Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

О клятвах и обетах

147481_640


Шейх Ибн Усаймин говорил:
“Остерегайтесь обета! Не давайте обет, находясь в благополучии! Не обязывайте себя тем, чем не обязал вас Аллах! Если у кого-то есть больной, то пусть скажет: “О Аллах, исцели его!” У кого экзамен, пусть скажет: “О Аллах, помоги мне его сдать!” Есть некоторые студенты, которые при опасении провала экзамена говорят: “О Аллах, если я сдам экзамен, то сделаю то-то и то из благих деяний!” Однако после того, как он сдал его, он приходит к ученому и говорит: “Помогите мне избавиться от обета, помогите!” Однако нет бегства от обета (если он в благом), и его выполнять обязательно!”
См. “Фатауа Ибн Усаймин” 21/54.

Обет бывает двух видов

1 безусловный (мутлак) то есть обязать себя поклонению Аллаху без каких-либо условий, например сказать я обязуюсь прочитать два раката молитвы без условий и этот вид является любим для Аллаха и в нём нет нечего нежелательного.
2 связанный с условием ( мукаййад) то есть обязать себя поклонению Аллаху на условиях, например сказать если Аллах излечит мой недуг то я обязуюсь 3 дня поститься. Данный вид обеда и является запретным и о таком виде говорил Пророк (саляЛлаху алейхи ва саллям)

“إنّ النذر لا يأتي بخير”
“Поистине обет не приходит с добром”
Шарх книги единобожия Салих Али аш-Шейх 159

Условием действительности обета, является его произнесение вслух!
Если человек вознамерился что-то сердцем, то это не обет!
Имам аш-Ширази говорил: “Обет не действителен, кроме как с произнесением!”
Имам ан-Науауи относительно его слов сказал: “Действителен ли обет только с намерением, без произнесения его? Правильным является по единогласному нашему мнению, что обет не действителен кроме как со словами, и одного лишь намерения недостаточно!” См. «аль-Маджму’» 8/435.
Также говорил и имам аль-Мардауи: “Обет без слов недействителен, и если кто-то дал обет только намерением без слов, то он недействителен без разногласия!” См. “аль-Инсаф” 11/118.

О методах искупления клятв
Ас-саляму’алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
О методах искупления клятв (обеты схожи в этом) разъяснил нам сам Всевышний Аллах, Великий Мудрый, сказав:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين الله لكم آياته لعلكم تشكرون
Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны
(сура аль-Маида, 89)
Однако не правильно думать, что можно только поститься за клятву или обет, т.к. Всевышний Аллах указал на порядок в искупление.
Кормление бедняков, или предоставление им одежды, или освобождение раба. И только если нет возможности сделать что-либо из этих трех вариантов, то, как сказал Всевышний Аллах: “Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней”.
Как поститься эти дни ?
В этом вопросе есть разногласие между учёными.
В фетве постоянного комитета, под номером 18446, говорится:
“Лучше если пост в искупление клятвы будет непрерывным, но если получиться так, что прервётся пост, то нет в этом проблемы”.
(под фетвой подписались: шейх ибн Баз, да окажет ему Аллах милость Свою, шейхи ‘абдуль-’Азиз али Шейх и Салих аль-Фаузан, да сохранит их Аллах, и шейх Бакр абу Зейд, да будет милостив к нему Аллах)
В тафсире “Джалялейн” приводится, что пост подряд не является условием, и что это мнение имама аш-Шафи’и.
Однако большинство, как упомянул об этом шейх Фаузан, считает, что пост должен быть 3 дня подряд. И в довод привел чтение ибну Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который читал этот аят так:
فصيام ثلاثة أيام متتابعة
“Тот должен поститься в течение трех дней подряд”
Что касается кормления бедняков, то можно главное чтобы за каждый день был накормлен 1 бедняк.
И не важно, дадите вы одному бедняку 1-му порцию 30 порций или 30-ти беднякам по 1-ой. Инша Аллах это будет засчитано.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду”.
(см. “аль-фатауа аль-Фаузан” 3/140)
Вот к этому вопросу есть еще фетва шейха ибн База, рахимахуЛлах, в кот. он говорил, что также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце.
(см. “Фатауа Ибн Баз” 15/203)
Как пришло в аяте:
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَٰكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا عَقَّدْتُمُ الْأَيْمَانَ ۖ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ
Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи…
Т.е. порцией, кот. достаточна для того, что насытился человек.
Шейх Раслян, хафизаху Ллах, отвечал на подобный вопрос, и сказал, что кормить следует едой той местности, в кот. ты проживаешь и кот. едят люди там. И для одного человека достаточно одной порции.
Это так же известно от больших учёных.
Уа Ллаху а’Лям.

Вопрос: Разрешено ли давать искупление клятвы одному бедняку?

Ответ шейха Абдур Рахмана аль Баррака
Ответ:
Не дается искупление клятвы одному бедняку однако обязательно дать это 10, и это прямой текст Корана, сказал Аллах: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи» (5:89), и если кто-то дал все искупление клятвы одному бедняку, то обязательно ему дать оставшимся 9, поскольку на самом деле он не дал кроме как одному бедняку.
Шейх АбдурРахман аль Баррак
http://albrrak.ccell.mobi/index.php?option=com_ftawa&task=view&id=37205

ИСКУПЛЕНИЕ КЛЯТВЫ, КОТОРАЯ ВЛЕЧЕТ ГРЕХ

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис 'Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушаться» Ахмад 6/36, аль-Бухари 11/504,508, Абу Дауд (3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).

Шейх Салих Али Шейх, да хранит его Аллах, сказал: "Из этого хадиса следует, что исполнять обеты обязательно, а это значит, что исполнение обетов является обрядом поклонения, который угоден Аллаху. И объясняется это тем, что обязательные предписания, как и все деяния, необходимые для их совершения, относятся к обрядам поклонения. А для исполнения обета необходимо принести сам обет, ибо если бы не было обета, то не было бы необходимости исполнять его. И исполнять обеты нужно потому, что человек, несущий ответственность за свои деяния, обязал себя совершить этот обряд поклонения.
Но если человек дал обет совершить грех, он не должен ослушаться Аллаха, потому что взятое на себя обязательство ослушаться Аллаха противоречит запрету ослушаться Великого и Могучего Аллаха, однако поступивший таким образом обязан совершить искупительные действия, которые совершают при нарушении клятвы. Подробно об этом упоминается в главах об обетах, которые входят в книги по мусульманскому праву.
Обет, принесенный Великому и Могучему Аллаху, является великим обрядом поклонения, и обет, принесенный не Аллаху, также является обрядом поклонения. И если человек приносит обет не Аллаху, то он поклоняется творению, если же он приносит обет Аллаху, то он поклоняется Великому и Могучему Аллаху".


Tags: ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author