Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

رعاية

PicMonkey Collageçççç


Состояние заботы

(ар-ри‘айа)

Речь идёт о заботе человека о знании (‘ильме) и сохранении этого знания посредством деяний. Речь идёт о заботе человека о деяниях (‘амаль) посредством «ихсана» и искренности, речь идёт об оберегании деяний от того, что может разрушить их.

Знание (‘ильм) и деяние (‘амаль) имеет три степени:
1 — Передача знания — ( رواية ) — (риуайа);
2 — Понимание знания — ( دراية ) — (дирайа);
3 — Совершение деяний на основе этого знания — ( رعاية ) — (ри‘айа).

Передатчики просто передают нам знание, а понимание смыслов знания является уделом ученых. Что касается тех, кто занялся заботой о знании (ар-ри‘айа), их называют «‘арифун», то есть познавшими.
Имам аль-Харауи сказал:

« الرعاية: صون بالعناية وهي على ثلاث درجات
الدرجة الأولى: رعاية الأعمال
والثانية: رعاية الأحوال
والثالثة: رعاية الأوقات »


«/Ри‘айа/ заключается в защите путём заботы. У неё есть три степени: 1 — Забота о деяниях; 2 — Забота о состоянии; 3 — Забота о времени».
Затем он сказал:

« فأما رعاية الأعمال: فتوفيرها بتحقيرها والقيام بها من غير نظر إليها وإجراؤها على مجرى العلم لا على التزين بها »

«Что касается заботы о деяниях, то она заключается в правильном их совершении, при этом относясь к ним, как к чему-то незначительному. Это выполнение их наилучшим образом, но без обращения внимания на них. Это выполнение их в соответствии со знанием, а не для того, чтобы украсить себя перед творениями».

«она заключается в правильном их совершении» — то есть нужно заботиться о том, чтобы твоё деяние не ушло в одну из двух сторон, которые запрещены. Первая сторона — это небрежность, упущение (тафрит), а вторая сторона — это чрезмерность (ифрат), когда человек пересекает те границы, которые установлены шариатом.
«при этом относясь к ним, как к чему-то незначительному» — то есть человек не должен видеть свои деяния великими. Его деяния должны казаться ему маленькими. Человек должен понимать, что по сравнению с величием Всевышнего Аллаха и Его правами, деяния человека являются незначительными. Человек должен понимать, что он не соблюдает права Аллаха как положено. Человек должен понимать, что не может быть доволен своими деяниями.
Поэтому некоторые говорили, что признаком довольства Аллаха рабом является отворачивание раба от своей души (нафса). А признаком принятия деяния, является то, что раб видит своё деяние маленьким и незначительным. Поэтому знающий человек (‘ариф) просит прощения у Всевышнего Аллаха, даже после богоугодных деяний. Поэтому после завершения молитвы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Прошу прощения у Аллаха», — три раза. Также Всевышний Аллах повелел рабам просить у Него прощения после хаджа. Всевышний Аллах хвалит тех, кто просит у Него прощения после того, как выстаивал ночь в молитве. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал просить прощения у Всевышнего Аллаха после омовения.
«...но без обращения внимания на них» — то есть не нужно смотреть на деяния, как на что-то важное, не нужно подсчитывать их, не нужно вспоминать о них. Человек не обращает внимания на деяния, боясь самодовольства и тщеславия. Если эти качества проникнут в сердце, человек упадет перед Аллахом, а его деяния станут тщетными.
«выполнение их в соответствии со знанием» — деяния обязательно должны соответствовать шариатскому знанию. Деяния должны быть взяты из сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) и должны совершаться только ради Всевышнего Аллаха. Нельзя совершать деяния для того, чтобы украсить себя перед творениями.
Далее имам аль-Харауи сказал:

« وأما رعاية الأحوال: فهو أن يعد الاجتهاد مراءاة واليقين تشبعا والحال دعوى »

«Что касается заботы о состоянии, то она заключается в том, что раб считает все свои старания показными, считает свою убежденность тем, чем он не владеет, считает свое состояние претензией».

«раб считает все свои старания показными» — речь идет о том, что человек совершает деяния, а затем очень сильно переживает, думая были ли эти деяния показухой или нет.
«считает свою убежденность тем, чем он не владеет» — во-первых, это заключается в том, что человек не считает свою убежденность личной заслугой, а знает, что это всего лишь дар от Всевышнего Аллаха. Он знает, что убежденность (йакъин) является всего лишь милостью Всевышнего Аллаха к нему. Во-вторых, человек ставит свою убежденность под сомнение. Он сомневается, действительно ли он убежден в словах Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), как полагается. Человек боится быть похожим на того, кто берет что-то попользоваться и делает вид, что это его собственность. Это не касается только убежденности. То же самое можно сказать и о правдивости, в которой человек также должен сомневаться. То же самое касается и искренности, в которой человек должен сомневаться. То же самое касается и ученого, который понимает, что его знание не является личной заслугой, а является даром от Всевышнего Аллаха.
Но имам аль-Харауи упомянул здесь именно убежденность (йакъин), так как она является духом всех деяний и их вершиной. Упоминание убежденности также включает упоминание всего остального.
«считает свое состояние претензией» — то есть человек знает, что не имеет права претендовать на эти состояния. Если же человек считает, что может претендовать на что-то, то знай, что именно это является долей шайтана в его сердце. Если сердце спокойно относится к тому, что человек считает, что может претендовать на что-то, значит оно является прибежищем шайтана.

Пусть Аллах упасёт нас от этого!

_________________________________

Мадаридж ас Саликин

Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author