Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ЗАУЧИВАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ

PicMonkey Collage

В основе своей заучивают не ради заучивания, а лишь для того, чтобы понять иизвлечь что-то новое.Это одно из важнейших средств осмысления, и следует остерегаться, чтобы заучивание не потеряло своего истинного предназначения, тобишь понимания.

Аль-Джахиз сказал:
«Говорят: “Заучивание – это враг ума, посколькутот, кто заучивает, лишь подражает, а поиск нового приводит человека к твердой уверенности и глубокой убежденности”. На самом же деле, когда человек постоянно заучивает, это вредит его изысканиям. Когда он пренебрегает осмыслением, нескоро постигает значения (того, что заучивает). А когда он пренебрегает заучиванием, постигнутые им значения не остаются в его сердце и не задерживаются в его груди. Заучивание и изыскания, таким образом, различны посвоему характеру».[1]

И если ты увидишького-то, кто заучивает и не понимает того, что учит, а лишь непрестанно повторяет, словно попугай, то знай,что проблема не в заучивании, а в человеке, который, обладая разумом, не использует своих способностей к осмыслению и размышлению,предавшись слепому подражанию. Он похож на человека, который учит слова на неизвестном ему языке, повторяя их только языком, когда сознание занято чем-то иным.
Мы видим звезду, что она так мала.
Но ее не вини в том, что видят глаза.

Автор книги«аль-Хитта…» сказал:
« Умение запоминать – это еще не способности к знанию. И кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знания. Поэтому тыможешь видеть, как тот, кто научился заучивать, ничего толком не смыслит ни водной из областей знания, и, когда он обсуждает что-либо или спорит, ты находишь, что его способности к знаниюограниченны. И если кто думает, что способности человека к знанию – это заучивание, тот ошибается. Под этим подразумевается лишь способность извлекать и выводить что-то новое, быстро переходить от признаков к искомому, от обязательных составляющих к целому и наоборот. И если к этому добавить способность человека быстро вспоминать необходимое,то как прекрасно то, к чему мы стремимся».[2]

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я не видел ничего более тягостного для человека, чем заучивание и повторение (приобретенного) знания… И тот, кто не учил, будет страшно раскаиваться, когда столкнется с необходимостью решить вопрос или вынести фетву».[3]

_______________________
.
[1] Махмуд Канбар. Дирасаттурасийа фи-т-тарбийа аль-исламийа. – Доха: Дар ас-сакафа, (2/175).
[2] Аль-Киннауджи.Аль-Хитта фи зикр ас-сихах ас-ситта, с.23.
[3] Сайд аль-хатир, с.312. В арабском тексте дословно сказано: «будет раскаиваться, как Куса‘и». Куса‘и – человек, который в темноте выстрелилиз лука в дикого осла и попал в него. Но, решив, что промахнулся, от злостисломал лук, о чем страшно раскаялся, обнаружив наутро убитого им осла.
Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author