Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ CОСТОЯНИЕ ПОВИНОВЕНИЯ

gggfre


Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ وَأَخْبَتُواْ إِلَى رَبِّهِمْ أُوْلَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Воистину, те, которые уверовали, вершили добрые деяния и повиновались своему Господом, будут обитателями Рая и пребудут там вечно». (Сура Худ, аят 23)
В арабском языке это состояние выражено словом « الإخبات » - /аль-ихбат/, а тех, кто находится в этом состоянии, называют « المخبتون » - /мухбитун/ - то есть повинующиеся. Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «/Мухбитун/ — это кроткие (смиренные)». Муджахид сказал: «/Мухбитун/ — это те, кто спокоен в смирении перед своим Господом». Сказал аль-Ахфаш: «/Мухбитун/ — это смиренные». Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «/Мухбитун/ — это молящиеся искренне ради Аллаха». аль-Кальби сказал: «/Мухбитун/ — это люди с мягкими (добрыми) сердцами». ‘Амр ибн Аус сказал: «/Мухбитун/ — это те, которые не причиняют несправедливости, а если им причиняют несправедливость, они не мстят».
Все эти высказывания сводятся к двум смыслам: кротость (смирение) и спокойствие (доверие) в смирении перед Аллахом.
Имам аль-Харауи сказал:

« هو من أول مقامات الطمأنينة ! وهو ورود المأمن من الرجوع والتردد »


«Это состояние относится к начальным стадиям спокойствия! Оно заключается в том, что у человека пропадает желание вернуться обратно и исчезают колебания».

/аль-Ихбат/ - (повиновение) - это состояние, в котором у человека исчезают колебания. Идущий к Аллаху подобен путнику, а этот путь продолжается в течении всей жизни. Человек идет по этому пути до тех пор, пока душа не покинет его. Идущий по прямому пути и достигший этого состояния повиновения (ихбата) подобен путнику, который достиг места, в котором нашел пресную воду. До этого он сильно испытывал жажду, а сейчас достиг первого источника воды и смог напиться. После того, как путник напьется, у него исчезают колебания по поводу того, продолжать ему путь или вернуться назад.
Далее имам аль-Харауи сказал:

« وهو على ثلاث درجات : الدرجة الأولى — أن تستغرق العصمة الشهوة وتستدرك الإرادة الغفلة ويستهوي الطلب السلوة »

«У этого состояния три ступени. Первая ступень заключается в том, что защищенность поглощает страсть, воля исправляет беспечность, а поиск отводит от забав».

Идущий по прямому пути натыкается на преграду в виде беспечности, которая отводит его от этого пути, а желание идти ослабевает. Его желанию идти также мешают страсти, которые отклоняют его от цели. Состояние повиновения (аль-ихбат) защищает человека от этих вещей.
«Защищенность поглощает страсть» — именно это указывает на то, что человек находится в состоянии повиновения (аль-ихбат) и входит в начальные стадии спокойствия. Он доходит до первого привала. На этом этапе он освобождается от колебаний по поводу того, продолжать ли ему путь. Это — признак спокойствия!
«Поиск отводит от забав» — это уже является признаком правдивой любви!

Далее имам аль-Харауи сказал:

« الدرجة الثانية: أن لا ينقض إرادته سبب ولا يوحش قلبه عارض ولا يقطع عليه الطريق فتنة »

«Вторая ступень заключается в том, что различные причины не нарушают его воли, препятствия не пугают его сердце, а искушения не прерывают его путь».

Когда человек доходит до этой ступени, то все эти опасности покидают его. Его воля становится сильной. У него появляется усердное желание двигаться по прямому пути. Поэтому причины, которые могли вернуть его назад, уже не нарушают его следования по этому пути. Его сердце уже не могут спугнуть те препятствия, которые встречаются на этом пути. Они не отвлекают его от Того, к Кому он следует. А самым сильным препятствием на пути является боязнь одиночества, но человек на данном этапе уже не обращает на это внимания. Как говорили некоторые правдивые люди: «Одиночество на пути поиска является доказательством правдивости этого поиска». Другие говорили: «Не бойся малочисленности идущих и не обманывайся многочисленностью погибших».
«...а искушения не прерывают его путь» — речь идет о наплыве разных соблазнов, окружающих сердце человека. Эти соблазны мешают человеку видеть истину и стремиться к ней. Но когда человек достигает состояния повиновения (аль-ихбат), эти соблазны не прерывают его путь.
Такая решимость бывает только у тех людей, чьи сердца освещены следами имён и атрибутов Всевышнего Аллаха. Оно бывает у тех людей, кому открылись смыслы имён и атрибутов Всевышнего Аллаха. В их сердца пришла настоящая убежденность!
Далее имам аль-Харауи сказал:

« الدرجة الثالثة: أن يستوي عنده المدح والذم وتدوم لائمته لنفسه ويعمى عن نقصان الخلق عن درجته »

«Третья ступень заключается в том, что для человека сравниваются похвала и порицание, он все время порицает свою душу (нафс), он слеп к тому, что другие люди ниже его уровнем».

Знай, что когда нога раба утвердилась на состоянии повиновения (аль-ихбат), тогда его устремленность повышается, его душа возвышается над такими вещами, как похвала и порицание. Он не испытывает ликования, видя похвалу людей в свой адрес, и не печалится, видя порицание. Это является качеством людей, которые вышли из-под влияния своей души (нафса). Эти люди уже готовы раствориться в служении Всевышнему Аллаху. Сердце этих людей освещено светом имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Сердце этих людей почувствовало сладость веры и убежденности.
Если человек находится под влиянием похвалы или порицания людей, это является признаком того, что его сердце отрезано от Всевышнего Аллаха. Это сердце не почувствовало духа любви и познания Всевышнего Аллаха. Оно не вкусило сладость связи со Всевышним Аллахом!
Человек на третьей ступени повиновения начинает постоянно порицать свою душу (нафс). Человек уже недоволен своей душой (нафсом), ненавидит её, жаждет расставания с ней. Под словом «нафс» имеются в виду все те отрицательные качества, которые есть у раба. Это всё порицаемое в его нравственных качествах и действиях. Человек порицает все это. Это является одним из толкований слов Всевышнего Аллаха:

وَلا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

«Клянусь душой попрекающей!» (Сура аль-Къиййама, аят 2)
аль-Хасан аль-Басри сказал: «Речь идёт о душе верующего! Поистине, верующий, клянусь Аллахом, постоянно попрекает свою душу! Он постоянно говорит: "Зачем я сказал это слово?", "Зачем я совершил это"...», — и так далее.

__________________________

مدارج السالكين
شمس الدين أبي عبد الله محمد بن قيم الجوزية

Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author