Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

التكفير

Оригинал взят у kahhar_786 в التكفير

ПРАВИЛА ТАКФИРА



Вопрос: Мы просим разъяснить правила, которыми можно руководствоваться в вынесении хукма о куфре (неверии) или нифакъе (лицемерии) человека так, чтобы не впасть в нововведение (бид’а), в которое впали многие группы. Какие книги по этой теме вы советуете мне прочитать, принимая во внимание то, что я только начинаю искать знания?


Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Мы не можем выносить хукм о куфре или фискъе, потому что это прерогатива Всевышнего Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это одно из шариатских положений, которые относятся к Корану и Сунне. Поэтому в этом вопросе необходимо быть абсолютно уверенным – нельзя называть человека кафиром или фасикъом, если на его куфр или фискъ не указывают далилы из Корана и Сунны.

Основой в этом вопросе является то, что если внешне он мусульманин и праведный человек, то его Ислам и праведность не опровергаются, если для этого не будет явного шариатского доказательства. В вопросе такфира и тафсика неприемлема беспечность, потому что в этом есть две большие опасности:

Первая: возведение лжи на Аллаха в хукме и на того, кому выносится хукм, обвиняя его в этом.



Вторая: впадение самого в хукм, которым он обвинил своего брата, если тот не являлся таковым.

В сахихе ал-Бухари (6104) и Муслима (60) передается от Абд-Аллаха ибн ‘Умара – да будет доволен ими обоими Аллах! – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек обвиняет своего брата в куфре, этот хукм возвращается к одному из них». В другой версии этого хадиса: «…если он ошибся, то это возвращается к нему».

Во-вторых: Исходя из этого, прежде чем вынести мусульманину хукм куфра или фиска необходимо рассмотреть два вопроса:

Первый: доводы из Корана и Сунны на то, что это слово или дело подпадает под определение куфра или фиска.

Второй: при применении этого хукма к определенному человеку, должны быть выполнены в отношении него условия (шурут) такфира или тавсика и устранены все препятствия (мавани’).

Среди наиболее важных из этих условий следующие:

1. Он должен знать, что из-за своего противоречия (Корану и Сунне) он становится кафиром или фасиком, потому что всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура «Женщины», аят 115).

«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» (сура «Покаяние», аят 115).

Поэтому ученые сказали: «Не выносится такфир тому, кто отрицает обязательные акты поклонения (фарды), если он новообращенный, пока ему не будет разъяснено».

2. Препятствием (для вынесения такфира) является то, что действие, вводящее в неверие, было совершено непреднамеренно:

Например, он был принужден к этому, не будучи убежденным в этом. В таком случае не выносится такфир, так как Всевышний сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (сура «Пчелы», аят 106).

Другой пример: помрачнение разума, из-за чего он не знал что говорил, будь то из-за огромной радости, огорчения, страха и т.п. Доказательством этого является хадис в «Сахихе» Муслима (2744) от Анаса ибн Малика – да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине Аллах больше рад покаянию Своего раба, чем тот, кто был в пути на верховом животном, и оно убежало от него, унося с собой еду и питье, он отчаялся найти ее и прилег под тенью дерева. И когда он находился в таком отчаянном положении, то увидел ее, стоящую рядом. Он схватил ее за узды и сказал от огромной радости: О Аллах! Ты мой раб, а я Твой господь».

3. Также к препятствиям относится неправильное толкование. То есть следование некоторым сомнительным доводам, считая их истинными и достоверными, или неправильное понимание шариатских доводов. А такфир выносится только после умышленного противоречия и отсутствия незнания. Аллах Всевышний сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Сонмы», аят 5).

Говорит Ибн Таймийа – да помилует его Аллах! – в «Маджму’ ал-Фатава» (23/349): «Имам Ахмад, да будет доволен им Всевышний Аллах, просил у Аллаха милости для них (т.е. за халифов, которые последовали за джахмитами в их утверждении о том, что Коран сотворен) и прощения для них, так как они не знали, что отрицают слова посланника Аллаха и то, с чем он пришел. Они неправильно истолковали и последовали за тем, кто сказал им это».

Так же он говорит – да помилует его Аллах! – в «Маджму’ ал-Фатава» (12/180): «Что касается такфира, то истина заключается в том, что кто бы из общины Мухаммада не сделал иджтихад, стремясь к истине, и ошибся, ему не выносится такфир – наоборот, ему прощается его ошибка. А тот, кому была ясна Сунна Посланника, а затем отошел от нее после того, как ему был ясен прямой путь, и последовал не пути верующих, то он стал кафиром. Тот, кто последовал страстям и не уделил должного внимания поиску истины и говорил без знаний, является ослушавшимся грешником, а впоследствии фасиком. Но у него могут быть добрые деяния, которые перевесят злые».

Также он сказал – да помилует его Аллах! – в «Маджму’ ал-Фатава» (3/229): «Находящиеся рядом со мной знают, что я всегда и решительным образом запрещал называть конкретного человека кафиром, фасиком или грешником, если только не известно, что шариатские доводы были доведены до него. Но тот, кто противоречит им, становится иногда кафиром, иногда фасиком, а иногда грешником. Я утверждаю, что Аллах простил этой Общине ее ошибки и это прощение включает в себя ошибки в словах и делах. Салафы до сих пор не перестали спорить в этих вопросах, но ни один из них не называл другого кафиром, фасиком или грешником».

Затем он упомянул некоторые примеры и сказал:

«Я также утверждаю, что те заявления о куфре того, кто сказал так-то и так-то, которые пришли от салафов и имамов, является истиной,  но необходимо разделять между общими правилами и частными случаями. Такфир — это своего рода угроза, и может случиться так, что человек отрицает слова Посланника, но он может быть новообращенный или вырос в далеких странах. И поэтому ему не выносится такфир из-за его отрицания до тех пор, пока не доведут до него доводы. Возможно, этот человек не слышал этих текстов, или возможно слышал, но посчитал их ненадежными, или возможно у него какие-то идеи, которые противоречат им, по причине ошибочного толкования.

Я всегда вспоминаю хадис двух шейхов (Бухари и Муслима), в котором говорится о человеке, который сказал: «Когда я умру, сожгите меня и раздавите (мои кости), а затем разбросайте в море. Клянусь Аллахом, если Он сможет взять меня, то накажет меня таким наказанием, которым Он никого не наказывал». С ним сделали то, что он просил, и Аллах сказал ему: «Что заставило тебя сделать это?» Он сказал: «Страх перед Тобой». И Он простил его.

Этот человек сомневался в способности Аллаха восстановить его из праха. Он даже был убежден, что он не будет воскрешен, а это куфр по согласию всех мусульман. Он был джахилем и не знал этого, но он был верующим и боялся наказания Аллаха, из-за чего Он простил его.

А квалифицированный муджтахид, который стремится следовать пути Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но основал свое представление на неправильном толковании текста, более заслуживает прощения, чем этот мужчина». Конец цитаты.

(На основе «Хатима ал-Къава’ид ал-Мусла» Шейха Ибн Усеймина – да смилостивится над ним Аллах).

Поскольку вопрос такфира предельно серьезный и опасный, студент, особенно если он новичок, должен воздержаться от рассуждения в нем и сосредоточиться на приобретении полезных знаний, посредством которых он исправит свои дела в этом мире и Будущей Жизни.

В-третьих: Перед тем, как рекомендовать тебе книги, мы советуем обратиться за помощью в получении знаний к ученым Ахлю ас-Сунна, потому, что это легче и надежнее. С условием, что тот, к кому ты обратился, надежный в знаниях, религии и в следовании Сунне, а также далек от следования страстям и нововведениям.

Мухаммад Сирин – да помилует его Аллах! – сказал: «Поистине эти знания – религия, так смотрите, у кого вы берете свою религию». (Передел Муслим в предисловии своего сборника).

Если там, где ты живешь, нет возможности посещать уроки ученых, пользуйся их аудио записями. Ты можешь воспользоваться дисками или, что более легко, интернет сайтами. Так же ты можешь взять пользу у некоторых студентов, которые усердствуют в получении шариатских знаний и следовании Сунне.

В-четвертых: Книги, которыми ты должен пользоваться и которые необходимо изучить:

- Тафсиры: Толкование Корана ас-Са’ди и Ибн Касира.

- Хадисы: «Сорок хадисов ан-Навави» вместе с одним из его толкований (шарх), «Ихтимам би Джами’ ал-‘Улум вал-Хьукам» Ибн Раджаба, «Рияд ас-Солихьин» с особым вниманием к этой благословенной книге и комментарии к ней Ибн Усаймина, да смилостивится над ним Аллах.

- Акида: «Книга Единобожия» Шейха Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба вместе с комментариями, «Срединное Вероубеждение» (Акъида ал-Васитийа) Шейха Ибн Таймийи, так же некоторые полезные послания по этой теме, например: «Тахькъикъ Калима ал-Ихляс» (Ибн Раджаба) и «ат-Тухьфа ал-‘Иракъийа фил-А’маль ал-Къалбийа» Ибн Таймийи.

- «Заад ал-Ма’ад» Ибн Къайима и многие из его книг, например: «ал-Вабил ас-Сайиб» и «ад-Даъ вад-Даваъ».

И это только начало. Если вы будете изучать эти книги, особенно, если есть кто-то, кто может помочь вам в  их чтении и понимании, то вы можете перейти к другим книгам, инша Аллах.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 85102
Перевод: Абу Абдиллях, www.sawab.info

Tags: ТАКФИР
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author