Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Следование за ошибочным иджтихадом

fdserqa

«Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда» [1].
Однако нам запрещено следовать за тем, в чем они ошиблись. А ошибкой ученых является то, что противоречит доводу.
Если ученый, сказавший нечто, не имея намерения ошибиться и противоречить доводу, ошибся, то он получает награду за то, что проявил усердие. Но если мы знаем о том, что он ошибся, то нам запрещено следовать за этой ошибкой. Мы должны следовать только за тем, в чем он оказался прав. Как сказал имам Малик (да смилуется над ним Аллах): «Каждый из нас либо опровергает чье-то мнение, либо его мнение опровергают, кроме обитателя этой могилы», имея в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха)[2]. Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Я удивляюсь людям, которые знают иснад, и знают о его достоверности, и после этого следуют за мнением Суфйана (ас-Саури). Хотя Всевышний Аллах сказал: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания"[3]»[4].

А ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Вот-вот уже упадут на вас камни с неба! Я говорю вам: "Сказал посланник Аллаха", а вы говорите: "Сказал абу Бакр и ‘Умар"»[5]. Эти слова касались вопроса о хадже ат-тамату‘[6]. Этот вопрос относится к вопросам иджтихада. Но когда мнение Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), а они лучшие в этой общине после пророка (мир ему и благословение Аллаха), оказалось не соответствующим доводу, который был у ибн ‘Аббаса, он произнес эти слова. Ведь, следование обязательно только за пророком (мир ему и благословение Аллаха), а что касается других, то следование им бывает только тогда, когда их слова соответствуют доводу, каким бы высоким положением и знанием они не обладали. Но эти ученые, которые допустили ошибку, все равно будут вознаграждены, как пришло в достоверном хадисе, который мы упомянули. А следование за ними в ошибке запрещено!

Взято из:
اللإصباح
في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح
«Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления»
عبد الله بن صالح العبيلان
‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян
С комментариями уважаемого шейха Салиха ибн Фаузана ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана


______________________





[1] аль-Бухари, 7352; Муслим, 1716.
[2] См. «Сийар А‘ляму-н-Нубаля», 8/93.
[3] Сура ан-Нур, аят 63
[4] См. «Тафсир ибн Кясир», 2/348.
[5] Передал Ахмад, 1/337.
[6] Один из видов совершения хаджа


Tags: ИЛЬМ И ХАДИС, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author