Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

О правилах фикха

getImage (2)

Становление науки о "правилах фикха" (Каваиду фикхия)


Мусульмане с первых времен ислама обращали внимание на коранические аяты и имеющиеся в них большое количество знамений. Аяты Корана несут в себе много смыслов в кратком словарном изложении.

Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была дана способность выражаться всеобъемной речью. В подобных его словах, - особенно тех которые касаются законоположений, - содержатся основы и правила на все случаи жизни. Например хадис "Поистине, дела оцениваются по намерениям" (Бухари, Муслим). Правило установленное в этом хадисе входит в большинство вопросов фикха и его разделов. Даже имам Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: "он входит в семьдесят разделов фикха. Он не оставляет заблудшему, вредителю и притеснителю довода когда тот встретит Всевышнего Аллаха". (См. Файдуль Кадир, Айни алаль Бухари, Джамиуль Улуми валь Хикам).

Ученые по разному классифицировали хадисы содержащие правила фикха (Каваиду фикхия). Например, имам Навави собрал их в одной книге, общее количество хадисов которых собралось сорок один (известная книга имама Навави "Сорок хадисов"

Некоторые ученые, правила фикха (Каваиду фикхия) назвали по словам содержащихся в хадисах. Так как например, в основе названия "правила фикха" - "отрицания вреда в исламе" (ля дарара валя дирар) - лежит одноименный в арабском языке хадис: "Недопустимо причинять вред (без причины) ни причинять вред в ответ" (ля дарара валя дирар) (Ибн Маджа, Даракутни).

Но иногда в названии правила фикха (Каваиду фикхия) лежит выражение, отдаленно или близко передающее смысл хадиса. Например, из того же хадиса - "Поистине, дела оцениваются по намерениям" (Бухари, Муслим) - выведено правило под названием: "Дела оцениваются по целям их совершения". (Умуру би макасидихи).

Имам Суюти перечислил большинство правил фикха (Каваиду фикхия) в книге "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)", приводя к каждому правилу, хадис из которого вытекает то или иное правило.

Нет ни одного священного текста (аята или хадиса), где специально оговаривался бы что тот или иной текст является именно правилом (Каваиду фикхия). "Правила фикха" (Каваиду фикхия) выводились первыми праведными учеными уммы, когда они кодифицировали нормы шариата.

Примеры из "правил фикха" (Каваиду фикхия)

Вот некоторые правила фикха:

"Твердую уверенность не устраняет сомнение" (Аль-якину ля тазалу би шак),

"Основа - в отсутствии обязательства" (Аль-аслу бараату зимма),

"Основа в вещах - дозволенность, если нет указания на запретность" (Аль-аслу филь ашьяи ибаха хатта ядуллу далил аля тахрим),

"Трудность преодолевается легкостью" (Аль-машаккату туджлябу тайсир),

"При необходимости запретное может стать дозволенным" (Дарурату тубиху махзурат),

"За основу в текстах берется прямой смысл" (Аль-аслу филь калями хакика),

"Нет ижтихаду там где есть священный текст" (Ля иджтихада маъа насс),

"Предостережение от вреда приоритетно чем достижение пользы" (Даръуль мафасиди авля мин джальбиль масалихи),

"Приобретение за счет потери" (Аль Гунуму биль гурум).


Польза в знании этих правил

"Правила фикха" считаются базой на которой строятся шариатские законоположения. Тот кто занят изучением этих правил, тот постигнет многие мудрости в шариатских положениях, будет сведущим в источниках откуда берутся эти правила, будет способен проследить путь как эти законоположения формируются, а главное будет знать как выводятся законоположения которые выводятся не на прямую из священных текстов, а строятся на общих правилах.

Ученый Карафи говорит: ""Правил фикха" очень много и они объемлют все вопросы, наполнены святостью шариата и его мудростью. Каждое правило имеет корни проникновения численность которых не счесть. Эти правила очень важны для фикха, несут большую пользу и по степени своего охвата областей фикха возвеличивают его и придают почет " (Имам Карафи "Отличия"

Имам Суюти говорит: "Знай! Наука о сравнении и сопоставлении великая наука. Ею постигается истины фикха и его суть, источники и святость, обретается его понимание и практика. Ею можно восстановить преемственность и цепочку восхождения к источникам, познать законоположения вопросов которые не прописаны в Коране и Сунне, а также найти ответы разным ситуациям которые с течением времени только увеличиваются. Вот почему наши ученые говорят: фикх - это когда есть познание сравнения и сопоставления". (См. Имам Суюти "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)"

Книги по правилам фикха

Больше всех науку о правилах фикха развили ханафиты. У ханафитов среди тех кто написал по теме труды, можно выделить Абу Зайда Дабуси (ум. 430 г. по хиджре). Он написал книгу которую назвал "Формирование взгляда" (Таъсису назр). Он в ней собрал 86 правил. Также выделим Ибн Наджима (ум. 970 г. по хиджре) у которого есть труд, который называется также как и труд имама Суюти: "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)".

Среди шафиитов кто писал по этой теме можно выделить имама Суюти (ум. 911 г. по хиджре) написавшего книгу "Сравнение и сопоставление (Ашбах ва Назаир)".

Выделим ученого Иза ибн Абдусалама (ум. 660 г. по хиджре), написавшего книгу "Правила законоположений для улучшения жизни простых людей". Также выделим ученого Карафи (ум. 684 г. по хиджре), у которого есть труд "Различение".

Среди ханбалитов выделим Сулеймана Абдулкавий Туфий (710 г. по хиджре), у которого есть две книги "Большие правила (Каваиду Кубра)" и "Малые правила (Каваиду Сугра)". Также выделим имама Ибн Раджаба Ханбалий, (795 г. по хиджре) у которого есть книга свидетельствующая о его знании и понимании.


Автор: Умар Сулейман Ашкар "Введение в шариат и исламский фикх"
Перевод с ар.: Асад аль-Кудали
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author