Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ХИДЖРА

           229f17d541752b3c6e0005c1e57_prev


На вопросы о Хиджре отвечает большой ученый:
шейх АбдуРрахман Бну Умар Аль-Адани –
ученик шейха Мукбиля Бну Хади Аль-Уади’
Перевел и подготовил: Абу АбдуРрахман

Введение переводчика

Несомненно, вся слава принадлежит Аллаху, мы славим Его, благодарим Его и ищем Его поддержки и просим Его о прощении. Мы ищем убежища у Аллаха от зла наших душ и от наших злых деяний. Только тот, кого ведет Аллах, находится на правильном пути, но никто не сможет направить на правильный путь того, кого свел с него Аллах. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

А затем:
вниманию читателей предлагаются ответы на вопросы, исключительно важные для мусульман на Западе (и в других немусульманских странах), вопросы, касающиеся Аль-Хиджры (араб. Аль-Хиджра – «эмиграция»).

Эти вопросы и ответы были записаны с аудио пленки, а затем переведены для англо-говорящих мусульман. На вопросы отвечает наш дорогой шейх, 'Абдур-Рахман Ибн 'Умар Аль-Адани. Шейх 'Абдур-Рахман – один из учеников Имама, возродителя Сунны, Мукъбиля Бну Хади Аль Уади'и, رحمه الله.

Имам Аль-Уади'и упоминает о Шейхе Абдур-Рахмане в своей автобиографии, опубликованной восемь лет назад в 1417 году: «Он стал источником для своих братьев, к которому они обращаются в разных областях знания». Имам также упомянул Шейха Абдур-Рахмана в своем прощальном наставлении и сказал, что если людей Сунны в Йемене постигнет какая-то проблема, им следует обратиться именно к нему за советом. Также наследник Имама, дорогой Шейх Яхъя Бну Али Аль-Хаджури упоминал шейха Абдур-Рахмана в своей книге «Ат-Табакъат» среди виднейших ученых Йемена и описывает его, как «человека здравого интеллекта, которому Аллах дал много знаний, также как и скромности, а еще наделил его очень хорошим характером и непоколебимой приверженностью Сунне». Я прошу Аллаха, Всевышнего наградить шейха Абдур-Рахмана добром и благословить его за то, что он потратил время, отвечая на эти важные вопросы.



بسم الله الرحمن الرحيم

Вся слава и благодарность принадлежит Аллаху, Хозяину всего сущего. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним, его семьей и его сподвижниками.

А затем: следующие вопросы были заданы нашими братьями во Франции, да защитит их Аллах, касательно вопроса Аль Хиджры к Аллаху, ради Лика Аллаха,عز و جل , из стран неверия в страны Ислама. Мы просим Аллаха, سبحانه و تعالى, чтобы Он помог нам ответить на эти вопросы, и чтобы Он дал успех и правильные ответы, и чтобы Он сделал эти ответы полезными, а наши намерения правильными.



Вопрос первый:
Наши братья, да сохранит их Аллах, спрашивают: «Каковы языковое и юридическое определения Аль Хиджры (эмиграции, отдаления), какова классификация этого деяния, и какая цель достигается его законодательным утверждением?»

Ответ:
Лингвистически Аль-Хиджра означает «уезжать», «уходить», а хиджра к чему-либо означает приближение к данному объекту, и в то же время удаление от какого-либо другого объекта или явления. Аль Аджари упоминает о том, что изначальное значение слова Аль-Хиджра, - это отъезд бедуинов на жительство в город с их кочевий в пустыне.

Теперь касательно юридического определения Аль Хиджры. Аль-Хиджра в исламской юриспруденции означает “покинуть юрисдикцию неверия и переселиться под юрисдикцией Ислама, во избежание соблазнов, испытаний и бедствий (фитна) и ради возможности свободно жить исламским образом жизни”. Это конкретное определение Аль Хиджры в исламской юриспруденции. Иными же словами, по сути, словом Аль Хиджра можно определить то, на что указывает Ибн Аль Муляккъын в своем объяснении «Аль 'Умда»: «Оставление все того, что не нравится Аллаху,عز و جل, ради того, что Ему нравится». В этом последнем определении заключена суть Аль Хиджры. Физическая Аль Хиджра включается в это определение и означает бросание грехов и прекращение сопротивления (Аллаху), что, к примеру, следует из его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слов, «Мусульманин – это тот от чьих рук и языка не страдают другие мусульмане, а Эмигрант (араб. Мухаджир) – это тот, кто бросает все, что запретил Аллах», как записано в обоих Сахихах, где написано, что об этом рассказал АбдуЛлах Бну Амр Бну Аль Ас. Также, собственно Аль Хиджра, являющаяся темой нашего разговора, подпадает под данное определение, приведенное Ибн Аль Муляккъыном, поскольку Аллах, عز و جل, любит такое действие мусульманина, как оставление страны неверия, где он не может ни полноценно поклоняться Аллаху, ни открыто жить исламским образом жизни.

Касательно же ее правовой оценки как человеческого поступка, Аль Хиджра является обязательной (араб. Фард Аль 'Айн) для каждого, физически способного ее совершить, если он или она не может открыто поклоняться Аллаху,عز و جل, и выполнять все религиозные ритуалы, к которым его обязал Аллах, а также открыто жить образом жизни мусульманина. Для такого человека Аль Хиджра является обязательной, чтобы он мог спасти свою веру от притеснений и испытаний и жить согласно своей вере. Что же касается того, кто в состоянии открыто выполнять все обязательства, возложенные на него Аллахом и открыто, с гордостью жить согласно своей вере, будучи уверенным как в собственной безопасности, так и в безопасности своей веры, то для такого человека Аль Хиджра – сунна, которая настоятельно рекомендуется (араб. Мустахаб), для того, чтобы он оказался в состоянии совершать Джихад против неверных, а также для того, чтобы он тем самым увеличил численность мусульман и поддержал их, также как и для того, чтобы он освободился от созерцания мерзостей, творимых неверными в своих странах.

Таким образом, Аль Хиджра бывает только двух видов, в зависимости от обстоятельств: обязательной и настоятельно рекомендуемой. Доказательством ее обязательности в первом случае являются слова Аллаха,عز و جل :

( إن الذين توفاهم الملائكة ظالمي أنفسهم قالوا فيم كنتم قالوا كنا مستضعفين في الأرض قالوا ألم تكن
أرض الله واسعة فتهاجروا فيها فأولئك مأواهم جهنم و ساءت مصيرا * إلا المستضعفين من الرجال و النساء و الولدان لا يستطيعون حيلة و لا يهتدون سبيلا * فأولئك عسى الله أن يعفو عنهم و كان الله عفوا غفورا )

«Воистину, что же касается тех, у кого ангелы забирают (душу, при смерти), в то время, как они преступили против себя, то (ангелы) спрашивают у них: «В каком вы были состоянии?» Те отвечают: «Мы были слабыми и угнетенными на земле». Ангелы же говорят: «Неужели вам не хватило всей Земли, принадлежащей (полностью) Аллаху, чтобы эмигрировать куда-нибудь на ней?» Для таких, место пребывания – Ад, и плохо же это место жительства. Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не смогли ни спланировать (отъезд) ни найти дорогу (оттуда). Для таких есть надежда, что Аллах их простит, ведь Аллах – (как всегда) Прощающий, Милующий.»
(Сура «Женщины»: 97-99)

Ибн Кясир, رحمه الله تعالى, сказал в объяснении этого аята: «Этот благородный аят имеет общее отношение к каждому, кто проживает среди многобожников, кто в состоянии совершить Аль Хиджру и не может открыто жить согласно своей вере, относясь, таким образом, плохо к самому себе и совершая то, что запрещено по общему мнению ученых (араб. Иджма') и исходя из прямого значения этого аята”.
Следовательно, тот, кто не покидает страны неверия, в то время, как он в состоянии это сделать, тогда как он не может жить согласно вере, свободно заявляя о своей вере и гордясь ею - такой человек, если он умирает, то он умирает грешником, совершающим великий грех, ищем спасения у Аллаха от этого.

Теперь ответим на вопрос «Когда Аль Хиджра является настоятельно рекомендуемой?» Как вы уже слышали, она является настоятельно рекомендуемой, когда человек может свободно жить исламским образом жизни, поклоняться Аллаху, открыто совершать все ритуалы Ислама, при этом чувствуя себя в безопасности от угнетения и соблазнов, как в аспекте личности, так и в аспекте своей веры. И не представляется возможным, как мусульманин, живущий в странах неверия, может считать себя в безопасности от бедствий и соблазнов (фитна), но об этом, если захочет Аллах, речь пойдет ниже, а именно об условиях проживания в странах неверующих. Хотелось бы добавить, что многие ученые сообщают об ученом консенсусе (иджма') касательно обязательности Аль Хиджры для любого мусульманина, который не в состоянии открыто исповедовать свою религию и выполнять ее ритуалы.

Целью же ниспослания обязательств по Аль Хиджре являлось то, что мусульман было мало при зарождении Ислама, и они были в слабом состоянии, их постоянно притеснял и истязал их собственный народ. Некоторые из них, под воздействием мучений, покидали веру, поэтому для них была ниспослана Аль Хиджра, чтобы они таким образом защитили свою веру от этой опасности. Также, в Мадине поначалу было мало мусульман и они были слабы, и также поэтому Аль Хиджра в Мадину для мусульман была сделана обязательной, из-за необходимости собраться в сообщество, поддерживать друг друга и объединиться, а также чтобы они могли усилить свою мощь и увеличить свою численность. Короче говоря, причиной ниспослания обязательной Аль Хиджры является то, что мусульманин призван выполнять религиозные ритуалы и поклоняться Аллаху,سبحانه و تعالى, таким образом как Он того требует, и гордиться этим и открыто об этом заявлять, также как и то, что он призван оберегать себя и свою веру от опасностей, что и имел в виду Шейху ль Ислам Ибн Таймия,رحمه الله تعالى, когда говорил: «Никто не защищен от ширка , если только он не уедет и не будет отличаться от своего народа».


Вопрос второй:
Какова степень достоверности хадиса: «После завоевания нет хиджры, а есть только Джихад и намерение». - И что он означает?

Ответ:
Этот хадис был передан двумя Шейхами, Аль Бухари и Муслимом, с слов Ибн Аббаса, رضي الله تعالى عنهما. Касательно же его значения, ученые много раз объясняли этот хадис, а его интерпретаций – много. Наиболее емким является объяснение значения этого хадиса, которое сделал Ибн Къасим Аль-Ханбали,رحمه الله تعالى, в своем комментарии к книге «Аль Усуль Ас-Саляса»: «В нем имеется в виду то, что после завоевания Макки была отменена Аль Хиджра из Макки в Мадину, поскольку после ее завоевания, Макка стала частью исламского государства. Потому, что в то время, в Макке была группа людей, которые хотели совершить Аль Хиджру оттуда в Мадину, считая, что так следует поступить, поэтому Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, объяснил им, что он призывал к этому, когда Макка была государством неверия, но как только она стала страной Ислама, он перестал к этому призывать. Поэтому, значение этого хадиса, - в том, что нет Аль Хиджры из Макки в Мадину, а существование и продолжение же Аль Хиджры из стран неверия в страны Ислама хорошо известно как посредством явного доказательства, так и посредством единогласного мнения ученых ( Иджма' )».

Отсюда следует, что его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слова «после завоевания нет хиджры», - означают только завоевание Макки. Почему? Потому что она стала частью земли Ислама, где мусульмане могли собираться и встречаться, поэтому цель, ради которой мусульманам была вменена в обязанность Аль Хиджра из Макки, перестала существовать, после того как она стала территорией Ислама.
Что же касается понимания этого хадиса в том смысле, что Аль Хиджра прекратилась вообще, Аль Хиджра, которую предписал и поощрял Аллах, а также Его Пророк,صلى الله عليه و على آله و سلم, то это – неправильное понимание, поскольку даже если бы это было и так, то до нас дошло множество других хадисов Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, из которых вытекает продолжение Аль Хиджры до самого последнего часа, до тех пор пока существуют страны неверных и враги, воюющие против мусульман.

Имам Ахмад приводит в своем Муснаде хадис, в котором Джунада Бну Аби Умайя рассказывает: «Я находился в группе сподвижников Посланника Аллахаصلى الله عليه و على آله و سلم, и некоторые из них сказали: «Поистине Аль-Хиджра прекратилась». Группа разошлась во мнениях по этому поводу, поэтому я пошел к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه و على آله و سلم, и сказал «О, Посланник Аллаха, поистине люди говорят, что Аль Хиджра прекратилась». Тогда Посланник Аллаха, صلى الله عليه و على آله و سلم, сказал: «Воистину, Аль Хиджра не прекратится, пока существует Борьба (араб. Джихад, в том числе и военная)». Это достоверный хадис (араб. сахих). Кроме того Имам Ахмад записал в своем труде Муснад хадис АбдуЛлаха Ибн Ас-Са'ди, где в частности говорится о том, как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, сказал «Аль Хиджра не прекратится до тех пор, пока сражаются с врагом». Этот хадис по качеству каналов, по котором он передан, признан хорошим (араб. Хасан). Также существует слабый (араб. Да'иф) хадис на эту же тему, но ничего страшного, если мы все равно его приведем для общей пользы.
Этот хадис, который рассказал Му'ауия Бну Аби Суфиян, رضي الله تعالى عنهما, о том, что Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, сказал: «Аль Хиджра не прекратится до тех пор, пока не прекратится раскаяние, а раскаяние не прекратится до тех пор, пока солнце не встанет с запада». Его записали Имам Ахмад, Абу Да'уд, Ан-Наса'и, Ад-Дарими и Аль-Байхакъы. Однако среди его передатчиков есть некий Абу Хинд Аль-Баджали, который никому не известен (араб. Маджхуль).
Касательно же его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слов, - «только Джихад и намерение», - Ан-Науауи, رحمه الله تعالى, сказал: «Он имел в виду, что то доброе деяние, которое прекратилось с прекращением Аль Хиджры из Макки в Мадину, теперь можно совершить с помощью Джихада и правильного намерения».

Вопрос третий:
Каковы виды Хиджры и что подразумевается под каждым из них?

Ответ:
Люди знания упоминают о нескольких классификациях Хиджры. К ним относится, то о чем говорит Ибн Хаджар в своем «Фатхуль-Бари» - комментарии к «Сахиху» Аль Бухари, а именно, к хадису «Мухаджир – это тот, кто оставляет все, что запретил Аллах», где он сказал: «...и эта Хиджра – двух видов, - внешняя и внутренняя. Внутренняя означает оставить то зло, к которому склоняется собственная душа и к которому призывает шайтан, а внешняя – это уход для спасения своей веры от бедствий и соблазнов (араб. Фитна)». Некоторые ученые называют эти подвиды Хиджрой Места и Хиджрой Поступков. Мы уже изложили выше доказательства необходимости Хиджры Места.
Касательно же Хиджры Поступков, она означает, что Мусульманин должен прекратить все грешные, преступные действия и остальные виды неподчинения, запрещенные Аллахом. Именно об этом виде Хиджры Ибн Аль Муляккъын,رحمه الله تعالى, сказал следующее: «Некоторые поздние ученые маликиты утверждали, что это – величайший вид Хиджры, который включает в себя все другие виды».
Доказательство данного типа Хиджры, - Хиджры Поступков или Хиджры от Грехов, донесли до нас оба Шейха со слов АбдуЛлаха Бну Амра Бну Аль Аса , رضي الله تعالى عنهما, согласно которому, Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, сказал: «Мусульманин – это тот, от чьих рук и языка не страдают другие мусульмане, а Эмигрант (араб. Мухаджир) – это тот, кто бросает все, что запретил Аллах». Также, Ан-Наса'и записал с достоверной цепью рассказчиков, слова АбдуЛлаха Бну Амра Бну Аль Аса, رضي الله تعالى عنهما: «Человек сказал: «О, Посланник Аллаха, какая Хиджра – самая лучшая?» Он ответил: «Когда ты оставляешь то, что не нравится Господу, عز و جل».». Ибн Маджа тоже записал от хороших (хасан) рассказчиков, как Фудаля Бну Убайд сказал, что Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, говорил: «Верующий – это тот, кому люди доверяют свое богатство и самих себя, а Мухаджир – это тот, кто оставляет преступления и грехи». О вышеприведенных словах из хадиса «Мухаджир - это тот, кто бросает запрещенное Аллахом» Ибн Хаджар, رحمه الله تعالى, сказал: «Либо это было сказано для того, чтобы Мухаджиры не полагались только лишь на переезд, а действовали согласно установленным запретам и предписаниям, либо, возможно, это было сказано после завоевания Макки и прекращения Хиджры в Мадину, для того, чтобы успокоить сердца, тех кто не успел переехать, словами о том, что суть Хиджры достигается тогда, когда брошено запрещенное Аллахом». Ибн Хаджар, رحمه الله تعالى, сделал такое заключение на основании утверждения Ибн Аль Муляккъына из его комментария к книге «Аль Умда».

Существует еще одна классификация Хиджры, когда последняя делится на общую и конкретную. Конкретной Хиджрой являлся переезд из Макки в Мадину, который был обязательным до завоевания Макки для всех мусульман, также как было обязательным для мусульман из Макки и других мест проживать в Мадине для того, чтобы помогать Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, физически, материально и всеми остальными способами. Аллах, سبحانه و تعالى, указал на это до завоевания Макки во многих аятах, вплоть до того, что Он отменил отношения опекунства между теми, кто переселился и теми, кто остался. Аллах, عز و جل, сказал:

( و الذين آمنوا و لم يهاجروا ما لكم من ولايتهم من شيء حتى يهاجروا )

«А что до тех, кто уверовал, но не переселился, то на тебе нет обязанности по их защите, до тех пор, пока они не переселятся»
(Трофеи: 72)

Таким образом, эта конкретная обязательная Хиджра из Макки в Мадину была отменена его, سلى الله عليه و على آله و سلم, словами: «Нет Хиджры после завоевания, а только Джихад и намерение». Следовательно, когда Макка была завоевана и стала территорией Ислама, обязанность совершать Хиджру из нее в Мадину была отменена. Аль Бухари, رحمه الله تعالى, записал в своем «Сахихе» то, что рассказал Ата Бну Аби Раба: «Мы с Убайдом Бну Умаром Аль-Ляйси пошли к 'А'ише спросить ее об Аль-Хиджре, и она сказала: «Сейчас нет Хиджры. Раньше было так, что верующий спасался со своей верой и бежал к Аллаху, تعالى , и Его Посланнику, صلى الله عليه و على آله و سلم, из страха пыток из-за веры. А сейчас Аллах позволил Исламу одержать победу, и человек может поклоняться Господу там, где пожелает, однако есть Джихад и намерение».». То что 'А'иша رضي الله تعالى عنها в виду под словом «сегодня» – это значит время после завоевания Макки. Таким образом это и есть та конкретная Хиджра, обязательность которой была отменена.

А Хиджра вообще, как переселение из земли многобожия в землю Ислама, остается обязательной до последнего часа для тех, кто согласно словам Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, не в состоянии жить согласно вере и открыто и спокойно совершать ее ритуалы в неисламской стране. Хиджра останется предписанием до тех пор, пока будут существовать территории, подчиненные неверным, и враги, воюющие с людьми Ислама.

Существует и другое подразделение Хиджры на два вида:

- Хиджра с территории ширка на территорию Ислама, которая уже обсуждалась выше, наряду с ее условиями обязательности или желательности, а определение территории ширка последует ниже в пятом вопросе, если пожелает Аллах, تعالى ;

- Второй вид Хиджры – это переселение из той мусульманской земли, где распространились религиозные нововведения и грехи, в мусульманскую землю, где такого зла меньше или оно менее интенсивно.

Касательно же этой Хиджры, когда человек Сунны, проживая на территории, где широко распространилось множество нововведений, сбивающих с прямого пути, не может открыто следовать Сунне, защищая ее, и борясь с нововведениями в религии, о такой Хиджре упоминает целая группа ученых, как например, Ибнуль Араби, رحمه الله , в своей книге «Ахкам Аль Къур'ан». Он пишет: «Ибн Аль Къасим сказал: «Я слышал, как Малик говорил: «Никому не разрешается проживать в стране, где плохо отзываются о Трех Первых Праведных Поколениях (араб. Саляф ус-Салих, или просто Саляф)».»
Аль-Къуртуби добавил, что он также сказал: «...и где практикуются неправильные (ложные) ритуалы». Ибн Аль Араби прокомментировал эти слова Малика таким образом: «Это правда, потому что необходимо удаляться от мерзости (араб. Мункар), если нет возможности ее устранить. Аллах, تعالى, сказал:

( و إذا رأيت الذين يخوضون قي آياتنا فأعرض عنهم حتى يخوضوا في حديث غيره وإما ينسينك الشيطان فلا تقعد بعد الذكرى مع القوم الظالمين )

«А когда ты увидишь тех, которые заняты лживыми разговорами о Наших Аятах, не приближайся к ним, пока они не перейдут на другую тему. А если шайтан сделает так, чтобы ты забыл (об этом), то, как только вспомнишь, не сиди в обществе тех, кто являются злодеями».
(Сура Скот, 68)»

Поэтому многие ученые упоминают об этом типе Хиджры, - эмиграции из земли, в которой распространились нововведения в религии, и где те, кто их распространяют, делают это открыто и безнаказанно, игнорируя и скрывая Сунну. Многие ученые из мазхабов Малика, Шафи'и и Ибн Ханбаля придерживаются того мнения, что необходимо покинуть такие земли, о которых говорится в книге «Аль-Мунтаха» - «...земли тиранов или беспутных нововведений, как Рафд (Шииты) или И'тизаль (Му'тазилиты). Оставление таких стран и переезд в страны людей Сунны – обязательны, если нет возможности открыто и свободно практиковать методологию Сунны в этих странах».
И другие ученые, как например, Аль-Багъауи и Аль-Къуртуби своих Тафсирах, а также Ибн Маджа в Аль-Фатх и Аш-Шаукани, да помилует их всех Аллах, упоминают об этом виде Хиджры, тогда как, с другой стороны, некоторые ученые все равно оставались в странах, полных нововведений, думая, что им удасться противостоять этим нововведениям и мерзостям, и свидетельствовать, ради Лика Аллаха, عز و جل, против Его рабов, выполняя обязательство по призыванию к добру и борьбе со злом. Ибн Аль Араби упоминает в своей книге «Ахкам Аль Къур'ан» о том, что он попросил у своего учителя Абу Бакра Аль Фихри разрешения покинуть Египет и уехать куда-нибудь в другое место, из-за нововведений и запрещенных деяний, распространившихся там. Однако Шейх аргументировал тем, что есть еще пока веская причина для того, чтобы оставаться там, ради распространения правильных воззрений и Единобожия (араб. Таухид), направления людей к хорошему, и предупреждения их о ложных воззрениях, а также ради призывания их к Аллаху. После этого между ними возникли разногласия по этому вопросу, которые стали глубокими. Ибн Аль Араби, رحمه الله تعالى, писал: «...до такой степени, что наша дискуссия по этому поводу стала исключительно острой», или нечто подобное этому. Многие ученые из маликитов, шафи'итов и ханбалитов считали и считают такую Хиджру обязательной.

Точно такой же считается и эмиграция из земель, в которых много преступлений, грехов и прочего неподчинения, и где мусульманин не в состоянии призывать к хорошему и запрещать плохое, боясь за свою жизнь, семью и тех, за кого Аллах, سبحانه و تعالى, возложил на него ответственность. Целая группа ученых из мазхабов Малика, Шафи'и и Ханбаля упоминает о том, что мусульманину надо уехать из такой земли. Однако между учеными нет согласия в том, является ли такая Хиджра обязательной. Ссылаясь на группу ученых ханбалитской школы юриспруденции, некоторые из них утверждают, что Хиджра из страны, где распространены грехи – настоятельно рекомендуема, но не обязательна, так как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, сказал: Кто бы из вас ни увидел зло, пусть переменит его к добру собственной рукой». Точно также не согласился с обязательностью эмиграции из страны грешников Имам Аш-Шаукани, رحمه الله تعالى, в своей книге «Наиль Аль Аутар», называя такую Хиджру настоятельно рекомендуемой. Однако он взял свои слова назад и объявил такую Хиджру обязательной в другой своей книге «Ас Саиль Аль Джаррар». Другие ученые считают такую Хиджру обязательной, подобно Хиджре из стран нововведений и преобладания человеческих идей (переводчик: над Сунной).
Как бы там ни было, такова классификация Хиджры, упоминаемая знающими людьми. Как доказательство этого типа Хиджры, - эмиграции из стран распространения грешников и нововведений, - ученые используют следующие слова Аллаха, عز و جل :

( إن الذين توفاهم الملائكة ظالمي أنفسهم قالوا فيم كنتم قالوا كنا مستضعفين في الأرض )

«Воистину, что же касается тех, у кого ангелы забирают (душу, при смерти), в то время, как они плохо с собой обращаются, то (ангелы) спрашивают у них: «В каком вы были состоянии?» Те отвечают: «Мы были слабыми и угнетенными на земле».
(Сура «Женщины»: 97)

Ученые ссылаются как на Са'ида Ибн Джубайра, который понимал этот аят, как свидетельство обязательности Хиджры из мест, где распространены грехи, так и на Ата, и других ученых религии и (арабского) языка, которые поняли его таким же образом. Суммируя вышесказанное, можно резюмировать, что одна группа ученых-юристов считает эмиграцию из стран, где широко распространены грехи, обязательной, тогда как другая группа ученых считает ее настоятельно рекомендуемой. Что касается предыдущего типа, - эмиграция из земли нововведений (араб. Бид'а), то большинство ученых считают такую эмиграцию обязательной.

(Переводчик: а теперь взгляните на земли, где живут мусульмане России, на земли зикристов, къадиритов, накъшбандиев и других суфиев, земли, где полно как нововведений так и грехов, - идолопоклонства, национализма, клановости, алкоголя, музыки, разврата и азартных игр; на места, находящиеся под влиянием шиитов, «ихуану ль муслимун» (течение «братья-мусульмане»), хизбу т-тахрир. Если это не земли, полные бид'а и грехов, описанные в этом вопросе, то где тогда такие земли вообще?).


Вопрос четвертый:
Когда была впервые предписана Аль-Хиджра, и какие виды хиджры существовали во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم?

Ответ:
Эмиграция мусульман из Макки в Эфиопию (араб. Аль-Хабаша) была первой хиджрой и произошла в месяце Раджаб, через пять лет после Начала Ниспослания Ислама Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, (араб. Маб'ас), согласно мнению историков. А Хиджра Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, из Макки в Мадину произошла в месяце Раби' Аль-Аууаль, через тринадцать лет после начала его миссии.

Во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, существовало несколько видов хиджры, о которых упоминают ученые, вплоть до того, что некоторые из них говорят о восьми видах, однако, некоторые из этих видов неприемлемо называть хиджрами, а скорее делегациями. Как бы там ни было, существовало два типа исламских эмиграций, которые можно назвать Хиджрами:
1. Переселение из страны страха в страну безопасности, такое как два переселения в Эфиопию (Аль-Хабаша); поскольку, хотя, поистине, Эфиопия была страной неверующих, по сравнению с Маккой, она была спокойной и безопасной для мусульман. Таким же по типу было и начало переселения мусульман из Макки в Мадину, так как, хотя, поистине, сначала Мадина была страной неверия, она была спокойной и безопасной для мусульман;
2. Переселение из страны неверия в страну мусульман, начавшееся после того, как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, поселился в Мадине, и к нему стали переселятся мусульмане, которые были в состоянии это совершить. В то время Аль-Хиджрой называлось только переселение в Мадину, до тех пор, пока не была завоевана Макка. Тогда конкретное обязательство прекратилось, а общее обязательство покинуть страны неверия осталось в силе для всех, кто был в состоянии это сделать.


Вопрос пятый:
Каково правило, по которому определяется страна неверия или нововведений, переселение из которой обязательно?

Ответ:
Мы уже рассказали о том, что Хиджра совершается из страны неверия в страну мусульман, поэтому если под данным вопросом имеется в виду объяснение и определение правила, согласно которому страна признается страной неверия или многобожия, то ученые предоставили много интерпретаций этого правила. Наиболее общепринятым правилом определения страны многобожия и неверия является такое: «Страна, в которой неверие или многобожие практикуются открыто и где они преобладают», как упоминается в книге Аль Бухути «Шарх Аль-Икъна'» и в юридических вердиктах (араб. Фатуа) Шейхов Мухаммада Бну Ибрахим Аль Аш-Шейх и Абдуль 'Азиза Бну АбдуЛлах Бну Баз, رحمهم الله تعالى. Имам Аш-Шаукани, رحمه الله تعالى, приводит в своей книге Ас-Саиль Аль-Джаррар правило, по которому определяется страна неверия, страна многобожия, а также страна Ислама. Он пишет: «Что принимается во внимание, - так это то, чье слово преобладает в данной стране. Если запреты и приказания (переводчик: законы) исходят в данной стране от людей Ислама, то это страна Ислама, а если же ситуация противоположная, то страна подпадает под противоположное определение. На это правило не влияет наличие в стране некоторых признаков неверия, поскольку они не узаконены насильно, посредством военной мощи неверных, а существуют, например, среди немусульманских жителей Исламского государства, выплачивающих за проживание налог (араб. Аль аз-Зимма), или тех, с чьими странами у мусульман есть договор (араб. Муахадун)». Также Шейх Ибн Усаймин, رحمه الله تعالى, приводит хороший аргумент в своем объяснении к книге «Аль-Усуль Ас-Саляса»: «А страна многобожия, - это такая страна, в которой широко совершаются ритуалы неверия, а ритуалы Ислама, такие, как азан, совместная молитва в мечетях, празднование 'Ид, пятничная молитва, - не совершаются повсеместно и большинством населения». Он добавляет: «Я использовал фразу 'повсеместно и большинством населения' намеренно, для того, чтобы не включать в это определение места, в которых эти ритуалы совершаются ограниченно, такие, как страны неверных, где проживают мусульманские меньшинства, так как, воистину они не становятся странами Ислама из-за того, что в них этими меньшинствами совершаются исламские обряды. А являются странами Ислама те страны, в которых такие обряды совершаются повсеместно, большинством населения в обыденном, общем порядке». Это утверждение Ибн Усаймина можно использовать, как опровержение того, о чем упоминал Аль-Мауарди (да помилует их обоих Всевышний Аллах). Аль-Мауарди был известным шафиитским ученым и писал, что «если кто-либо в состоянии открыто и свободно исповедовать Ислам в стране неверия, то эта страна становится страной Ислама, поэтому проживать в ней – лучше, чем покинуть ее, так как есть надежда, что другие люди примут Ислам». Об этих его словах поведал Ибн Хаджар, , رحمه الله تعالى. Таким образом, утверждение Ибн Усаймина, رحمه الله, опровергает слова, высказанные Аль-Мауарди, رحمه الله.
Таково общее правило определения страны неверия и многобожия, эмиграция из которой – обязательна для каждого, кто не в состоянии свободно совершать все обряды Ислама.
(Переводчик: то же самое правило применяется и к странам, где распространились нововведения, как например Рафд (Шиизм), так как они – форма неверия. А также к странам, где сильно распространились грехи и преступность, но читайте выше о спорной рекомендованности/обязательности эмиграции из таких мест).



Вопрос шестой :
Теперь, когда мы знаем правила хиджры, а также правила по определению страны, из которой необходимо совершить хиджру, есть ли какие-либо обстоятельства, которые могут служить исключениями в данном вопросе и каковы они?

Ответ :
"Аллах говорит в Своей Благородной Книге:
«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий». (Сура «Женщины»: 97-99)
Поэтому люди, являющиеся исключением из данного закона, - это те, кто ни коим образом не в состоянии совершить хиджру. Неспособность совершить хиджру делится на следующие категории:

1. Болезнь. Если у человека есть заболевание, которое приковало его к постели, или сделало невозможным передвижение на любом транспорте, необходимом для отъезда, тогда этот человек имеет приемлемое оправдание, также как и если лечение его болезни возможно только в этой стране неверия.

2. Невозможность уехать может также быть от принуждения, как, например в случае тюремного заключения или в странах, практически не выпускающих своих граждан за границу, как в коммунистическом Йемене или КНДР.

3. Слабость также может являться причиной, как, например, в случае с женщинами и детьми, которые не могут переехать из одной страны в другую из-за своей слабости и недостатка опыта. Они тоже могут быть исключены из общего правила. Однако если женщина обладает достаточным пониманием ситуации, рациональным мышлением, решительна и способна уехать из страны неверия в страну мусульман, а также она не боится испытаний (фитны), то для нее эмиграция становится обязательной, независимо от того есть ли у нее сопроводитель, с которым неприемлем брак (араб. Махрам), или нет, согласно словам Аллаха:
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию». (Сура «Испытуемая» :10)
Поистине, Умм Кульсум бинт 'Укъба бин Аби Му'айт, а также Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переехали из Макки в Мадину без сопроводителей, как и многие другие женщины, поэтому хадисы, относящиеся к неразрешенности путешествия женщины без сопроводителя, не относятся к Аль-Хиджре.

4. Возможность может также отсутствовать по причине визовых и других ограничений эмиграции, присущих современному миру, когда человек попытался изо всех сил, но не смог уехать ни в одну мусульманскую страну, хотя такие случаи достаточно редки, чтобы все страны мусульман закрыли свои двери перед эмигрантом из Европы, Америки, России или другой земли неверных. Однако если такое несчатье произошло, то оно является оправданием.

5. То же относится к тем редчайшим случаям, когда лицо бежало от тирана-правителя мусульманской земли, желавшего убить данное лицо или причинить ему нечто нестерпимое, и не нашлось никакого другого места куда бежать, кроме страны неверных. Это редкий случай, так как стран Ислама много, однако, к сожалению, можно встретить много людей, которые бежали от своих тиранов-правителей, избрав для этого без особой необходимости страны неверия, а не страны Ислама. Такие люди просто желают легкой жизни и роскоши, да защитит нас от этого Аллах.
Как бы там ни было, тем людям, у которых есть оправдания, следует избегать неправильного, держаться как можно подальше от испытаний и соблазнов, а также крепко придерживаться правды и Сунны в тех землях, где они вынуждены оставаться. И просим милости у Аллаха!"
Tags: ФАТВЫ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author