Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Речь (Слово) Всевышнего Аллаха (Ибну Куддáма аль-Макдиси) с комментарием шейха Мухаммада бин Сáлиха

fatiha

Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:

12- «Речь» также один из атрибутов Аллаха. Он разговаривает речью, которая описывается как «кадúм».[1]

Его речь слышит тот из Его созданий, кому Аллах пожелает это. Пророк Муса слышал речь Аллаха без посредника, также Джибрúль слышал речь Всевышнего, и слышали Его те из пророков и ангелов, кому Всевышний позволил. А в Судный день Всевышний будет разговаривать с правоверными и разрешит им посетить Себя, и они посетят Его.

Всевышний сказал:

«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посредников)» (Женщины, 164).

Он — хвала Ему! — также сказал:

«О Муса, воистину Я возвысил тебя над всеми людьми (твоего времени) тем, что выбрал тебя для передачи Моих посланий и тем, что Я разговариваю с тобой» (Ограды, 144).

Также Всевышний сказал:

«Среди них (посланников) были такие, с которыми беседовал Аллах» (Корова, 253).

Аллах, Свят Он и Велик, сказал:

«Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу» (Совет, 51).

И сказал Всевышний, слава Ему:

«Когда он подошел к огню, раздался голос: «О Муса! Поистине Я твой Господь» (Тáхá,11–12).

И сказал Всевышний, слава Ему:

«Поистине, Я Аллах, нет бога, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Тáхá, 14). Никто кроме Всевышнего Аллаха не мог подобного сказать.

’Абдуллах бин Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Это передано со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я царь, Я судящий и вознаграждающий”». Этот хадис передали имамы, сведущие в знании хадисов, а также его цитировал Аль-Бухари.

В некоторых преданиях говорится, что Муса (Мир ему!) в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса»[2].

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Комментарии (Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-’Усеймúн):







Пятнадцатый атрибут — «Речь»
Речь — это один из атрибутов Всевышнего, утвержденный Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников.

Всевышний сказал:

«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посредников)» (Женщины, 164).

Всевышний сказал:

«Среди них (посланников) есть те, с кем говорил Аллах» (Корова, 253).

Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах желает сообщить Свое повеление, Он говорит посредством Откровения[3].

Также на этот атрибут указывает иджмá’ус-салаф.

Следовательно, нам необходимо утвердить этот атрибут без искажения, без толкования, без придания образа и без сравнения. Мы верим в то, что это настоящая речь, которая является такой, как подобает Ему, что она зависит от Его желания, и что она состоит из букв и слышимых звуков.

Доказательство того, что Его речь зависит от Его желания, — это следующий аят, в котором Всевышний сказал:

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь его. Он сказал: “Господь, дай мне посмотреть на Тебя» (Ограды, 143).


Значит, беседа произошла после того, как пришел Муса, а это указывает на то, что Всевышний пожелал с ним говорить, т. е. и назначенное время, и то, что Муса пришел к этому времени, указывает на то, что самой беседе предшествовало желание Всевышнего.

Доказательством того, что Речь Аллаха — состоит из букв, служит следующий аят:

«Когда он подошел к огню, раздался голос: «О Муса! Поистине Я твой Господь». (Тáха,11-12).

Эти слова[4] действительно состоят из букв, и они — Речь Всевышнего.

Доказательством же того, что речь Аллаха — это голос (звуки), является следующий аят, в котором Всевышний сказал:

«…и воззвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для (тайной) беседы» (Марьям, 52). Как известно ни призыв, ни беседа, не могут быть без голоса (звуков).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «В день воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми и призовет их таким голосом, что услышит его одинаково и близкий, и далекий. Он скажет: Я Царь Я судящий и вознаграждающий»[5]. Из этого хадиса также следует, что речь Аллаха слышна.

v Речь Аллаха — как говорят ученые — «кадúмун-нов’и»[6] и «хадúсуль-áхáди»[7]

Смысл выражения «кадúмун-нов’и» заключается в следующем: поистине Всевышний всегда говорил и всегда говорит, т. е. Он описывается тем, что Он не переставал и не перестает быть таковым, Его речь не является появившейся после того, как ее не было, она была и есть постоянно.

Выражение «хадúсуль-áхáди» означает, что отдельные речи являются новыми, возникшими потому, что зависят от Его желания, Он говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает[8].

В этом атрибуте последователям Сунны противоречат несколько групп, из которых мы упомянем только две.

Первая группа: «Аль-Джахмийя»[9]

Они утверждают, что «речь» — не атрибут Всевышнего, а только одно из созданий Аллаха, Он создает речь в воздухе или в том месте, откуда эта речь слышна, а то, что слово «речь» находится в словосочетании с именем Аллаха[10], так это просто для того, чтобы показать, что речь — это творение Всевышнего, или указать на почитание этой речи, как говорят «Дом Аллаха»[11]. На это мы ответим следующее:

Это противоречит единогласному решению праведных предшественников.
Это противоречит логике, так как речь — качество говорящего, а не что-то, что существует само по себе, отдельно от говорящего, а речь будет по сути таковой, если сказать, что она — одно из созданий Всевышнего.
Муса (Мир ему!) слышал Аллаха говорящим: «Поистине Я — Аллах, нет бога (достойного поклонения) кроме Меня, так поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), следовательно, невозможно, чтобы это сказал кто-то кроме Аллаха[12].
Вторая группа: «Аль-Аш’ария»

Они утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевышнего, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.[13]

Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказательствами:

Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.
Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и которые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.
И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, которую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.
Дополнение к сказанному автором в отношении речи Аллаха

Слова автора: «Аллах говорит речью, которая является “Кадúм”», — означают, что речь Аллаха «кадúмун-нов’а» и в тоже время «хадúсуль-áхáд», другое значение, по мнению последователей Сунны, не подходит.

Слова автора: «Муса услышал слова Аллаха без посредников», — доказательством этому служит аят, в котором Аллах сказал:

«Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в откровении» (Тáхá, 13)


Слова автора: «Джибриль тоже услышал слово Аллаха». По этому поводу Всевышний сказал:

«Скажи, ниспослал его (Коран) дух святой от твоего Господа»[14] (Пчелы, 102).

Слова автора: «Услышал Слова Аллаха также тот, кому Аллах разрешил из своих ангелов и Посланников». В отношении ангелов Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах Всевышний и Славный решает сделать что-либо, Он издает повеление и тогда ангелы, несущие Трон, и те, кто в небесах рядом с ними, восхваляют и прославляют Его, пока восхваление Аллаха не достигает тех, кто в небесах этого мира, затем ангелы, близкие к носителям Трона, спрашивают их: “Что сказал ваш Господь” (Сабаа, 23), и они им сообщают»[15]

Что касается того, что Всевышний разговаривал со Своими посланниками, то тут мы можем вспомнить достоверный хадис, в котором рассказывается о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) на небеса и о разговоре Всевышнего с ним.

Слова автора: «…и Он Всевышний будет (в будущей жизни) разговаривать с верующими и они будут разговаривать с Ним». На это указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах скажет обитателям Рая: “О обитатели Рая!” и они скажут: “Мы здесь Господь наш и готовы служить Тебе”[16]. Согласованный хадис.

Слова автора: «…и разрешит им посетить Его». Это сказано, основываясь на том, что передано со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «…потом обитателям Рая будет разрешено во времени, равном дню пятницы, посетить своего Господа»[17]. Этот хадис приводится у ат-Тирмизи, и ибн Мáджа. О том, что он слабый сказал шейх Албáни.

Слова автора: «’Абдуллах бин Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: “Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба”». Сообщения Ибну Мас’уда в точности, как его привел автор, я не нашел, но в «Книге Единобожия» (Китáбут-Тавхúд) Ибну Хузайма привел от Ибну Мас’уда несколько сообщений, одно из которых гласит: «Обитатели небес слышат звон небес»[18].

Что касается того, что в этом отношении сказано Пророкам (Да благословит его Аллах и приветствует!), то ан-Наввáс бин Сама’áн передал сообщение, в котором сказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах желает сообщить свое повеление, Он говорит посредством откровения, и когда Он говорит, небеса охватывает дрожь (или содрогание) из-за страха пред Всевышним, и когда это слышат обитатели небес, они лишаются чувств (временно)»[19]. Этот хадис передал ибн Хузайма и Ибну Аби Áсим.

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Источник:«Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд аль-Хáди илá сабили-р-Рашáд» (Вероубеждение, достаточное для следования по правильному пути) Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-’Усеймúн ат-Тамúми
http://al-hakk.com/

[1] Слово «кадúм» означает «древний», т. е. Аллах разговаривает древней речью. Так Его речь описывают, потому что она безначальна, не сотворена и вечна, также как и Сам Всевышний.
[2] Это из рассказов израильтян. В отношении таких сообщений нам следует придерживаться следующего правила: «Мы не верим в них и не опровергаем их без доказательств.

[3] Хадис сахих, Абу Давуд (4738).

[4] То есть, фраза, которую он услышал: «О Муса! Поистине, Я твой Господь», — состоит из букв, так как она составлена из слов, а слова — из букв.

[5] Хадис достоверный, его привел Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437).

[6] Что переводится как «древнего вида».

[7] Что означает: «новая в отношении отдельных моментов этой речи».

[8] Если сказать по-другому, то нельзя сказать, что речь Аллаха новая, что она возникла, так как это указывает на то, что Его речь появилась после ее отсутствия, а это, в свою очередь, противоречит атрибуту Всевышнего, так как атрибуты Аллаха безначальны, вечны и постоянны как и Сам Всевышний. Но с другой стороны, если рассмотреть Его речь относительно тех, с кем Он говорил, например с Мусой (Мир ему!), то такая определенная речь, описывается как возникшая, новая, так как она появилась в соответствии с Его желанием, т. е. то, что Он говорил Мусе (Мир ему!), Он не говорил другому, и поэтому эта речь новая.

[9] Об этой и других сектах мы поговорим в конце книги.

[10] То есть в выражении «речь Аллаха».

[11] Речь идет о мечети.

[12] Не могла же Речь сказать: «Поклоняйся мне, я твой бог».

[13] Удивительно, что только не придумают люди только бы не следовать истине.

[14] То есть ангел слышал его от своего Господа, и передавал его Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!).

[15] Муслим (2229) .

[16] Согласованный хадис, Аль-Бухари (6530), Муслим (222).

[17] Хадис слабый, ат-Тирмизи (2549), Ибну Мáджа (4336).

[18] Хадис сахих, Абу Давуд (4725).

[19] Хадис сахих, Ибну Аби Áсим (527), Аль-Бухари в книге «Аль-Адабуль-Муфрад» (973), Ахмад (3/495).

http://www.al-hakk.com/?p=3239


Tags: АКИДА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author