Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Можно ли «мукъаллиду» следовать не своему Имаму

3839343196_c33caa02d6


Спросили Шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами[1] аш-Шафии:

Можно ли, к примеру, «мукъаллиду» Шафиитского мазхаба следовать не своему Имаму, до совершения действия и после, с тем, чтоб искать позволения (рухас), или нет?”

Шейх ответил: “Для того чтоб «мукъаллид» следовал не своему Имаму, могут быть следующие обстоятельства, их упомянул ас-Субки,  далее мы скажем с его слов:

1. Когда он[2] считает в этом вопросе, что более приоритетно[3] мнение другого мазхаба. В этом случае ему позволено следовать, более приоритетному, на его взгляд, решению другого мазхаба.

2. Когда он своим следованием желает найти позволение (рухсат), что вызвано крайней необходимостью. Такое дозволенно, кроме как в случае, если он убежден в приоритетности мнения своего Имама, т.к. необходимо следовать наиболее знающему [Ученому].

3.  Когда он желает лишь найти позволение (рухсат), без того чтоб это мнение в его представлении являлось более приоритетным, то это запрещено, как указал ас-Субки сказав: “Потому что он, в этом случае следует страсти, а не [положению] в религии”[4].

***********

Шейх Мухьи ад-дин Ибн ‘Араби, в Главе “ас-Солят аль-Кусуф” [молитва при солнечном затмении], книги “аль-Футухат” пишет: “Если Муджтахид ошибся, то нет ему порицания, он вознагражден. А если ему стал известен текст [насс], но он оставил его из-за склонности к сравнению по аналогии [к’ияса], то нет ему оправдания у Аллаха Всевышнего, и он будет грешником. И чаше всего это происxодит среди Факьихов мукьаллидов, слепо следующих за мнением 4 Имамов, которые говорили: “Не следуйте слепо за нами, следуйте за Хадисом. Если до вас дошло то, что противоречит нашему утверждению, то поистине Хадис – наш мазxаб [наше мнение]. Ни по какому поводу мы не выносили решение, не опираясь при этом на определенный далиль, который в рамках нашего понимания выглядел как доказательство, и от нас не требуется больше чем это. Однако от вас не требуется следование за нами, а требуется обращение к нам с вопросом ”.

Постановление по определенному случаю, меняется в зависимости от времени, в решении Муджтахида. Поэтому Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, если спрашивали его о чем-либо: “А произошло ли это?” Если говорили, что не произошло, то он говорил: “Я не буду отвечать на этот вопрос”. Если говорили, что произошло, то отвечал на данный момент, в соответствии с тем, на что указывало доказательство из Корана и Сунны.



[1] Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хаджар, Хайтами, Ансари, ас-Саади, аш-Шафии. Известный ученый Шафиитского мазxаба, Имам шафиитов в свое время. Родился в Египте в 909 г. И умер 973 г.

[2] Имеется в виду «мукъаллид» Шафиитского мазхаба.

[3] С точки зрения доказательной базы.

[4] Книга «аль-Фатава аль-хадисия», стр. 203. Издательство «Дар ат-такъва» 2008 г. Сирия. Дамаск.


___________________________
Из книги: "Разногласия между Учеными.
Причины и наша позиция в отношении этого"
الخلاف بين العلماء
أسبابه و موقفنا منه
[ باللغة الروسية ]

Шейх Мухаммад бин Солих аль-Усеймин

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author