Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ЦЕЛИ ШАРИАТА مقاصد الشريعة

      179-34

«Ахлю-ссунна уаль-джама’а подтверждают, что у шари'ата три цели:
отведение вреда, привлечение пользы
и необходимость придерживаться благородных нравов».

К достижению этих трех целей ведет Великий Коран самой прямой и правильной дорогой.

1 — Отведение вреда — в шари‘ате отведение вреда бывает от шести вещей:
а) религия — в Коране есть указания на необходимость сохранения религии и в нём указывается на самый прямой и справедливый путь к достижению этой цели. Всевышний Аллах говорит: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху»[1]. А также: «...и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху»[2]. А также: «Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам»[3].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»[4]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сменит свою религию, казните его»[5].

б) жизнь — именно поэтому, Всевышний Аллах установил возмездие за убитого. Всевышний Аллах говорит: «Возмездие (за убитого) спасает вам жизнь, о обладатели разума!»[6] А также: «Вам предписано возмездие за убитых»[7]. А также: «Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть»[8].

в) разум — Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»[9]
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все, что опьяняет — запрещено»[10]. Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено и в малом»[11]. Именно из-за сохранения разума людей, Всевышний Аллах установил наказание для того, кто пьёт спиртные напитки.

г) род — именно поэтому, запрещено прелюбодеяние (зина). Именно по этой причине Всевышний Аллах установил наказание для прелюбодея, дабы другие люди, испугавшись, не совершали этот грех. Именно поэтому Всевышний Аллах установил ‘идду для женщины, которая рассталась со своим мужем из-за развода или смерти мужа. Все это, для того чтобы семя одного мужчины не смешалось с семенем другого в чреве одной женщины, то есть ради сохранения родословной. Всевышний Аллах сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем»[12]. А также: «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз»[13]. Всевышний Аллах сделал обязательной ‘идду для сохранения родословной: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций»[14]. А также: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней»[15]. Всевышний Аллах также запретил мужчине поливать чужой посев своей водой, то есть вступать в половую близость с женщиной, которая беременна от другого мужчины. Он сказал: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени»[16].

д) честь — мусульманину запрещено говорить про своего брата то, что обидит его. Также Всевышний Аллах приказал побивать восьмидесятью ударами того, кто безосновательно обвинит мусульманина в прелюбодеянии. Всевышний Аллах сказал: «Не злословьте за спиной друг друга»[17]. Всевышний Аллах также показал нам мерзость этого греха, сказав: «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?»[18] Также Всевышний Аллах сказал: «Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками»[19]. Также Всевышний Аллах установил наказание для того, кто обвинил мусульманина в прелюбодеянии (зина), не имея доказательств: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись»[20].

е) имущество — поэтому запрещено присваивать чужое имущество, не имея на то права. Именно для сохранения имущества, установлено наказание вору в виде отрубания руки. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не пожирайте имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию»[21]. А также: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех»[22]. А также: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха»[23].
2 — Привлечение пользы — Коран открывает перед человеком двери получения пользы во всех сферах жизни. Всевышний Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха»[24]. А также: «На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа»[25]. А также: «Одни (из вас) странствуют по земле в поисках милости Аллаха»[26]. Благородный шари‘ат дозволил людям иметь взаимоотношения друг с другом (торговля, аренда, партнерство и так далее), дабы они получили пользу.
3 — Облагораживание нравов — побуждений к этому много в Благородном Коране и в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда ‘Айшу (да будет доволен ею Аллах) спросили о нравах пророка (мир ему и благословение Аллаха), она ответила: «Его нравом был Коран»[27]. Ведь, Коран включает в себя все прекрасные нравственные качества. Поэтому, Всевышний Аллах говорит о Своём пророке (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, твой нрав превосходен»[28].



اللإصباح
في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح
عبد الله بن صالح العبيلان

‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян


[1]  Сура аль-Бакара, аят 193
[2] Сура аль-Анфаль, аят 39
[3] Сура аль-Фатх, аят 16
[4] аль-Бухари, 25; Муслим, 22.
[5] аль-Бухари, 3017.
[6] Сура аль-Бакара, аят 179
[7] Сура аль-Бакара, аят 178
[8] Сура аль-Исра, аят 33
[9] Сура аль-Маида, аяты 90-91
[10] аль-Бухари, 4343; Муслим, 1733.
[11] Абу Дауд, 3681; ат-Тирмизи, 1865; ибн Маджах, 3392.
[12] Сура аль-Исра, аят 32
[13] Сура ан-Нур, аят 2
[14] Сура аль-Бакара, аят 228
[15] Сура аль-Бакара, аят 234
[16] Сура ат-Талякъ, аят 4
[17] Сура аль-Худжурат, аят 12
[18] Сура аль-Худжурат, аят 12
[19] Сура аль-Худжурат, аят 11
[20] Сура ан-Нур, аяты 4-5
[21] Сура ан-Ниса, аят 29
[22] Сура аль-Бакара, аят 188
[23] Сура аль-Маида, аят 38
[24] Сура аль-Джуму‘а, аят 10
[25] Сура аль-Бакара, аят 198
[26] Сура аль-Муззаммиль, аят 20
[27] Муслим, 746.
[28] Сура аль-Къалям, аят 4


Tags: ШАРИАТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author