Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Положение слабых хадисов в шариате

getImage (2)

Доктор Мустафа Саид аль-Хин (Хан) в "аль-Кафи аль-Вафи" пишет : ученые разделились по отношению к слабому хадису на 3 Мазхаба :
1й - ученые считали что не используется слабый хадис ни в фадаилях ни в ах1камах.
2й - брали слабый хадис в фадаилах также и в ах1камах .
3й - к этому мазхабу относятся многие из ученых шафиитского мазхаба и др. Они поставили определенные условия для взятия хадиса в фадаилях и не брали категорически в ах1камах.


Сказал алляма, захид и факих Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «Аль Азкар мин Калями Саййидиль Абрар» в качестве предисловия:




فصل‏:‏ اعلم أنه ينبغي لمن بلغه شيء في فضائل الأعمال أن يعمل به ولو مرّة واحدة ليكون من أهله، ولا ينبغي أن يتركه مطلقاً بل يأتي بما تيسر منه، لقول النبي صلى اللّه عليه وسلم في الحديث المتفق على صحته‏:‏
‏"‏إذَا أَمَرْتُكُمْ بَشَيءٍ فأْتُوا مِنْهُ ما اسْتَطعْتُمْ‏"‏ ‏
فصل‏:‏ قال العلماءُ من المحدّثين والفقهاء وغيرهم‏:‏ يجوز ويُستحبّ العمل في الفضائل والترغيب والترهيب بالحديث الضعيف ما لم يكن موضوعاً‏، وأما الأحكام كالحلال والحرام والبيع والنكاح والطلاق وغير ذلك فلا يُعمل فيها إلا بالحديث الصحيح أو الحسن إلا أن يكون في احتياطٍ في شيء من ذلك، كما إذا وردَ حديثٌ ضعيفٌ بكراهة بعض البيوع أو الأنكحة، فإن المستحبَّ أن يتنزّه عنه ولكن لا يجب‏.‏ وإنما ذكرتُ هذا الفصل لأنه يجيءُ في هذا الكتاب أحاديثُ أنصُّ على صحتها أو حسنها أو ضعفها، أو أسكتُ عنها لذهول عن ذلك أو غيره، فأردتُ أن تتقرّر هذه القاعدة عند مُطالِع هذا الكتاب‏.‏

«Фасль: Знай, что надо тому до кого дошел хадис по поводу праведных дел сделать действие с этим хадисом хотя бы даже один раз, для того чтобы он стал из числа практикующих этот хадис.
И не надо ему оставлять абсолютно этот хадис, наоборот он должен практиковать его насколько может. Потому что Пророк - салля Ллаhу аляйhи ва саллям – сказал в хадисе достоверном по согласованности:

«Когда я вам прикажу что-то, то сделайте его по мере своих возможностей»

Фасль: Сказали ученые из мухаддисов, факихов и других: Дозволено и одобрительно действовать по слабым хадисам в области праведных дел, побуждения к этому и устрашения, если они не являются мавдуъ/придуманными.

Но в области ахкама как халяль, харам, торговля, никах, таляк и других делается действия только по сахих/достоверному или хасан/хорошему хадисами. Исключение из этого, если хадис будет предостережением в таких вещах. Например, пришли слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и никаха. Одобрительно остерегаться от этого, но это не ваджиб.

Я привел этот раздел только оттого, что придут в этой книге хадисы на которых я укажу, как на достоверного или хорошего или слабого или не заговорю о них из за зуhуля или из за другой причины. И захотел я чтобы это правило установилось уже в предисловии этой книги».


Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Азкар: 1/10-11
Ар-Рияд: 1417/1997 (http://www.waqfeya.net/book.php?bid=1499)

Сказал алляма Ибнус Салах (577-643 х/1181-1245 м) в своей книге «Улюмуль Хадис»:



يجوز عند أهل الحديث وغيرهم التساهل في الأسانيد ورواية ما سوى الموضوع من أنواع الأحاديث الضعيفة من غير اهتمام ببيان ضعفها فيما سوى صفات الله تعالى وأحكام الشريعة من الحلال والحرام وغيرهما . وذلك كالمواعظ والقصص وفضائل الأعمال وسائر فنون الترغيب والترهيب وسائر ما لا تعلق له بالأحكام والعقائد وممن روينا عنه التنصيص على التساهل في نحو ذلك : عبد الرحمن بن مهدي و أحمد بن حنبل رضي الله عنهما

«Дозволено, по мнению ахлюль хадиса и других делать облегчение в иснадах и передавать все виды слабых хадисов - кроме мавдуъ/придуманных - без особого усердия в объяснении его слабости. И это такие области, как наставление, полезные рассказы, праведные дела, другие области побуждения и устрашения и другого не имеющего отношения к ахкамам и акиде. Исключено из этого Сыфаты Всевышнего Аллаhа, халяль, харам и другие шариатские ахкамы.

Было передано нам, что составляли книги делая облегчения в иснадах в подобных темах такие ученые как АбдурРахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль, да будет доволен ими Аллаh».


Источник: Ибнус Салях: Улюмуль Хадис: 113
Даруль Фикр: 1406/1986 (http://www.shamela.ws/pdf.php?bid=108&type=1)


Передал алляма, шамсуддин Мухаммад Ас Сахави (831-902 х/1427-1497м) в своей книге «Аль Къавлюль Бади фис Саляти аляль Хабибиш Шафи» слова своего Шейха Ибн Хаджара Аль Аскалани:



سمعت شيخنا مراراً يقول ، وكتب لي بخطه : إن شرائط العمل بالضعيف ثلاثة :
الأول : متفق عليه أن يكون الضعف غير شديد ، فيخرج مَن انفرد مِن الكذَّابين ، والمتهمين بالكذب ، ومن فحُش غلطه .
الثاني : أن يكون مندرجاً تحت أصل عام ، فيخرج ما يُخترَع ، بحيث لا يكون له أصلٌ أصلاً .
الثالث : ألا يُعتقد عند العمل به بثبوته ، لئلا يُنسَب إلى النَّبىِّ صلَّى الله عليه وسلَّم ما لمْ يقله.
قال : والأخيران عن ابن عبد السلام وعن صاحبه ابن دقيق العيد ، والأول نقل العلائي الإتفاق عليه


«Несколько раз я слышал от нашего Шейха (Ибн Хаджара) – и он написал это для меня своим почерком – что условий действия согласно слабому хадису три:
1. Есть единогласие на условии: Чтобы не был этот хадис сильно слабым и останется в стороне согласно этому условию, тот, кто пребывает в своем риваяте одиноким из лжецов и обвиненных во лжи и тот, кто допускал грубые ошибки.
2. Чтобы был этот слабый хадис по смыслу подходящим под общие основы. И останется в стороне согласно этому условию выдуманные хадисы, так как у них нет вообще никакой основы.
3. Когда делается действие соответственно слабому хадису не должно считаться, что этот хадис несомненно от Пророка (салаЛлаху алейхи ва саллям) для того чтобы не относить к Пророку (салаллаху алейхи ва саллям) то чего он (возможно) не говорил.
Сказал: последние два условия переданы от Ибн АбдисСаляма и его сподвижника Ибн Дакъикъ Аль Ид. Передал (Салахуддин) Аль Аляи, что на первом условии есть единогласие».


Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Къавлюль Бади: 362-363
Mактабату Дариль Баян: 1408 (http://www.archive.org/download/alshawee/alshawee.pdf)
Tags: ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author