Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ВОСПРЕЩЕНИЕ

Воспрещение ( النهي / нахью) – это то, что указывает на категоричное и обязательное требование воздержаться от определенного деяния.

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества» (Св. Коран, 2: 188); «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права» (Св. Коран, 6: 151), — либо путём высказывания о запретности, как например, в Его – пречист Он! – словах: «Вам запрещены мертвечина, кровь…» (Св. Коран, 5: 3); «Вам запретны ваши матери, ваши дочери…» (Св. Коран, 4: 23), — либо путём отрицания дозволенности, как например, в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли» (Св. Коран, 4: 19); «Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им» (Св. Коран, 2: 229), — либо в форме распоряжения, пресекающего определённое деяние, как например, в словах Всевышнего: «Оставьте грехи очевидные и сокрытые» (Св. Коран, 6: 120), — а также в словах Всевышнего: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (Св. Коран, 22: 30).

По утверждению большинства ученых воспрещение предполагает запретность воспрещаемого деяния и обязательность прекращения его совершения, подобно тому, как приказ предполагает вменение в обязанность.

Посредством определённого довода статус воспрещения может быть отведен в сторону нежелательности (караха). Например, в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас» (Св. Коран, 5: 87), — доводом в пользу того, что ограничение себя в благах представляет собой не запретный, а только неодобряемый поступок, является то, что он зависит от природных свойств человека.

Фразой, содержащей воспрещение, также может выражаться мольба (ду’а), как например: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь» (Св. Коран, 3: 8), — либо рекомендательное инструктирование (иршад), как например: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (Св. Коран, 5: 101), — либо пренебрежение (тахкыр), например: «Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них» (Св. Коран, 15: 88), — либо извещение о последствиях (байану-ль-‘акыба), например: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники» (Св. Коран, 14: 42), — либо разочарование (йа’су), например: «Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали» (Св. Коран, 66: 7).

Указание воспрещения на незамедлительность и регулярность

Среди ученых есть два мнения относительно того, предполагает ли воспрещение незамедлительность и регулярность.

Шафииты ар-Рази и аль-Байдави считают, что воспрещение само по себе не указывает на неотложность и постоянность, так как иногда оно приходит как указание на постоянность, например в словах Всевышнего: «Не приближайтесь к прелюбодеянию» (Св. Коран, 17: 32), — а иногда как отрицание постоянности, например, если скажет врач: “Не пей молоко, когда ешь мясо”.

Большинство ученых считают, – и это мнение является распространённым и более достоверным, – что воспрещение указывает на постоянность и неотложность и предполагает незамедлительное и постоянное воздержание, так как требуемая цель, которой является воздержание, не может быть достигнута, кроме как если осуществляется постоянно, и невозможно призна

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author