Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.


Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация сообщений в зависимости от того,
к кому они возводятся

В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сообщения, они подразделяются на четыре группы: "хадис кудси”, "хадис марфу‘”, "хадис маукуф” и "хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.

Хадис кудси

1. Определение

а) Слово "кудси” образовано от слова "кудс”, что означает "святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему.
б) В качестве термина фраза "хадис кудси” служит для обозначения того, что передаётся нам через пророка, , и иснад чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу.

2. Разница между "хадисом кудси” и Кораном

Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие:

а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается "хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, .
б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм поклонения, а чтение "хадиса кудси” формой поклонения не является.
в) "Хадис кудси” не обязательно должен относиться к категории "мутаватир”.

3. Количество "хадисов кудси”

По сравнению с общим количеством хадисов пророка, , количество "хадисов кудси” невелико. Всего их насчитывается более двухсот.

4. Пример

Примером может служить хадис, приводимый Муслимом в его "Сахихе” со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк,, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»

5. Формы передачи "хадиса кудси”

При передаче "хадиса кудси” передатчик, может по своему желанию пользоваться одной из двух нижеследующих форм:

а) Посланник Аллаха, , передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …
б) Как передал со слов Аллаха Его посланник, , Аллах Всевышний сказал: …

6. Наиболее известные сочинения о "хадисах кудси”

"Аль-иттихафат ас-санийа би-ль-ахадис аль-кудсийа” ‘Абд ар-Рауфа аль-Мунави, который приводит в своём труде двести семьдесят два таких хадиса.

Марфу‘

1. Определение

а) Слово "марфу‘” является причастием страдательного залога от глагола"рафа‘а” - поднимать. Таким образом, похоже, что хадисы этой категории были названы так по той причине, что они имеют отношение к человеку, занимающему высокое положение, которым является пророк, .
б) В качестве термина это слово используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к пророку, .

2. Объяснение определения

Имеется в виду то, что связывают с пророком, , или возводят к нему, независимо от того, идёт ли речь о словах пророка, , его действиях, невысказанном им одобрении или же о каком-нибудь его качестве, независимо от того, являлся ли человек, относивший это к пророку, , сподвижником или жил позже, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘). Хадисы такого рода могут относиться к категориям "маусуль”, "мурсаль”, "муттасиль” и "мункати‘”.

3. Виды таких хадисов

Из вышеупомянутого определения следует, что хадисы "марфу‘” подразделяются на четыре категории, а именно:

а) "Аль-марфу‘ аль-каули”.
б) "Аль-марфу‘ аль-фи‘ли”.
в) "Аль-марфу‘ ат-такрири”.
г) "Аль-марфу‘ аль-васфи”.

4. Примеры

а) Пример хадиса категории "аль-марфу‘ аль-каули”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, , сказал то-то…»
б) Пример хадиса категории "аль-марфу‘ аль-фи‘ли”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, , сделал то-то…»
в) Пример хадиса категории "аль-марфу‘ ат-такрири”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «В присутствии пророка, , было сделано то-то», не указав, что пророк, , выразил этому своё порицание.
г) Пример хадиса категории "аль-марфу‘ аль-васфи”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, , отличался наилучшим нравом изо всех людей».

Маукуф

1. Определение

а) Слово "маукуф” является причастием страдательного залога от глагола"вакафа” – останавливаться. Возможно, выбор такого названия для данной категории хадисов объясняется тем, что при передаче этого хадиса передатчик как бы остановился на имени сподвижника и не стал передавать иснад дальше.
б) В качестве термина слово "маукуф” используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль) или невысказанного одобрения, относимого к кому-либо из сподвижников.

2. Объяснение определения

Имеется в виду то, что связывают с каким-нибудь сподвижником (группой сподвижников) или возводят к нему (к ним), независимо от того, идёт ли речь о словах, действиях или невысказанном им (ими) одобрении, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘).

3. Примеры

а) Пример хадиса вида "аль-маукуф аль-каули”: В пример можно привести тот хадис, в котором его передатчик сказал:
– Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и посланника Его возводили ложь?»[128]
б) Пример хадиса вида "аль-маукуф аль-фи‘ли”: Примером могут служить слова сообщения, переданного аль-Бухари: «…и Ибн Аббас, совершивший очищение песком, был имамом на молитве».[129]
в) Пример хадиса вида "аль-маукуф ат-такрири”: Примером могут служить такие слова кого-нибудь из последователей: «Я сделал то-то в присутствии одного из сподвижников, и он не выразил мне своё порицание».

4. Ответвления, имеющие отношение к хадисам, которые соответствуют категории "марфу‘”

Известны различные виды хадисов категории "маукуф”, отличающиеся друг от друга по своему содержанию и форме, однако внимательный исследователь увидит, что по смыслу своему они соответствуют хадисам категории "марфу‘”, и поэтому улемы называли их "марфу‘ хукман”, имея в виду, что по форме они относятся к категории "маукуф”, но суждение о них должно быть таким же, как и о хадисах категории "марфу‘”.

Примеры вышеупомянутых форм

а) Примером может служить тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников, который ничего не передавал со слов людей Писания, говорил нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада и что не касалось лексических комментариев или разъяснений неизвестных слов. Примером могут служить нижеперечисленные случаи.

1. Если сообщение касается дел прошлого наподобие начала творения.
2. Если сообщение касается грядущих событий наподобие сражений, смут и того, что будет происходить в День воскресения.
3. Если в сообщении говорится об особой награде или особом наказании за то или иное действие, когда кто-либо из сподвижников говорит: «Сделавшему то-то послужит наградой то-то».

б) Можно указать и на тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников делал нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада. Примером может служить молитва Али, да будет доволен им Аллах, во время солнечного затмения, когда при совершении каждого раката он совершал более двух поясных поклонов.[130]

в) Примером может служить и тот случай, когда сподвижник сообщает о том, что при жизни пророков они говорили или делали то-то или же не усматривали ничего дурного в том-то.

1. Если сподвижник прямо относит всё это ко времени жизни пророка, , такой хадис действительно относится к категории "марфу‘”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «При жизни посланника Аллаха, , мы практиковали прерывание половых актов».[131]
2. Если же сподвижник не относит своё сообщение ко времени жизни пророка, , прямо, такой хадис, по мнению большинства знатоков, относится к категории "маукуф”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «Когда мы поднимались (на какую-нибудь возвышенность), то говорили: «Аллах велик!» /Аллаху акбар!/, – а когда спускались, говорили: «Слава Аллаху!» /Субхана-Ллах!/[132]

г) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник говорил: «Нам повелевали делать то-то», или: «Нам запрещали делать то-то», или: «Сунне соответствует то-то». Примером могут служить слова одного из сподвижников: «Билялу было велено возглашать слова азана, по два раза, а слова икамы по одному»[133], и слова Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах: «Нам[134] запрещалось принимать участие в похоронных процессиях, но не строго-настрого»,[135] а также сообщение Абу Килябы, передавшего, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с сунной, если женатый человек возьмёт в жены девственницу, ему следует провести с ней семь (дней)».[136]

д) То же самое относится и к таким случаям, когда при упоминании о сподвижнике передатчик хадиса употребляет одну из нижеследующих четырёх фраз: «он возводит его к пророку, », или «он приписывает это пророку, », или «относит это к пророку, », или «передаёт со слов (пророка, )». Примером может служить хадис аль-А‘раджа, передавшего слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал (со слов пророка, , следующее): «Вы будете сражаться с людьми с маленькими глазами».[137]

е) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник даёт толкование какому-нибудь аяту, что связано с причиной его ниспослания.

5. Можно ли использовать хадис категории "маукуф” в качестве аргумента?

Как нам уже известно, хадисы, относящиеся к кактегории "маукуф”, могут быть достоверными, хорошими или слабыми. Но может ли такой хадис использоваться в качестве аргумента, даже если достоверность его установлена? Ответ на этот вопрос состоит в том, что сами по себе такие хадисы в этом качестве использоваться не могут, поскольку они касаются слов и действий сподвижников. Однако, как уже отмечалось, когда речь шла о хадисах категории "мурсаль”, если достоверность такого хадиса установлена, он может усиливать собой некоторые слабые хадисы, поскольку сподвижники поступали в соответствии с сунной. Всё это касается тех хадисов, суждение о которых отличается от суждения относительно хадисов категории "марфу‘”, в противном же случае такой хадис может использоваться в качестве аргумента наравне с хадисами, относящимися к категории "марфу‘”.

Макту‘

1. Определение

а) Слово "макту‘” является причастием страдательного залога от глагола"ката‘а” – разрывать; отрезать.
б) В качестве термина слово "макту‘” используется для обозначения слов (кауль) или действий (фи‘ль) слов, относимых к последователю[138] или такому человеку, который занимал более низкое положение.

2. Примеры

а) Пример хадиса категории "аль-макту‘ аль-каули”: В пример можно привести cлова аль-Хасана аль-Басри о совершении молитвы тем, кто стоит позади человека, придерживающегося нововведений: «Молись, а он (понесёт бремя) своего нововведения».[139]
б) Пример хадиса категории "аль-макту‘ аль-фи‘ли”: В пример можно привести cлова Ибрахима бин Мухаммада бин аль-Мунташира: «Обычно Масрук опускал занавеску, отделяя себя от членов своей семьи, после чего приступал к молитве, оставляя их и их мирские дела».[140]

3. Суждение об использовании такого хадиса в качестве аргумента

Хадисы, относящиеся к категории "макту‘”, не могут использоваться в качестве аргументов ни в каких установлениях шариата, даже если точно установлено, что некто действительно сказал это. Однако если имеются дополнительные данные, указывающие на возможность повышения степени данного сообщения, например, когда при упоминании имени последователя кто-нибудь из его передатчиков говорит: «Он возводит это к пророку, », то об этом сообщении можно вынести такое же суждение, как и о хадисе, относящемся к категории "марфу‘ мурсаль”.

4. Сочинения, в которых приводится много хадисов, относящихся к категориям "маукуф” и "макту‘”

а) "Мусаннаф” Ибн Абу Шайбы.
б) "Мусаннаф” Абд ар-Раззака.
в) "Тафсиры” Ибн Джарира, Ибн Абу Хатима и Ибн аль-Мунзира.

ТЕМА ВТОРАЯ
Другие виды сообщений,
которые по одним признакам могут считаться
приемлемыми, а по другим – отвергаемыми

Муснад

1. Определение

а) Слово "муснад” является причастием страдательного залога от глагола "аснада” – в значении "приписывать; относить”.
б) В качестве термина слово "муснад” используется для обозначения хадиса с непрерывным иснадом, доходящим до пророка, .[141]

2. Пример

В пример можно привести хадис, приводимый аль-Бухари, который сказал:

– Передал нам Абдуллах бин Йусуф, передавший со слов Малика, передавшего со слов Абу-з-Зинада, передавшего со слов аль-А‘раджа, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланик Аллаха,, сказал:
"Если собака попьёт воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он вымоет его семь раз”».

Иснад этого хадиса является непрерывным с начала и до конца и возводится к пророку, .

Муттасиль

1. Определение

а) Слово "муттасиль” является причастием действительного залога от глагола "иттасаля” – быть непрерывным. Хадисы, относящиеся к категории "муттасиль” называют также "маусуль”.
б) В качестве термина слово "муттасиль” используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые относятся к категориям "марфу‘” или "маукуф”.

2. Примеры

а) Пример хадиса категории "муттасиль марфу‘”: Малик передал со слов Ибн Шихаба, что тот слышал от Салима бин Абдуллаха, что тот слышал от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха, , сказал то-то.
б) Пример хадиса категории "муттасиль маукуф”: Малик передал со слов Нафи‘а, что тот слышал, как Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал то-то …

Добавления, которые делали достойные доверия лица

1. Здесь речь идёт о передатчиках, известных своей беспристрастностью и точностью. Под добавлением, сделанным достойным доверия лицом, подразумевается любое добавление, которое отдельное достойное доверия лицо делало к хадису, передававшемуся ими со слов других достойных доверия лиц.

2. Наиболее известные улемы, уделявшие внимание этому вопросу

Вышеупомянутые добавления отдельных достойных доверия лиц к некоторым хадисам привлекали внимание улемов, которые исследовали их и уделяли внимание сбору и изучению таких добавлений. Наиболее известными из числа таких улемов являются:

а) Абу Бакр Абдуллах бин Мухаммад бин Зийад ан-Найсабури.
б) Абу Ну‘айм аль-Джурджани.
в) Абу-ль-Валид Хассан бин Мухаммад аль-Кураши.

3. О том, где встречаются такие добавления

а) В матне хадиса, что выражается в добавлении какого-либо слова или предложения.
б) В иснаде хадиса, что выражается в превращении хадиса категории "маукуф” в хадис категории "марфу‘” или превращении хадиса категории "мурсаль” в хадис категории "маусуль”.

4. Суждение о добавлении в матне

Что касается добавлений в матнах хадисов, то улемы высказывали о них различные мнения:

а) Некоторые из них принимали такие добавления безо всяких оговорок.
б) Некоторые другие полностью их отвергали.
в) Некоторые другие отвергали добавление, сделанное первым передатчиком, который сначала передавал хадис без добавлений, но принимали это добавление от других[142].

С учётом того, принимались вышеупомянутые добавления или отвергались, Ибн ас-Салах подразделял их на три группы. Его классификация является хорошей, и с ней соглашался ан-Навави. Речь идёт о нижеследующих группах.

а) Добавление, которое не противоречит тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно является приемлемым, поскольку оно в основном подобно хадису, который передавал только один из достойных доверия передатчиков.
б) Добавление, противоречащее тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно должно быть отвергнуто, о чём мы уже говорили, когда речь шла о хадисах категории "шазз”.
в) Добавление, заключающее в себе нечто вроде противоречия тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Противоречия такого рода могут быть двух видов:
1. Ограничение абсолютного.
2. Выделение общего.

Ибн ас-Салах не высказывает никакого суждения о добавлениях такого рода, что же касается ан-Навави, то он говорит о них следующее: «Правильное мнение состоит в том, что приемлемым является выделение общего».[143]

5. Примеры добавлений в матне хадиса

а) Пример добавления, в котором нет противоречия:

Примером может служить тот хадис, где речь идёт о собаке, лакавшей из сосуда. Этот хадис Муслим[144] передаёт со слов Али бин Мусхира, передавшего его со слов аль-А‘маша, передавшего его со слов Абу Разина и Абу Салиха, передавших его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, с добавлением слов «…пусть выльет это…» Это добавление не передают другие знатоки хадисов из числа товарищей аль-А‘маша, которые передают данный хадис в следующем виде:
«Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-либо из вас, пусть он вымоет его семь раз». Это добавление подобно сообщению, которое передавал только Али бин Мусхир, являвшийся достойным доверия лицом, вследствие чего данное добавление рассматривается как приемлемое.

б) Пример добавления, в котором имеется противоречие:[145]

Добавление слов «день Арафата» к тому хадису, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
«День Арафата, день жертвоприношения и дни ташрика[146]являются нашими праздниками, о исповедующие ислам, и в эти дни (следует) пить и есть». Данный хадис всеми путями передается без этого добавления, а приводит его только Муса бин Али бин Рабах, слышавший этот хадис от своего отца, слышавшего его от ‘Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах. Этот хадис приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие мухаддисы.

в) Добавление, в котором есть нечто вроде противоречия:

Примером может служить хадис, передаваемый Муслимом со слов Абу Малика аль-Ашджа‘и, слышавшего его от Риб‘и, слышавшего, как Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал:
«…и вся земля была сделана для нас местом для молитв, а почва её была сделана для нас средством очищения». Один только Абу Малик аль-Ашджа‘и передавал этот хадис с добавлением слов «почва её», тогда как другие передатчики их не приводят, передавая этот хадис в следующем виде:
«…и земля была сделана для нас местом для молитв и средством очищения».[147]

6. Суждение о добавлении в иснаде

Если говорить о добавлениях в иснаде, то чаще всего они имеют отношение к двум основным вопросам: противоречию между непрерывностью иснада и пропусками в нём, а также противоречию между возведением иснада к пророку, , и возведением его к одному из сподвижников. Что же касается прочих видов добавлений в иснаде, то улемы посвящали им специальные исследования.

При этом улемы придерживались четырёх различных мнений относительно приемлемости и неприемлемости таких добавлений:

а) Суждение в пользу того, кто передавал хадис как непрерывный или возводил его к пророку, , (иначе говоря, речь идёт о приемлемости добавления). Такого мнения придерживается большинство факихов и знатоков основ фикха[148].
б) Суждение в пользу тех, кто причислял такой хадис к категории "мурсаль”[149] или "маукуф” (иначе говоря, речь идёт о том, что добавление следует отвергнуть). Такого мнения придерживается большинство знатоков хадисов.
в) Суждение следует выносить в пользу большинства: так считали некоторые знатоки хадисов.
г) Суждение следует выносить в пользу тех, кто отличался более хорошей памятью: так считали некоторые знатоки хадисов.

В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что пророк,, сказал:
«Не следует заключать брак без согласия опекуна (невесты)».Этот хадис передавали Йунус бин Абу Исхак ас-Саби‘и, его сын Исраил и Кайс бин ар-Раби‘, слышавшие его от Абу Исхака как хадис с непрерывным иснадом, доходившим до пророка, , (муснад муттасиль), тогда как Суфйан ас-Саури и Шу‘ба бин аль-Хаджжадж передавали его со слов Абу Исхака с пропуском в иснаде после имени последователя[150].

"И‘тибар”, "мутаби‘” и "шахид”

1. Определение каждого из вышеупомянутых терминов

а) "И‘тибар”.

1. Слово "и‘тибар” является масдаром от глагола "и‘табара”. "И‘тибар” означает рассмотрение чего-либо, чтобы с помощью этого узнать о чём-нибудь другом, относящемся к тому же виду.
2. В качестве термина слово "и‘тибар” используется для обозначения отслеживания путей хадиса, который передавал только один передатчик, чтобы узнать, передавал его кто-нибудь ещё или нет.

б) "Мутаби‘” (или же "таби‘”).

1. Слово "мутаби‘” является причастием дейстивтельного залога от глагола "таба‘а” в значении "соответствовать”.
2. В качестве термина слово "мутаби‘” используется для обозначения хадисов, которые все их передатчики передавали так же, как передавали эти хадисы первые и единственные их передатчики по форме и по смыслу или же только по смыслу, придерживаясь единого мнения относительно того, кто из сподвижников передал этот хадис.

в) "Шахид”.

1. Слово "шахид” является причастием действительного залога от глагола "шахида” (свидетельствовать). Имеется в виду свидетельство о том, что у хадиса передаваемого со слов только одного передатчика, есть основа, и это свидетельство её усиливает, подобно тому как в суде свидетель усиливает и подтверждает то или иное утверждение истца.
2. В качестве термина слово "шахид” используется для обозначения хадиса, который его передатчики передавали так же, как передавали эти хадисы первые и единственные их передатчики по форме и по смыслу или же только по смыслу, расходясь во мнениях относительно сподвижника.

2. Мутаба‘а

а) Определение.

1. Слово "мутаба‘а” является масдаром от глагола "таба‘а” в значении "соответствовать”. Таким образом, "мутаба‘а” означает "соответствие”.
2. В качестве термина слово "мутаба‘а” используется для обозначения такого случая, когда один передатчик передаёт хадис наряду с другим.

б) Вышеупомянутое "соответствие” (мутаба‘а) бывает двух видов:

1. Полное соответствие: имеется в виду такое соответствие, когда один передатчик передаёт хадис наряду с другим с самого начала иснада.
2. Ограниченное соответствие: имеется в виду такое соответствие, когда один передатчик передаёт хадис наряду с другим в части иснада.

3. Примеры:

Приведу один пример, использованный хафизом Ибн Хаджаром[151] и касающийся полного соответствия, неполного соответствия и свидетельства.

Аш-Шафи‘и передаёт в "Аль-Умм”, что он слышал от Малика, слышавшего от Абудллаха бин Динара, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
«Месяц (состоит из) двадцати девяти (дней), так не поститесь же, пока не увидите молодого месяца, и не прерывайте поста, пока не увидите его, если же вы не увидите его из-за туч, то доводите счёт до тридцати».

Люди считали, что в таком виде приводит данный хадис один только аш-Шафи‘и, передававший его со слов Малика, и относили его к числу переданных им "неизвестных” (гариб) хадисов, поскольку последователи Малика передавали этот хадис с его слов с вышеупомянутым иснадом, но приводили другие слова пророка, :
«…если же вы не увидите его из-за туч, то исчисляйте его». Однако после рассмотрения мы обнаружили, что тому, что передавал аш-Шафи‘и есть и полное соответствие, и неполное соответствие, и свидетельство.

а) Что касается полного соответствия, то им является та версия этого хадиса, которую аль-Бухари передаёт со слов Абдуллаха бин Масламы аль-Ка‘наби, слышавшего данный хадис от Малика с тем же самым иснадом. В этой версии сообщается, что пророк, , сказал:
« … если же вы не увидите его из-за туч, то доводите счёт до тридцати».

б) Что касается неполного соответствия, то им является та версия этого хадиса, которую Ибн Хузайма передаёт со слов ‘Асима бин Мухаммада, слышавшего этот хадис со слов своего отца Мухаммада бин Зайда, слышавшего его со слов его деда Абдуллаха бин Умара, который передал слова пророка, , в следующем виде: «…дополняйте до тридцати».

в) Что касается свидетельства, то им может служить тот хадис, который ан-Наса’и передавал со слов Мухаммада бин Хунайна, слышавшего его от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, слышавшего, как пророк, , среди прочего сказал: «…если же вы не увидите его из-за туч, то доводите счёт до тридцати».


--------------------------------------------------------------------------------

[59] Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп .

[60] Имеется в виду аль-Бухари.

[61] См.: "Сунан” ат-Тирмизи с комментариями, т.1, сс. 419 - 420.

[62] См.: "Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, с. 93; "Аль-Кифайа”, сс. 133 - 134, "Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в которых говорится о достойных делах”.

[63] См.: "Тадриб ар-рави”, т.1, сс. 298 - 299; "Фатх аль-Мугис”, т.1, стр. 268.

[64] Другими словами, человек должен делать это только потому, что хадис может оказаться достоверным.

[65] "Иджаза” – разрешение на передачу хадиса. Передатчик мог получить от шейха разрешение на передачу, даже если он и не встречался с ним, например в тех случаях, когда шейх говорил: «Я разрешаю моим современникам передавать услышанное от меня».

[66] "Виджада” – здесь речь идёт о том случае, когда передатчик находил записи одного из шейхов, которые он узнавал по почерку, после чего передавал хадисы на основе этих записей. Более подробно о таких вещах как "иджаза” и "виджада”, говорится в "Главе о путях восприятия и формах передачи хадисов”.

[67] "Шарх ан-нухба”, стр. 42.

[68] "Сахих” аль-Бухари, "Книга молитвы”, т.1, стр. 90.

[69] "Нузхат ан-назар”, стр.43. Последователем называют такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, , и умер в исламе.

[70] "Музабана” –продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеряются) мерами, и продажа изюма (, отмеряющегося) мерами, за несобранный виноград. При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно.

[71] Такой хадис называется "мункати‘”.

[72] См.: «Послание» аш-Шафи‘и, стр. 461.

[73] То есть незадолго до смерти пророка, .

[74] "Ар-рисаля аль-мустатрифа”, сс.85 - 86. Аль-‘Аля’и – хафиз и исследователь Салах ад-дин Абу Са‘ид Халиль бин Кайкальди аль-‘Аля’и, родившийся в Дамаске в 694, а умерший в Иерусалиме в 761 году хиджры.

[75] "Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 46.

[76] Там же, стр. 47.

[77] "Ат-Тадриб”, т.1, стр. 214.

[78] "Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т.1, стр. 208.

[79] Подразумевается, что Хузайфа передавал слова пророка, .

[80] Этот хадис приводит аль-Хаким в "Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 36. Подобное по смыслу сообщение приводят также Ахмад, аль-Баззар и ат-Табарани в "Аль-Аусат”. См.: "Маджма‘ аз-зава’ид”, т.5, стр. 176.

[81] "Тадлис” – отглагольное имя от глагола "далляса”.

[82] Аль-Ираки, "Шарх аль-гайа”, т.1, стр. 180.

[83] Этот хадис приводится в "Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 130.

[84] Имеется ввиду использование безличных оборотов, например "передают”, "сообщается” и т. д. которые не позволяют точно сказать, кто именно слышал и передал данное сообщение.

[85] Комментарий к "Альфийе” аль-Ираки, т.1, стр. 190; "Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 225.

[86] "‘Улюм аль-хадис”, стр. 66.

[87] См.: "Аль-Кифайа”, стр. 358.

[88] "‘Улюм аль-Хадис”, сс.67-68.

[89] См.: "Аль-Кифайа”, стр. 361.

[90] Имеется ввиду, что воины, расположившиеся на отдых, охраняют всех мусульман в целом, те же, кто охраняет их, являются охраняющими охраняющих.

[91] Применительно к ангелам "благословляют” здесь следует понимать как "обращаются за них к Аллаху с мольбами”.

[92] Ибн Маджа, "Книга об объявлении о начале молитвы и о том, что в этом соответствует сунне”, т.1, стр. 321, хадис № 1005.

[93] Данный термин идентичен термину "джарх”.

[94] "Введение” Муслима с комментариями ан-Навави, т.1, стр. 62.

[95] Другим лжецом является человек, измысливший такой хадис.

[96] Благопожелание относится только к Ибн Аббасу и его отцу, но не к Абу ‘Исмату.

[97] Рафидиты - одно из прозвищ шиитов.

[98] "Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 283.

[99] "Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 284.

[100] Имеются ввиду верблюды, слоны и т. д.

[101] Подразумевается, что только в этих видах состязаний можно назначать за победу денежный приз.

[102] "Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 286.

[103] Имеются в виду общие основоположения, извлечённые улемами из общей совокупности достоверных текстов, например: «Основой является презумпция невиновности».

[104] Дни ташрика – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.

[105] "Мизан аль-и‘тидаль”, т.1, стр. 268.

[106] См.: "Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 295; "Ан-Нухба” с комментариями, стр. 46.

[107] "Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 240.

[108] Здесь хадисы категории "ма‘руф” упоминаются не потому, что они являются одним из видов отвергаемых (мардуд) хадисов, а только потому, что они относятся к категории, противоположной категории "мункар”. Вообще же хадисы категории "ма‘руф”, как известно, относятся к категории приемлемых (макбуль) хадисов, которые можно использовать в качестве доводов.

[109] См. «Ан-Нахба», сс. 48 - 49.

[110] Это сообщение приводит Ибн Маджа; "Глава о ночных молитвах”, т.1, стр. 422, хадис № 1333.

[111] Эта гора находится поблизости от Мекки.

[112] "Сахих” аль-Бухари, "Глава о начале откровений”.

[113] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и имам Малик в "Аль-Муватта”.

[114] Более подробно об этом см.: "Тарих Багдад”, т. 2, стр. 20.

[115] Этот хадис приводят Муслим, ("Книга похорон”) и ат-Тирмизи, и в обоих случаях в иснаде добавляется и опускается кунья Абу Идрис.

[116] Этот хадис приводит и ат-Тирмизи ("Книга толкования”, "Глава о толковании суры «Воскресение»”), однако в его версии сообщается, что пророк, , сказал: «Седым сделали меня (суры) "Худ”, "Воскресение” и "Посылаемые”».
Tags: ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author