Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Составные части хадиса





Хадис и его составные части




Ильм Усулиль Хадис исследует две различных составных части хадиса: сэнэд и мэтн.



1. Сэнэд –سَنَدٌ это цепочка людей, передававших друг от друга, то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Сэнэд берет свое начало от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, и следует до ученых, составивших собрания хадисов Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям.



Пример сэнэд:



حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بِنْ بَشَّارُ قَالَ حَدَّثَنَا شُعْبَةُ قَالَ حَدَّثَنِى اَبُو التَّيَّاحُ عَنْ اَنَسٍ عَنِ النَّبِىِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّم .


Человек, состоящий в сэнэд, называется равий. Иснад – это перечисление имен всех равий, передававших хадис. В настоящее время слова "сэнэд" и "иснад" используются в одном смысле. Передача хадиса от одного равий к другому называется риваийят, а передаваемый хадис – марвий. Синонимами слова "сэнэд" являются слова "тарик" طَرِيقٌ и "вэджх" وَجْهٌ


а) Разбор сэнэд



При разборе сэнэд необходимо рассмотреть каждого равий.

Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям (умер в 11/632 г.).

1. Анас бин Малик (умер в 93/712 г.). Время сахабы: 110х.

2. Абут-Таййах (Йазид бин Хумейд) (умер в 128/745 г.). Время таби'ун: 180.

3. Шу'ба бин Аль-Хаджджадж (умер в 160/776 г.), Йахъя бин Саид Аль-Каттан Аль-Ахваль (умер в 197/812 г.). Время этба'уттаби'ин: 220

4. Мухаммад бин Башшар (умер в 252/866 г.). Время этба'уттаби'ин: 260

5. Аль-Бухари (умер в 256/869 г.)



В приведенном сэнэде началом - ибтида является Аль-Бухари, а завершением сэнэд - мунтаха является Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям. Часть сэнэд, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, является завершением сэнэд.

Этот хадис называется хумаси-хадис, так как его передали пять равий.

В этом хадисе используется два приема передачи: тахдис и ан'анэ.

В этом сэнэд есть два вида равий: таби'ун (два человека) и этба'уттаби'ин (два человека).


б) Чтение сэнэд


Сэнэд в книгах по хадисоведению указывается не так подробно, как представлено выше. Обычно слова "сказал" ("каля") сокращаются. Мы должны это учитывать, и читать сэнэд полностью. Далее приводим пример правильного чтения сэнэд.



Первый пример от Тирмизи:[1][12]


حدثنا سعيد بن يعقوب الطالقان حدثنا ابن المبارك أخبرنا حميد الطويل عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال:قال رسول الله صلى الله عليه وسلم


Данный хадис читается следующим образом:


قال الترمذى حدثنا سعيد بن يعقوب الطالقان قال حدثنا ابن المبارك قال أخبرنا حميد الطويل عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال:قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
Второй пример от Абу Дауда:[2][13]


حدثنا موسى بن اسماعيل ثنا حماد عن حميد عن أنس رضى الله عنه أن النبى صلى الله عليه وسلم قال : جاهدوا المشركين باموا لكم وأنفسكم وألسنتكم


Данный хадис читается следующим образом:



قال ابو ود حدثنا موسى بن اسماعيل قال حدثنا حماد عن حميد عن أنس رضى الله عنه
أن لنبى صلى الله عليه وسلم قال : جاهدوا المشركين باموا لكم وأنفسكم وألسنتك


Такие примеры встречаются во многих сборниках хадисов. Далее приводится список сокращений.





в) Некоторые виды сокращения сэнэд


Часто сэнэд приводится с сокращениями - в том виде, в каком он взят от учителя. Часть сокращений хадисоведами одобрена, другая часть этих сокращений не принята. Далее мы рассмотрим некоторые общепринятые сокращения.

1. Слово حدثنا- , часто сокращается - ثنا- и نا- . Иногда подобные сокращения одновременно встречаются в одном сэнэд. А слово حدثني- сокращается до دثني- и - ثني.

2. Слово أخبرنا- сокращается до أنا- (то, что Байхакий сокращал это слово до - بنا большинством ученых не принято).

3. К словам أخبرني- , أنبأنا – и أنبأني- сокращения не применяются. Эти слова используются очень редко.

1.Вне слова عن- , используемые слова حدثنا-, أخبرنا-, حدثني- ,سمعت- , أنبأنا- обычно употребляются со словом قال- . Часто слово قال не пишется, но произношение его обязательно.
5. В сэнэд слово - أنهне пишется, но читается всегда. Например: сэнэд - عن عطاء بن ميمونة سمع أنس بن مالك- читается как عن عطاء بن ميمونة أنه سمع أنس بن مالك- .

И для примера حدثنا الحسن بن الصباح سمع جعفر بن عون- читается как - حدثنا الحسن بن الصباح أنه سمع جعفر بن عون.

6. Употребляемая в некоторых сэнэд буква ح- читается как слог حا - .

Это используется для обозначения хадисов с одинаковым смыслом, которые передавались по разным сэнэд. Некоторые ученые читают это сокращение как الحديث -

А некоторые читают как тахвиль.

Знакح - читается в случае обозначения объединенных сэнэд после имени первого равий.




д) Значение сэнэд



Сэнэд обеспечивает сохранность мэтн. Сэнэд – это научно подтвержденная система, в которой осуществлена критическая оценка каждого равий.

Абдуллах бин Мубарак сказал (умер в 181/797 г.): "Иснад – от религии. Если бы не было иснада, то любой бы передавал то, что ему придет в голову".[3][14]

Иснад необходим для двух целей: для сохранения неизменности мэтн и для предотвращения каких-либо домыслов со стороны равий. Анвар Аль-Кашмири сказал: "Иснад предотвращает проникновение того, что не от религии и помогает сохранить то, что от религии; несмотря на то, что некоторые из равий и имели некоторые недостатки".[4][15]

Суфьян Ас-Саври (умер в 161/777 г.) сказал: "Иснад – оружие мусульманина. Чем он будет воевать, если у него не будет оружия?". Этим Суфиан Ас-Саври подтвердил, что иснад сохраняет сунну, и тем самым религию.

Во времена, когда хадисы передавались устно, иснад имел обязательное значение. В настоящее время изучение иснад большее значение имеет для научных исследователей.

В сборниках хадисов для широкого круга читателей сэнэд не приводится. Впервые эту практику применил Ибн Ус-Сакан (умер в 353/964 г.)[5][16], а распространил её Аль Бадави (умер в 516/1122 г.).

В случае использования в литературе текста хадиса необходимо ссылаться на сборник хадисов, из которого взят последний, с указанием автора сборника, тома книги, раздела и страницы. Это тоже своего рода сэнэд.

Необходимо всегда помнить, что поиск и изучение иснада хадиса – это сунна.



2. Мэтн مَتْنٌ - это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Мэтн является основной частью хадиса. Мэтн следует после сэнэд. Ранее, в предыдущем разделе, мы подробно рассмотрели сэнэд.



Рассмотрим мэтн вместе с сэнэд:[6][17]



حَدَّثَنَا حدثنا محمد بن بشار قال حدثنا يحيي قال حدثنا شعبة قال حدثني ابو التياح عن عن النبي صلي الله عليه وسلم قال: يَسِّرُوا وَلاَتُعَسِّرُوا وَبَشِّرُوا وَلاَ تُنَفِّرُوا



По существу, основой хадиса является мэтн. Сэнэд же является подтверждением того, что сказанное в мэтн принадлежит непосредственно Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям.

Так же как и сэнэд, мэтн тоже имеет свои особенности.

Например:

- редко используемые и сложные слова, встречающиеся в некоторых хадисах, исследует раздел науки Гарибуль-Хадис;

- правильному пониманию смыслов хадисов через знание причины их ниспослания –أَسْبَابُ وُرُودُ الْحَدِيثِ обучает Насих-мансух;

- взаимопротиворечащие хадисы рассматривает Мухталифуль-хадис;

- не противоречащие друг другу хадисы рассматривает Мухкам.

При исследовании сэнэд и мэтн применяются специальные термины: мудрадж, маклуб, мункар, мусаххаф, мухарраф и му‘алляль.

Хадисоведы при изучении мэтн хадиса часто применяют знания из таких наук как история, социология и психология.

Усилия большинства хадисоведов были направлены на изучение сэнэд хадисов, которые являются цепочкой людей, передававших хадисы, а также личных качеств равий. Мэтн - это изречения Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, и его изучение возлагает на ученых очень большую ответственность.








--------------------------------------------------------------------------------

[1][12] Тирмизи, Иман 2

[2][13] Абу Дауд, Джихад 17

[3][14] Муслим, I, 15 (Мукаддимэ)

[4][15] Лакнауи, аль-Аджвибатуль-фадиля, стр. 238

[5][16] Каттани, ар-Рисалэ, стр. 25

[6][17] Бухари, Ильм 11, Магази 60, Адаб 80; Муслим, Джихад 4; Абу Дауд, Адаб 17; Ахмад бин Ханбэль, I, 239, 283, 365; III, 131, 209; IV, 399, 412, 417
Tags: ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author