Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

«Разъяснение некоторых причин, которые приводят к распространению лжи и принятия лжи людьми».

Всевышний Аллах сказал: «Те, которые лишены знания, говорят: "Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?" Такие же слова говорили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!»[1]
А также: «Неужели они заповедали это друг другу? О нет! Они являются людьми, преступающими границы дозволенного»[2].

Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал о причинах распространения лжи:

«Первая причина: человек, измышляющий ложь, представляет её посредством красивых речей, разукрашивает её, одевает её в одеяния красноречия и изящных выражений. Слабые рассудки устремляются к принятию этой лжи и находят её прекрасной. Они очень быстро принимают эти убеждения и начинают им подражать. И это подобно тому положению, когда человеку предлагают некачественный товар, а человек обманывается, не зная о настоящей сущности этого товара. К этому методу прибегают все, кто желает распространить ложь. И никто не сможет распространить ложь, кроме как разукрасив её, и показав в глазах невежды истиной. Всевышний Аллах сказал: "Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями"[3]. Всевышний Аллах упомянул то, что распространители лжи украшают свои речи, а невежды со слабыми рассудками обманываются. Эти невежественные души начинают слушать ложь, склоняются к ней и остаются довольными. Ведь, эта ложь облачена в красивые одеяния, посредством которых слушающий её обольщается. Задумайся над этим аятом, так как он заключает в себе великий смысл! В нём разъясняется сама основа лжи. Аят обращает внимание на то, чего нужно опасаться. И если ты посмотришь на слова приверженцев лжи, то увидишь, как они быстро распространяются среди людей, у которых нет понимания (а большинство людей именно такие). Дошло даже до того, что нечестивцы называют самые величайшие виды нечестия такими именами, к которым слушающий не испытывает отвращения, а затем склоняется к ним.

Вторая причина: человек, распространяющий ложь, начинает представлять истину в издевательской форме, отвращая сердца людей. Он выбирает для истины самые отвратительные названия, которые более всего способны отдалить сердца от неё. Именно так поступают все приверженцы нововведения и заблуждения. В большинстве случаев, они таким путем отвращают людей от истины и призывают ко лжи. Поэтому они придумали для ахлю-с-сунна мерзкие прозвища: хашауиты, насыбиты, муджасима, мушабиха и так далее.

Третья причина: нововведенец обязательно приписывает свое понимание и свою ересь кому-то из великих людей, чтобы сделать свою ложь сладкой для сердец невежд. Люди таковы, что возвеличивают слова великих людей, охотно принимают их и склоняются к ним. Чем выше статус сказавшего в их сердце, тем более охотно они принимают его слова. Доходит даже до того, что они ставят слова этого человека выше слов Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Они говорят: "Эти люди больше знают об Аллахе и Его посланнике, чем мы".
Если ты задумаешься над этой причиной, то увидишь то, что она побеждает большинство людских душ. Люди опираются только на свое хорошее мнение о том, кто сказал эти слова, не имея доводов от Аллаха, не имея аргументов. Они унаследовали это от тех, кто противопоставил религии посланников религию своих отцов и предков. Те люди, хорошо думали о своих предках, возвеличивали их, поэтому поставили их слова выше того, с чем пришли посланники. Предки были настолько велики в их сердцах, что они не могли пойти им в противоречие и заявить о том, что предки были неверующими и заблудшими. Таково положение каждого слепого последователя в отношении того, кого он возвеличивает, и так вплоть до Судного Дня.

Четвертая причина: ложное понимание может принять кто-то из людей, выдающихся в какой-то сфере, в какой-то тонкой науке. Этот выдающийся в какой-то сфере человек, слова и положение которого известны среди людей, принимает какую-то ересь. Затем невежды, слыша это и думая о нём хорошо, считают, что если он принял эту ересь, сделав её своим мазхабом, то и они должны поступить таким образом. Они довольны для себя тем, чем удовольствовался он. Они говорят: "Если он, благодаря своему таланту, так преуспел в своей сфере, то этот талант поможет ему выбрать и правильные убеждения".
Это беда, из-за которой погибли общины, число которых знает только Всевышний Аллах. Например, невежды видят философов, которые преуспели в математике и медицине, используя свой разум, достигли в этих науках небывалых высот. И невежды говорят о них: "Если они достигли таких высот в этих науках, то и в религиозных науках то же самое. Их положение в религии так же высоко, как и положение в математике или медицине".
Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Сколько же общин погубила эта беда! Сколько стран она разрушила! Скольких благ она лишила! Сколько бед она принесла! Сколько людей она заставила назвать посланников лжецами! Но не знают эти заблудшие, что Всевышний Аллах может дать тому, кто абсолютно невежествен в религии, понимание в других удивительных науках. Поэтому даже пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Вы лучше меня знаете о ваших мирских делах"[4]. Правду сказал он (мир ему и благословение Аллаха)! Поистине, математика, геометрия, музыкальные науки, география, наука о взвешивании воды, наука о прокладывании каналов, строительство, земледелие, врачевание, поэзия — человек, знающий эти науки, может быть весьма искусен в них. Но что касается знания об Аллахе, Его ангелах, Его писаниях, Его посланниках, о Судном Дне и подробностях всего этого, то оно у посланников! Всевышний Аллах сказал: "Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни"[5].
Некоторые саляфы говорили: "Есть такие люди, которые настолько сильно изучили мирские науки, что могут потереть ногтем дирхам и сразу же назвать его вес, но зато ничего не знают о своей религии!"
Всевышний Аллах сказал по поводу знания этих людей: "Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их поразило то, над чем они издевались"[6]. Всевышний Аллах сделал рабов такими, что они различаются по степени того, чего могут достичь их рассудки. Разум может дать человеку пользу в какой-то сфере, которой человек себя посвятил, но не дать пользы в других сферах, которые может быть и гораздо легче того, чем занимается он. Человеку может быть даровано такое стремление и талант в той сфере, которой он себя посвятил, которое не дано ему в других сферах. Мы часто видим, как человек постиг тонкости одной науки, но не знает очевидных вещей в другой науке. Что же тогда сказать о знании пророков, которое не постигается через разум? Невозможно самостоятельно постичь это знание, хотя разум не считает само это знание невозможным. Наоборот, когда человек получает это знание, разум соглашается с его истинностью и устремляется к принятию. Соотношение того знания, которое могут постичь люди, и того, которое они не могут постичь, подобно соотношению знания младенца со знанием взрослых людей.

Пятая причина: распространители лжи занимают людей какими-то редкими сложными вопросами, а разум таков, что когда ему удается постичь что-то необычное, он испытывает наслаждение. Такой разум, подобен охотнику, который подстрелил дикого зверя, которого он даже и не мечтал отыскать. Таково состояние душ! Они увлекаются необычными вопросами, находя их увлекательными, а затем отдают им предпочтение. Если какого-то знания много, его может постичь каждый (богатый и бедный), то душа охладевает к этому, хотя это знание для неё полезнее и лучше. Однако этого знания много, и много тех, кто обладает им, а душа хочет чего-то такого, чем она может отличиться от всех остальных. Затем к этим странным теориям и наукам добавляются различные сложные названия, которые распространители лжи бросают в уши людей. Души людей устремляются к изучению этих странных наук и пытаются постичь их смыслы. И когда эти науки встречают сердце того, кто не имеет знания о вере в то, что пришло от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), они овладевают им. Такое сердце уже очень тяжело спасти религиозным лекарям. Как было сказано: "Клянусь Аллахом, если страсть проникла к тому, кто влюбился в неё, то людям уже очень трудно помочь ему". Из-за любви к таким странным вещам, люди начинают обсуждать их, обсуждать удивительные творения, загадки, головоломки, хотя обыкновенные вещи лучше для них, чем это.

Шестая причина: прежде чем преподнести свою ложь, приверженцы лжи обязательно готовят почву, распространяя предпосылки этой лжи. Это подобно тому, как человек сначала вбивает колышки в земле, а только затем раскрывает шатёр.
Они порицают людей, которые понимают тексты Корана и Сунны согласно их очевидному смыслу, унижают их, называют невеждами и так далее.
Они говорят, что доводы Корана и Сунны не дают знания и убежденности, а знание и убежденность достигается лишь посредством доводов разума и правил логики.
Они говорят: "Если разум противоречит шариатским текстам, то разуму отдается предпочтение".
Это предварительные принципы, закладываемые ими, чтобы распространить ложь»[7].






[1]  Сура аль-Бакара, аят 118
[2] Сура аз-Зарийат, аят 53
[3] Сура аль-Ан‘ам, аят 112
[4] Муслим, 2363.
[5] Сура ар-Рум, аяты 6-7
[6] Сура Гъафир, аят 83
[7] См. «ас-Сауа‘икъ аль-Мурсаля», 2/451 и далее.

______________________

للإصباح
في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح
عبد الله بن صالح العبيلان
‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян

</ <lj-like buttons="repost,facebook,twitter,vkontakte" />

Tags: БИД'AT И ДЖАХИЛИЙЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author