Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ В ИСЛАМЕ и положениях, связанных с ним

533064940_3efbdcc343

(Ахкам аль-Удхия)

Определение термина «аль-Удхия» (Жертвоприношение)
Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факъихов слово «удхия» означает: “Определенное животное, принесенное в жертву ради приближения к Аллаху в определенное время с определенными условиями”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 6/122, “Субулю-Ссалям 4/160”.
Жертвоприношения могут быть посвящены только Одному Аллаху
Любое жертвоприношение, будь то праздничное (Удхия) или нет, может быть посвящено только лишь Всевышнему Аллаху, как велел это Аллах Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть – принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман!”» (аль-Ан’ам 6: 162-163).
Къатада о словах: «я являюсь первым из мусульман», сказал: “Т.е. первым из мусульман этой общины”. ‘Абдур-Раззакъ в “ат-Тафсир” 1/214, Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” 8184.
Со слов ‘Али ибн Абу Талиб сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял того, кто принес жертву не Ему!» Муслим 1978.



Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?
Все ученые единогласны в том, что Жертвоприношение в день праздника (‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.
Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности Жертвоприношения.

Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) желательным
Большинство ученых, среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, ‘Алькъама, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ, аль-Музани, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и др. считали, что Жертвоприношение (Удхия) является желательной Сунной, но не обязательным деянием. См. «аль-Маджму’» 8/358, “аль-Хауи аль-кабир” 15/71, “Тафсир аль-Къуртуби” 15/108.
Их доводом был хадис, переданный Умм Салямой, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, путь тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» Муслим 1977.
Имам аш-Шафи’и сказал: “В этом хадисе ясное указание на то, что праздничное Жертвоприношение не является обязательным, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто желает», связав это с желанием. И если бы это было обязательным, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал бы: «Пусть никто не трогает своих волос и ногтей, пока не принесет жертву!»” См. “Мухтасар аль-Музани” 8/283, «аль-Маджму’» 8/368.
Джабир рассказывал: “Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день Жертвоприношения, и после ее завершения он привел барана и принес его в жертву, сказав: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил Жертвоприношения».Абу Дауд 2810, ат-Тирмизи 1521, Ахмад 3/356, Абу Я’ля 2/105. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Также подобный хадис передается от Абу Рафи’а, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день ‘Ида купил двух белых, толстых, рогатых баранов и принес их в жертву от себя и членов своей общины”. Ахмад 6/391, ат-Табарани 2/127. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этих двух хадисах содержится указание на то, что Жертвоприношение не является обязательным. Поскольку то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил Жертвоприношение за свою общину и за свою семью, является достаточным для каждого, кто не совершил праздничного Жертвоприношения, в независимости от того, имел он возможность его совершить или нет!” См. “Найлюль-аутар” 5/126.
Шейх Ахмад ибн ‘Абдур-Рахман аль-Банна в отношении этих хадисов сказал: “В хадисах этой главы также указание на то, что бедный мусульманин, который не способен совершить праздничное Жертвоприношение, не лишается награды за это, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил Жертвоприношение за него!” См. “аль-Фатх ар-Раббаний” 13/66.
Что же касается одного из самых сильных доводов этой стороны, то им является тот факт, что никто из сподвижников не считал Удхия обязательным, как это сказал имам Ибн Хазм и др. Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Сариха рассказывал: “Я видел Абу Бакра и ‘Умара, которые не совершали праздничного Жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать”. Затем аль-Байхакъи сказал: “Абу Сариха, это Хузайфа ибн Усайд – сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан аль-кубра” 9/295.
Достоверность этого сообщения подтвердили имам ан-Науауи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 8/368, “Маджма’у-ззауаид” 4/18, “Ируауль-гъалиль”1139.
Также Абу Мас’уд аль-Ансари говорил: “Поистине, иногда я оставляю совершение Жертвоприношение, имея возможность это сделать, опасаясь того, что мои соседи подумают, что это является обязательным!” ‘Абдур-Раззакъ 8149. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 4/145.
Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) обязательным
Группа ученых, среди которых Абу Ханифа, аль-Лейс, аль-Ауза’и, Хасан аль-Басри, а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, считали, что Жертвоприношение является обязательным. См. “аль-Мабсут” 8/12, “Маджму’уль-фатауа” 23/162.
При этом они опирались на следующие доводы:
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (аль-Каусар 108: 2).
Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: “Соверши ради Господа своего праздничную молитву (‘Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)!” См. “Тафсир аль-Къуран аль-‘Азиз” 5/168.
И таким же образом толковали этот аят ханафиты и все, кто придерживается мнения о том, что Удхия является обязательным.
Однако ученые, придерживающиеся первого мнения, сказали, что подобное толкование этого аята саляфами не однозначно. Среди них есть те, кто сказал, что слова: «Так соверши же молитву Господу твоему» относятся к пятикратной обязательной молитве, и это мнение передается от Ибн ‘Аббаса. А что касается слова: «и заколи» (уанхар), то ‘Али ибн Абу Талиб истолковал это, как: положить правую руку на левую на груди в молитве. См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 14/18, “Тафсир аль-Къуртуби” 20/218.
Также некоторые толкователи Корана говорили, что смысл этого аята в том, что многобожники посвящали свои молитвы и жертвоприношения идолам, а Всевышний Аллах велел мусульманам посвящать это только Ему! См. “Найлюль-аутар” 5/127.
На основании того, что нет однозначного толкования этого аята в том, что речь идет о праздничном Жертвоприношении, сила данного аргумента в качестве обязательности Удхия отпадает.
Также из числа доказательств этой стороны в пользу обязательности Жертвоприношения, это хадис, переданный от Джундуба, который рассказывал: “Я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день праздника Жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал: «Кто совершил Жертвоприношение до намаза, пусть зарежет еще одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто еще не совершил Жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!» аль-Бухари 10/20, Муслим 1960.
Сторонники обязательности Жертвоприношения сказали, что если бы Удхия не была бы обязательной, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершить его еще раз тому, кто сделал это до праздничной молитвы. См. “И’ля ас-Сунан” 13/246.
Однако сторонники обратного мнения ответили на это тем, что в хадисе речь идет на указание времени совершения Жертвоприношения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет указания в этом хадисе на обязательность Жертвоприношения, поскольку смысл его в том, чтобы указать на условия Жертвоприношения тому, кто желает его совершить, однако совершает его не узаконенным шариатом способом по причине не знания или забывчивости. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет его условия. Это подобно тому, как будет сказано о добровольной молитве: «Не действительна она без очищения и прикрытия ‘аурата»”. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) с велением повторить жертвоприношение не указывают на обязательность этого, а указывают на недействительность первого жертвоприношения, сделанного преждевременно”. Он также сказал: “Ответ на этот аргумент таков, что в этих хадисах речь идет о шариатском условии Жертвоприношения (Удхия). Это подобно тому, кто сказал совершившему, например, молитву Духа до восхода солнца: «Когда взойдет солнце, соверши эту молитву еще раз»”. См. “Фатхуль-Бари” 12/14, 93.
Следующим доводом сторонников обязательности Удхия является хадис, переданный от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ахмад 1/321, Ибн Маджах 3123, ад-Даракъутни 2/545.
Однако среди ученых есть разногласие, принадлежат ли эти слова пророку (мир ему и благословение Аллаха) или же Абу Хурайре. Имам аль-Байхакъи сказал: “Дошло до меня от Абу ‘Исы ат-Тирмизи, что этот хадис приводится от Абу Хурайры”. См. “Сунан аль-кубра” 9/260.
Ханафитский имам аз-Зайля’и также склонился к тому мнению, что правильным является то, что эти слова принадлежат Абу Хурайре, а не пророку (мир ему и благословение Аллаха). См. “ан-Насбу-ррая” 4/207.
Также говорили до него имам ад-Даракъутни и хафиз аль-Мунзири. См. “ат-Таргъиб” 2/321.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Нет в этом хадисе указания на обязательность Удхия, даже если бы эти слова принадлежали пророку (мир ему и благословение Аллаха). А что говорить о том случае, когда большинство сказали, что это слова не пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “аль-Изтискар” 15/160.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис приводят Ибн Маджах и Ахмад. Все его передатчики надежные, однако, есть разногласие в том, кому принадлежат эти слова. И наиболее верным является то, что это слова Абу Хурайры. Но даже вместе с этим нет в нем ясного указания на обязательность Жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 12/98.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом хадисе нет указания на обязательность Удхия, это подобно словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть тот, кто поел чеснока, не приближается к нашим мечетям!»” См. “Тахкъикъ фи ахадис аль-хиляф” 2/161.
Также сказал и имам Мунсур аль-Бухути, что смысл этого хадиса, даже если он и достоверный, в строгом побуждении к Жертвоприношению, а не обязательности этого. См. “Шарх аль-Ирадат” 1/162.
Также в качестве довода используется следующий хадис: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить Жертвоприношение (Удхия) и ‘атира».Абу Дауд 2788, ат-Тирмизи 1518, ан-Насаи 4235, Ибн Маджах 3125.
Однако этот хадис является слабым, поскольку среди его передатчиков Абу Рамля, который является неизвестным. О слабости этого хадиса говорили имам аль-Хаттаби, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби и др. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/195, “ан-Насбу-ррая” 4/211.
Имам аль-Байхакъи сказал: “Даже если это сообщение достоверное, то в нем речь идет о желательности, поскольку в хадисе идет связь между Удхия и ‘атирой, а ‘атира не является обязательной по единогласному мнению (иджма’)!” См. “Марифату-Ссунан уаль-асар” 14/17.
Также говорил и имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби, что в хадисе речь идет о побуждении к Жертвоприношению и его желательности, ибо это веление подобно велению использовать зубочистку (сиууак): «Вам следует использовать сиууак! Поистине, он служит очищением для рта и вызывает довольство Господа!» Ахмад. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4068.
Что же касается ‘атиры[‘Атира - это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено. См. “Миннату мун’им” 3/329.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет фара’а и нет ‘атиры!» Муслим 1976.

Фара’ – это то, что приносили в жертву во времена джахилии своим идолам, желая от них благо.], то все ученые были единогласны, что ее совершение не являлось обязательным. И поэтому если этот хадис был бы указанием на обязательность Удхия, то также в нем было бы указанием на обязательность ‘атиры. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Вывод относительно обязательности Удхия
На основании рассмотренных аргументов становится очевидным, что правильным мнением является то, что совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия) не является обязательным, и не совершение его не влечет за собой грех. И самым ясным в этом разногласии является понимание сподвижников, которые не считали его обязательным.
Однако вместе с тем, все ученые единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление!” См. “аль-Умм” 2/221.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!” См. “аль-Изтискар” 15/163.
И даже шейх Ибн Усаймин, который считал, что правильным является то мнение, что Удхия не обязательна, говорил: “Мнение о том, что Удхия является обязательным лучше, чем то мнение, что оно не обязательно. Однако при условии – наличии достатка”. См. «Шархуль-мумти’» 7/422.

О достоинствах праздничного жертвоприношения
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
‘Икрима сказал: “Речь идет о праздничном Жертвоприношении!” См. “Тафсир Ибн Абу Хатим” № 13927.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом аяте указание на то, что праздничное Жертвоприношение не являлось особенностью только этой общины”. См. “Задуль-масир” 5/431.


1. «Нет деяния из деяний сынов Адама, которое было бы любимо для Аллаха в день Жертвоприношения, чем пролитие крови жертвенного животного. И поистине, это животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами…» ат-Тирмизи 2/352.

Данный хадис является слабым по причине передатчика Сулеймана ибн Язида, который является слабым рассказчиком, о чем сказали имам Абу Хатим, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 526.

2. Однажды сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Что означает это Жертвоприношение (Удхия)?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Жертвоприношение – это Сунна вашего отца Ибрахима!» А на вопрос: “Что нам за это будет?” Он ответил: «За каждую шерстинку вам будет записано вознаграждение». Ибн Маджах 2/273.

Этот хадис не достоверный по причине двух неприемлемых передатчиков в иснаде: ‘Аизуллаха и Абу Дауда ас-Саби’и. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 527.

3. «О Фатыма! Встань, и будь свидетельницей закалывания своего жертвенного животного. Поистине, тебе будут прощены твои грехи с первой каплей крови!» аль-Хаким 4/222.

Этот хадис неприемлем по причине неприменимого передатчика Сабита ибн Абу Сафии. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 528.

4. «Тот, кто совершил благое Жертвоприношение, надеясь на награду, оно станет преградой от Огня». ат-Табарани в «аль-Кабир».

Данный хадис выдуманный, ибо в нем передатчик Сулейман ибн ‘Амр ан-Наха’и, который выдумывал хадисы. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 529.

5. «Совершайте жертвоприношение, ибо поистине, это будет вашим верховым животным на пути в Рай». ад-Дайлями в «аль-Фирдаус».

Данный хадис также весьма слабый, о чем сказали имам аль-‘Аджлюни, хафиз Ибн ас-Салях, Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха уаль-мауду’а” 74, 1255.

Данные хадисы нельзя приписывать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поскольку он не произносил этого. А также необходимо опасаться в этом угрозы, а именно: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.]”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Но несмотря на это, сам Ибн аль-‘Араби говорит: “Поистине, закалывание жертвенного животного в день Жертвоприношения, является наилучшим из деяний, поскольку каждое поклонение имеет свое превосходство в установленное время!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Однако, все же среди хадисов о достоинствах Удхия есть некоторые достоверные хадисы. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” рассказывал: “Что касается достоинства Жертвоприношения, то относительно этого передавали хорошие сообщения, среди которых то, что приводит Са’ид ибн Дауд со слов Абу аз-Зубаира, который передал со слов Малика, передавшего со слов Саур ибн Язида, передавшего от ‘Икримы, который передал от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»” См. “Фатх аль-Малик” 7/18.
Также в длинном хадисе от Ибн ‘Умара, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 1112.
Имам аль-Мунауи передал, что ат-Тый сказал: “Благие деяния, как обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определенного времени или места! И если посмотреть на обряд праздничного Жертвоприношения (Удхия), то станет ясно, что это из числа проявления обрядов Аллаха, а Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32)”. См. “Файдуль-Къадир” 5/584.
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения
Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения
Для праздничного Жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия. См. “аль-Мугъни” 9/440, “Бидаятуль-муджтахид” 1/348, “ас-Сайлюль-джарар” 4/78.
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Под «скотиной», здесь речь идет о восьми парных особях: верблюды, крупнорогатый скот, овцы и козы”. См. “аль-Хауи” 15/75.
Имам аль-Къуртуби сказал: “То, в чем единогласны мусульмане, и чем они совершают Удхия – это восемь парных животных: овцы, козы, коровы и верблюды”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/109.
Однако от этого единогласного мнения (иджма’) отклонились Хасан ибн Салих, считавший, что в качестве Удхия дозволено закалывать антилопу, газель, буйволов и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/394. И имам Ибн Хазм сказавший, что Удхия дозволено совершать любым животным, мясо которого дозволено употреблять в пищу. При этом он опирался на следующий хадис: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана. Отправляющийся еще позднее, подобен принесшему в жертву курицу. И отправляющийся еще позднее – принесшему в жертву яйцо». аль-Бухари 881, Муслим 850.
Опираясь на этот хадис Ибн Хазм сказал, что если бы приносить в качестве Жертвоприношения курицу было бы не дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул бы о ней в качестве примера награды. См. “аль-Мухалля” 6/29.
Однако остальные ученые возразили на эту аргументацию и сказали: «Если брать в качестве довода этот хадис на то, что дозволено приносить в жертву и птиц, то получается что дозволено использовать в качестве праздничного Жертвоприношения и яйцо! Ведь оно тоже упоминается для примера в этом хадисе. Однако нет разногласия в том, что это не приемлемо!»
Также в качестве довода Ибн Хазм использовал слова Биляля, сказавшего: “Я не перестал бы совершать Жертвоприношение и курицей!” ‘Абдур-Раззакъ 8156. Иснад достоверный.
Однако неоспоримый довод только в поступке посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ибо неизвестно, чтобы он когда-либо совершал Жертвоприношение птицой.
Мнения Хасана ибн Салиха и Ибн Хазма ученые отнесли к отклоненным в данном вопросе, и противоречащим тому, о чем говорили большинство саляфов и имамов после них. См. “И’ляу ас-Сунан” 17/229.
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста
Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/101.
Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.
Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года. ‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды мы совершали с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) праздничное Жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец”. ан-Насаи 7/219, аль-Байхакъи 9/270. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Однако опять же необходимо отметить, что это является исключением и только при необходимости, на что указывает предыдущий хадис: «Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев».Муслим 1963.
К тому же некоторые саляфы считали, что полугодовалый барашек должен быть не маленький. Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Не достигший года баран может быть принесен в жертву, если является крупным”. См. “аль-Асар” 63.
Также некоторые люди ошибочно полагают, что к этому имеют отношение и козлы, проводя аналогию с баранами. Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: “Однажды в день Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до молитвы, то принесет ее до молитвы и не совершит жертвоприношение вообще». Услышав это, Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, а я принес свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня праздник, и люди будут есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которую принесут в жертву в моем доме! Вот почему я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя овца может пойти только на мясо». Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, у нас есть еще маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?” Он сказал: “Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»”» аль-Бухари 955.
Таким образом, мы видим, что это было исключением только для Абу Бурды.
Более того, неизвестно среди ученых разногласия в том, что все животные, пригодные для Удхия, должны достигать своего возраста, исключением чего является только овцы. Имам ан-Науауи: “Умма единогласна в том, что верблюд, корова и коза не могут приноситься в жертву, если только не достигнут необходимого возраста”. См. «аль-Маджму’» 8/394.
Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения
Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на ноги и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.
Животное с этими недостатками не может быть принесено в качестве Жертвоприношения, а если и будет принесено в жертву, то не будет засчитано, в чем нет разногласия среди ученых.
Если же эти недостатки не явные и незначительные, то тогда не является запретным принесение в жертву таких животных, поскольку в хадисе содержится указание на то, что эти недостатки должны быть «явно выраженными». См. “ас-Сайлюль-джарар” 4/80.
Также есть дефекты, которые делают животное нежелательным для жертвоприношения, но не запретным. Среди этих дефектов оторванное ухо, сломанные рога и т.д. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нам повелевал обращать внимание на глаза и уши (жертвенных животных)”. Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Что же касается дефектов, которые не упомянуты в Сунне, то они не делают животных непригодными, однако могут стать причиной неполноценной награды. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/373.
А что касается кастрированного животного, то нет проблем приносить его в жертву, поскольку передается множество хадисов, указывающих на то, что два барана, которых принес в жертву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированными. Абу Рафи’ рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес в качестве Жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов”. Ахмад 6/8. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1147.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этих хадисах указание на то, что кастрированные животные не порицаемы для праздничного Жертвоприношения. Но некоторые ученые считали это порицаемым из-за отсутствия части тела у животного. Однако это не является недостатком у животного, поскольку кастрация делает мясо животного хорошим и удаляет от него плохой запах”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Жертвоприношение – это акт поклонения Аллаху, а Аллах – Благой и принимает только благое. Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32).
Если животное получило какое-либо увечье после его приобретения, то его все равно можно принести в жертву.
Время совершения праздничного Жертвоприношения
Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!” См. «аль-Иджма’» 78.
Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час. См. “аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.
Что же касается последнего времени, отведенного для Жертвоприношения, то среди ученых по этому поводу есть пять мнений. Однако из них можно рассмотреть только два, как говорил хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, поскольку из этих мнений только два имеют опору на мнения сподвижников. Одно из мнений, что после дня Жертвоприношения (йяуму-Ннахр) десятого Зуль-Хиджа, Удхия может совершаться еще два дня. А второе мнение состоит в том, что после дня Жертвоприношение оно может совершать еще три последующих дня, т.е. все три дня ат-Ташрикъа, до тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа включительно. Относительно этого передается хадис от Джубаира ибн Мут‘има, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дни ат-Ташрикъа – дни Жертвоприношения!» Ахмад 4/82, ад-Даракъутни 4/284.
Однако относительно достоверности этого хадиса высказывалось множество различных мнений. Но этот хадис имеет множество путей, усиливающих друг друга, по причине чего имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность. См. “Сахих Ибн Хиббан” 9/166, “Файдуль-Къадир” 5/35, «Сахих аль-джами’» 4537, “Тахкъикъ Зад аль-ма’ад”.
Также это мнение передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. См. “Задуль-Ма’ад” 2/291, “Найлюль-аутар” 5/142.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия!” См. “аль-Умм” 2/223.
Таким образом, наилучшим мнением является то, что Удхия дозволено совершать четыре дня.
Однако нет сомнения в том, что лучше всего принести жертву в самый первый день Жертвоприношения – десятого Зуль-Хиджжа, в величайший из дней в году, о котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним! [Причина этого в том, что именно в эти два дня совершаются многие важнейшие обряды Хаджа.» Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1064.
Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное, но впоследствии лишился его?
Если человек приобрел жертвенное животное, однако впоследствии его потерял, или оно умерло или же его украли и т.д., то он не обязан ничего предпринимать и покупать другое животное. Тамим ибн Хууайс рассказывал: “Однажды я купил в долине Мина барашка, чтобы совершить Жертвоприношение, но потом он потерялся. Когда я спросил об этом у Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это не повредит тебе»”. аль-Байхакъи 9/289. Иснад достоверный.
Но следует разделять между Жертвоприношением по обету (назр) и без обета. Ибн ‘Умар говорил: “Если человек приобрел верблюда для праздничного Жертвоприношения, дав обет принести его в жертву, после чего он потерялся или умер, то он должен его заменить. Если же это было добровольным Жертвоприношением (не по обету), то если он желает пусть заменит его, а если не желает, то пусть ничего не предпринимает”. Малик 866. Иснад достоверный.
Один баран приносится в жертву от всей семьи
Каждой состоятельной семье следует приносить в жертву одного барана, даже если эта семья состоит из ста человек. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: “Однажды Абу Айуба спросили: “Как совершалось Жертвоприношение во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он ответил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите»”. Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
‘Аиша рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил Удхия, он сказал: «С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада», после чего совершил жертвоприношение”. Муслим 1967.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе довод на то, что принесение в жертву одной овцы достаточно для одного человека и всех членов его семьи, даже если их много!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Сообщается также, что “‘Али ибн Абу Талиб приносил в жертву одного животного за всех членов своей семьи”. Ибн Абу ад-Дунья. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/4.
Если же у кого-то есть возможность и желание, то они могут принести в жертву более одного животного, главное, чтобы в этом присутствовали правильное намерение и искренность, а не показуха и хвастовство.
Тут следует отметить, что ханафиты считали дозволенным принесение в жертву одного животного только за одного человека. А упомянутые доводы считали отмененными, как это говорил имам ат-Тахауаи. А имам ан-Науауи на это заявление отвечал: “Ученые сказали, что он (ат-Тахауи) ошибся в этом. Поистине, отмена и конкретизация должны утверждаться на основании доказательства, а не на основании простого заявления!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/106.



Tags: ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author