Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Шариатское постановление о тех, кто совершил аборт



Ряд ученых сообщает о наличии единогласного мнения всех исламских ученых (иджма’) относительно запретности извлечения плода после того, как он обретёт дух. В «Шарх уль-кабир» написано: «Когда зародыш обретёт дух, то согласно единогласному утверждению всех исламских ученых, прерывание беременности в этом случае будет расцениваться как убийство души». Об этом также рассказывали Ибн Джиззи, Абу Бакр аль-Кашнави, Ибн Теймийа и др.

Запретность этого поступка также подтверждается предусмотренной шариатом уголовной ответственностью в виду уплаты виры за убийство зародыша. Абу Хурейра рассказывает: «Посланник Алла­ха – мир ему и благословение! – приговорил к уплате гурры (вира, равная пяти верблюдам) за причинение смерти зародышу одной женщины из племени Ляхьян, который выпал из неё мёртвым. Женщина, которую Посланник Аллаха обязал выплатить виру, скончалась и тогда Посланник Аллаха переложил предоставление откупа на её ближайшую родню» (аль-Бухари и Муслим).

Ученые говорят, что если в результате аборта эмбрион вначале родится живым, а затем умрёт, то за это назначается то же наказание, что предусмотрено за убийство. Ибн Хаджар пишет: «По утверждению ученых, обязательным условием назначения наказания в виде уплаты гурры является рождение ребёнка мёртвым по причине преступления. Если же ребёнок родится живым, а затем умрёт, то в таком случае применяется смертная казнь, либо налагается уплата дийи (полноценная вира, равная ста верблюдам)».

Зародыш обретает дух по истечении четвёртого месяца беременности. Относительно этого также имеется иджма’, о чем сообщает не один ученый. Аль-Куртуби сказал: «Нет разногласий между учеными относительно того, что в зародыш вдувают дух по прошествии ста двадцати дней, то есть четырёх месяцев». То же самое сказали ан-Навави и Ибн Хаджар.

В хадисе, который приводит аль-Бухари со слов Ибн Мас’уда сообщается, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Воистину, каждый из вас формируется в утробе своей матери сорок дней, затем столько же он бывает там в виде сгустка, затем столько же в виде кусочка плоти, после чего Аллах посылает к нему ангела и повелевает ему записать четыре вещи, говоря: “Запиши его поступки, его удел, срок его жизни, и то, счастливым он будет или несчастным!”, — после этого ангел вдувает в него дух».

Среди ученых имеется разногласие относительно правового положения прерывания беременности до того, как плод обретёт дух. Маликиты, некоторые ханафиты, а также такие шафиитские ученые, как аль-Газали и Ибн ‘Имад, говорят, что категорически запрещается прерывать беременность даже на первой её стадии, то есть, запрещается удалять даже каплю семени. По основному мнению ханафитов, пока зародыш не обретёт дух, можно его абортировать. По утверждению ханбалитов, разрешается удалять из женщины семя мужчины даже если на то нет уважительной причины, но не разрешается прерывать беременность когда плод имеет форму сгустка или кусочка плоти.
Более достоверным представляется то утверждение, согласно которому разрешается только удалять мужское семя при наличии следующих условий: (1) отсутствие вреда для матери, как в настоящем, так и в будущем; (2) согласие мужа, так как он имеет право на ребёнка; (3) аборт должен совершаться либо с целью достижения установленной в конкретном случае пользы, пусть даже небольшой, либо с целью устранения вреда, поскольку извлечение семени без пользы противоречит целям Законодателя в увеличении потомства; (4) аборт не должен совершаться по причине плохого мнения об Аллахе, то есть, из опасения бедности и нужды.

Но допускается ли абортировать плод, который уже обрел дух, при наличии исключительных обстоятельств? Допустим, два или более врачей установят, что оставление плода грозит смерти матери, а шансов на спасение их обоих нет, так, что остаётся выбирать, либо умирают они оба, либо придётся погубить плод, чтобы спасти его мать. Как поступать в данном случае?

Прежние ученые говорили, что даже в таком случае не разрешается совершать аборт. Они объясняли это недопустимостью убийства одного человека, ради спасения другого. К тому же, совершая аборт, мы умышленно лишаем жизни верующего, тогда как, если мы откажемся от аборта, и это приведёт к смерти матери, то её гибель не будет считаться последствием наших действий, так как её смерть наступит по предопределению Всемогущего и Великого Аллаха. Помимо этого, шариат также не позволяет устранять предполагаемый вред посредством совершения очевидного вреда. Ибн ‘Абидин сказал: «Если зародыш будет живым, и его сохранение будет угрожать жизни его матери, то прерывать беременность не разрешается, поскольку наступление смерти его матери неочевидно, а убивать человека ради неочевидного дела недопустимо».

Сегодня исламские ученые разрешают совершать аборт при таких обстоятельствах. На двенадцатой сессии Совета по исламскому праву Международной исламской лиги, состоявшейся в Мекке, было принята следующая резолюция: «Не разрешается прерывать беременность, когда её срок достигнет ста двадцати дней, даже если будет установлено, что плод деформирован. Если же медицинская комиссия, состоящая из квалифицированных и достоверных врачей, установит, что оставление беременности несёт неоспоримую угрозу для жизни матери, то тогда уже, в целях устранения худшего из двух зол, разрешается прервать беременность». Такое же решение принял и Комитет больших ученых, добавив, что аборт в данном случае может быть совершен после того, как будут использованы все возможные средства на спасения ребёнка.

По книге «аль-хайд ва-н-нифас»

шейха Дибьяна Мухаммада ад-Дибьяна

Saaid.net

перев. с араб.:

http://destabilizator.livejournal.com/
Tags: СЕСТРАМ, ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author