожает Огонь. А Аллах знает лучше!
__________________________
اللإصباح
في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح
عبد الله بن صالح العبيلان

‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян



[1] См. «ат-Турук аль-Хукумия», 1/255.
[2] Сура ан-Нур, аят 40
[3] Сура ан-Нур, аят 39
[4] См. «Дар ат-Та‘аруд бейна аль-Акль уа ан-Накль», 7/285.


Tags: БИД'AT И ДЖАХИЛИЙЯ
Subscribe

  • УЧЁНЫЕ, ОТ КОТОРЫХ БЕРЁТСЯ ЗНАНИЕ

    Те, от которых берётся знание со времён нашего Пророка (мир ему и благословение от Аллаха) до сегодняшнего дня Вопрос: Я самостоятельно изучаю…

  • Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

    В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности,…

  • Набожность. Аль уарa'

    Суть набожности (уара‘) выражена пророком (мир ему и благословение Аллаха) в одном предложении. Он сказал: «Из числа проявления…

Comments for this post were disabled by the author