Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

50 ответов на вопросы, связанные с молитвой

Вступление


بسم الله الرحمن الرحيم


Хвала Аллаху, Господу миров!

Мир и благословение Посланнику Аллаха, семье и сподвижникам Посланника, а так же всем последовавшим за ним вплоть до Судного Дня! Затем:

Достоинство, порядок и описание молитвы являются темой множества трудов, написанных и переведенных на русский язык. Однако эти общие темы порой не дают ответа простому мусульманину на все те насущные вопросы, с которыми он повседневно сталкивается в течение своей жизни. Данная брошюра является переводом религиозных постановлений (фетв) признанных Исламских ученых касаемо молитвы (ас-салят) – второго столпа Ислама. 
Цель данного перевода – помочь русскоязычным мусульманам разобраться в вопросах, связанных с этим великим обрядом Ислама, донося до них слова компетентных людей, а так же приобщить их к таким великим ученым современности как Ибн Баз, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, аль-Альбани, а так же Постоянный Комитет по Научным Исследованиям и Религиозным Постановлениям Королевства Саудовская Аравия, в который в разное время входили такие ученые как ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, ‘Абдуллах Ибн Гъудаян, ‘Абдуллах Ибн Къу’уд и др. При подборке материала мы руководствовались актуальностью затрагиваемых вопросов, а также легкостью и доступностью стиля ответа для относительно неподкованного русскоязычного читателя. Пусть Аллах сделает эту работу полезной для мусульман и воздаст добром благородным ученым, а так же работавшим над подготовкой и распространением материала.

От переводчика [Абу Ислам]

Что делать при зевоте во время молитвы?1. Вопрос:
Зевота случается во время молитвы и вне ее, однако, мой вопрос о зевоте во время молитвы. Обязательно ли прикрывать рот рукой со словами «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана!» даже во время молитвы? Что следует делать в этой ситуации молящемуся?

1. Ответ:
Если кто-то из вас захотел зевать во время молитвы или вне ее, то ему нужно сдерживать себя насколько он может. Если же не смог, то пусть прикрывает рот рукой. Потому что зевота – от шайтана, и он смеется из-за нее. Также передано, что шайтан заходит в рот человека, если он не прикрыл рот своей рукой. Аллах знает лучше.(1)

Шейх Ибн Джибрин



Можно ли молится при полной темноте и является ли это нежелательным?

2. Вопрос:
Какова достоверность передаваемых слов о том, что молитва в полной темноте нежелательна?

2. Ответ:
Я не знаю такого Хадиса, а тот, кто передает такой Хадис, должен его проверить. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в основном молились именно при мраке, поскольку в Мечетях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в те времена не было светильников согласно тому, что сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах): «В те времена в домах не было светильников…» (Аль-Бухари, Муслим)(2)

Шейх Ибн ‘Усеймин



3. Вопрос:
Каково суждение о молитве в такой темноте, при которой не видно даже собственных рук?

3. Ответ:
Если соблюдены условия молитвы, состоялись ее столпы и совершены обязательные элементы, то она считается действительной. Наличие света не является ни условием, ни столпом, ни обязательным элементом в ней. За исключением только лишь того случая, когда темнота становится причиной появления страха у молящегося и это сбивает его с толку, а его смиренность в молитве пропадает. В таком случае совершать молитву во мраке нежелательно.(3)

‘Абдуль-Карим аль-Худайр

Следует ли приветствовать людей, занятых поклонением?

4. Вопрос:
Приветствует ли тот, кто зашел в Мечеть тех мусульман, которые зашли раньше него? Если они все заняты чтением Корана и молитвами, следует ли ему поздороваться? И следует ли приветствовать людей, сидящих в собрании для требования знания?

4. Ответ:
Следует поприветствовать молящихся и читающих, а им следует ответить на его салам. Молящиеся делают это жестом, согласно действию посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и по причине того, что он не порицал здоровавшихся с ним в то время, когда он молился. Таким же образом и кружки для требования знания, следует поприветствовать их и если ответят некоторые – то этого достаточно.(4)

Шейх Ибн Баз

Как человек может ответить на приветствие, находясь в молитве?

5. Вопрос:
Можно ли поприветствовать человека в то время, когда он молится, делает Зикр или читает Ду’а?

5. Ответ:
Дозволено мусульманину начать с пожелания мира своему брату мусульманину, в то время как он молится. Однако тот не отвечает ему саламом во время молитвы, а просто делает знак рукой, заботясь о своей молитве. Поскольку установлено от Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что он казал: «Я спросил Биляла о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал им, будучи в молитве, когда они здоровались с ним. На что он ответил: «Он делал знак рукой» (Ахмад, Абу Дауд)(5)

Постоянный Комитет больших ученых

Как попросить разрешения в каком-либо вопросе у человека, в то время как он молится?

6. Вопрос:
Каково суждение относительно произнесения слов «Субхана-Ллах», или хлопка во время молитвы?

6. Ответ:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если у мужчины попросили разрешения (в чем-либо), в то время как он молится, то его согласием будет произнесение слов “Субхана-Ллах”. Если попросили разрешения (в чем-либо) у женщины, в то время как она молится, то ее согласием будет хлопок» (Муслим). Этот Хадис указывает на слабость другого Хадиса, передаваемого Ханафитами, который звучит так: «Тот, кто сделал во время молитвы такой знак, который будет понятен, путь совершит молитву снова». Потому что первый Хадис – достоверный и ясно указывает на дозволенность делать знак словами «Субхана-Ллах» для мужчин, и хлопком для женщин, так как же может быть запрещен знак рукой или головой?! Тем более что пришло много других Хадисов, в которых это дозволяется, некоторые из них передал Абу Дауд в его сборнике «Сахих Аби Дауд».(6)

Шейх аль-Альбани

Нужно ли давать Азан и Икъамат тому, кто молится не в Мечети?

7. Вопрос:
Я молюсь обязательные молитвы один из-за того, что поблизости со мной нет Мечети. Обязательно ли мне давать Азан и Икъамат для каждой молитвы? Или мне можно молиться без Азана, либо можно без Икъамата?

7. Ответ:
Сунна для тебя, чтобы ты давал Азан и Икъамат. Что касается обязательности этого, то в этом разногласие между учеными. Однако лучше и безопасней для тебя давать Азан и Икъамат, из-за обобщенности доводов.(7)

Шейх Ибн Баз

Может ли быть Имамом в молитве тот же самый человек, который дал Икъамат?

8. Вопрос:
Может ли муаззин, после того как дал Икъамат, быть Имамом в молитве?

8. Ответ:
Да, он может совместить призыв на молитву с главенством в молитве.(8)

Шейх Ибн Джибрин

Что делать, если коллектив молится вечернюю молитву, а я еще не молился послеобеденную?

9. Вопрос:
Если кто-то пропустил послеобеденную молитву и, зайдя в Мечеть, обнаружил, что коллектив уже молится вечернюю молитву, (помолился с ними, а потом восполнил послеобеденную). Нужно ли ему (после восполнения послеобеденной молитвы) снова повторить вечернюю, чтобы сохранить порядок молитв?

9. Ответ:
Тот, кто пропустил послеобеденную молитву по причине сна или забывчивости, потом зашел в Мечеть и обнаружил коллектив, молящийся вечернюю, то ему дозволено взять намерение помолиться послеобеденную позади Имама, который молится вечернюю, а когда Имам закончит молитву и произнесет слова «Ассаляму ‘алейкум…», то он встает и домаливается один ракаат. После этого дает Икъамат и молится вечернюю. Если же он помолится вечернюю вместе с коллективом, после этого помолится послеобеденную, то ему не обязательно снова повторять вечернюю. Аллах знает лучше.(9)

Шейх Мухаммад Сафуат Нуруддин

Что делать человеку, узнавшему во время молитвы, что на его теле или одежде нечистота?

10. Вопрос:
Если человек, будучи Имамом в молитве, узнал во время нее, что на его теле или одежде нечистота, каковы должны быть его действия?

10. Ответ:
Это требует детального разбора. Если рядом с ним есть вода, и он сможет достать ее не отклоняясь от Киблы, то ему дозволено подойти к воде и почиститься от этой нечистоты, а после этого продолжить свою молитву. Например, рядом с ним кран, или сосуд с водой и он может черпнуть, не отклоняясь от Къиблы. Большинство ученых разрешили в подобной ситуации сделать это и продолжить молитву, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял свои сандалии (во время молитвы, узнав, что на них нечистоты), а снятие сандалий – это движение для удаления нечистот. Сняв сандалии он сделал движение (для удаления нечистот), таким же образом можно сделать движение для того, чтобы удалить нечистоту с одежды помыв ее. Потому что если какая-то вещь разрешена, то необходимое для этого тоже разрешено. Поскольку удалить нечистоты во время молитвы разрешено, то разрешены и необходимые для этого движения, из-за которых он не перестает оставаться молящимся, и не отклоняется от Къиблы.
Если же вода далеко, или до нее трудно добраться, или для того чтобы добраться до нее нужно сделать много движений, или нужно отклониться от Киблы, то ему следует прервать молитву, почиститься и помолиться сначала. Если он Имам, то когда прерывает молитву, ему следует назначить кого-либо Имамом вместо себя. Всевышний Аллах знает лучше.(10)

Мухаммад Мухтар аш-Шанкъити

Что делать, если во время дополнительной молитвы услышал Икъамат?

11. Вопрос:
Человек зашел в Мечеть и хотел прочитать сунну до обеденной молитвы. После того, как он начал молиться сунну дали Икъамат. Следует ли ему прервать свою молитву, или же следует до конца дочитать ее? Я надеюсь, что вы разъясните этот вопрос!

11. Ответ:
Если был дан Икъамат, а часть коллектива молится молитву приветствия или другую дополнительную молитву, то им следует прервать ее и готовиться к обязательной молитве, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если дали Икъамат на молитву, то нет молитв, кроме обязательной» (Муслим).
Некоторые ученые склонились к тому, что ему следует дочитать побыстрей, поскольку Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (Сура Мухаммад, 33), и эта группа ученых сказала, что упомянутый Хадис относится к тому, кто начал молитву после Икамата. Однако первое мнение является верным, потому что упомянутый Хадис включает в себя оба положения (и того кто начал молиться до Икъамата, и того кто начал после).(11)

Шейх Ибн Баз

Если помолился обязательную молитву до времени ее наступления, будет ли за нее награда и обязательно ли ее перечитывать?

12. Вопрос:
Если человек помолился раньше времени по незнанию, то каково суждение относительно этого?

12. Ответ:
Молитва человека раньше времени не освобождает его от обязательной молитвы вовремя, потому что Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) конкретизировал эти времена в Хадисе: «Время обеденной начинается с…» и до конца хадиса (Аль-Бухари). Основываясь на этом человеку, совершившему обязательную молитву раньше времени ее наступления, необходимо совершить ее в предписанное для нее время. Молитва, совершенная раньше времени будет для него дополнительной, в том смысле, что он получит за нее награду как за дополнительную. Однако ему обязательно снова помолиться в ее надлежащее время. Аллах знает лучше.(12)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Можно ли женщинам молиться коллективную молитву?

13. Вопрос:
Дозволено ли женщинам молиться в доме коллективом, выбрав себе Имама?

13. Ответ:
Нет проблем в том, чтобы женщины молились коллективом, выбрав себе Имамом одну из них. Но она должна встать в ряду вместе с остальными, а не выступать впереди них. Если она встанет в ряду вместе с ними, то это нормально.(13)

Шейх аль-Фаузан

Как молятся вместе муж и жена, и можно ли жене возглавлять молитву?

14. Вопрос:
Я недавно женился, хвала Аллаху. Мне хотелось бы, чтобы вы разъяснили мне то, как мусульманин должен совершать молитву вместе со своей женой, если это является дозволенным?

14. Ответ:
Хвала Аллаху. Мужчине дозволено быть Имамом для своей жены во время молитвы, и она должна встать позади него. Однако ей нельзя становиться рядом с ним, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершая молитву с Анасом и сиротой, поставил Умм Сулейму позади них, хоть она и была матерью Анаса. Так же довод на это в том, что пришло от Анаса Ибн Малика: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился вместе с ним и его матерью или его теткой, (Анас) сказал: «И он поставил меня справа от себя, а ее позади нас»(14) (Муслим)
Касани сказал: «Если вместе с Имамом (молится) женщина, то следует поставить ее позади себя».
Ибн Рушд сказал: «Нет разногласий в том, что женщина молится позади Имама, а так же в том, что если вместе с ней (и этим Имамом) молится еще один мужчина, то этот мужчина становится рядом с ним, а она позади них».(15)
Аллах знает лучше.(16)

Шейх аль-Мунаджид

Дистанция, которую необходимо соблюдать, если проходишь перед молящимся

15. Вопрос:
Какова дистанция, которую необходимо соблюдать и которую нельзя преступать, проходя перед молящимся? Да воздаст вам Аллах благом!

15. Ответ:
Расстояние перед молящимся, которое нельзя преступать, в случае если он отгородил себя сутрой – это расстояние между ним и сутрой, не дозволено никому проходить в этом месте. Если нет сутры, но есть молитвенный коврик, то этот коврик и принимается за это расстояние, и никому нельзя проходить перед молящимся на этом коврике. Если же нет ни сутры, ни коврика, то дистанцией, которую нельзя преступать является расстояние между его ногами и местом прикосновения лба в поклоне, нельзя проходить между ним и этим местом.(17)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Какой высоты должна быть сутра молящегося?

16. Вопрос:
Какой должна быть высота сутры Имама в молитве? И хватает ли просто провести черту рукой?

16. Ответ:
Взятие сутры это сунна из прав Имама в коллективной молитве и молящегося отдельно, в неколлективной молитве. Что касается молящихся позади Имама, то сутра Имама является их сутрой. Это может быть стена, столб, палка, воткнутая в землю перед молящимся, или любая другая неподвижная вещь, как ветка дерева или камень. Лучше, чтобы сутра была высотой как задняя часть седла, если же не нашел подходящую неподвижную вещь, то следует прочертить линию.(18)

Шейх аль-Фаузан

Оказался перед выбором: помолиться с сутрой, или в первом ряду

17. Вопрос:
Человек зашел в Мечеть перед началом молитвы, и хочет помолиться молитву приветствия за сутрой, зная, что если он помолится за ней, то не успеет на первый ряд. Следует ли ему помолиться за сутрой, или ему нужно помолиться в первом ряду?

17. Ответ:
Если он помолившись за сутрой не успеет на первый ряд, то важней успеть на первый ряд, потому что Посланник Аллаха казал: «Ели бы люди знали какая (награда ждет) призывающего (на молитву) и того, кто (находится) в первом ряду, и кроме жребия по стрелам не нашли бы другого пути (для того, что бы решить кто станет призывать и кто встанет в первом ряду), то они обязательно прибегли бы к этому!» (Аль-Бухари, Муслим) Пускай встанет на первый ряд и возьмет небольшую сутру, «Если кто-то из вас будет молиться, пускай отгородит (себя хотя бы) стрелой» (Ахмад). Человек может положить перед собой свой сивак, и это будет его сутрой.(19)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Нужно ли ставить сутру прямо перед собой, или нужно сместить немного в сторону?

18. Вопрос:
Наш Шейх, да благословит вас Аллах, Ибн аль-Къаййим в своей книге «Зад аль-ма’ад» говорит, что молящемуся желательно отгородить себя сутрой и она не должна быть прямо перед ним, чтобы он не был направлен прямо в ее сторону, а нужно чтобы она была чуть левее него или чуть правее.(20) Мы хотим, чтобы вы разъяснили это, да воздаст вам Аллах благом!
18. Ответ:
Ибн аль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) имеет ввиду, что если ты взял сутру в молитве, то не должен поворачиваться прямо в ее сторону, а должен поставить ее немного правее себя или немного левее, потому что об этом передается Хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако Хадис, который передается об этом не имеет твердой основы, в нем есть слабость. Очевидное из доказательств это то, что сутра должна быть прямо перед молящимся, и он направляется прямо в ее сторону, а не в право или влево. Положение в этом вопросе свободное, если направился прямо в ее сторону, то нет проблем, потому что люди далеки от того, чтобы брать их себе идолами. Если же поставил ее чуть правее или левее, тоже нет проблем.(16)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Два ракаата приветственной молитвы. Обязательны ли они и спадают ли, если была совершена обязательная молитва?

19. Вопрос:
Являются ли необходимыми два ракаата приветственной молитвы для каждого, кто вошел в Мечеть? Если он хочет сразу совершить обязательную молитву (фард), является ли необходимым прежде этого помолиться молитву приветcтвия?
19. Ответ:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если зашел кто-то из вас в Мечеть, то пусть помолится два ракаата прежде чем сядет» (Аль-Бухари). Тот, кто зашел в Мечеть и хочет сесть, тому следует помолиться два ракаата прежде, чем сесть. Тот, кто зашел в Мечеть мимоходом и не собирается садиться, просто хочет взять что-то, например, и удалиться, то такому не обязательно совершать молитву. Точно так же, зашедший для того, чтобы помолиться обязательную молитву и люди уже встали для ее совершения, тому следует присоединиться к коллективной молитве и совершить обязательную молитву, этого хватает взамен молитвы приветствия.(17)

Шейх аль-Фаузан

Следует ли произносить слово «Амин» в молитве, читаемой шепотом?

20. Вопрос:
Если человек прочитал Фатиху в молитве, читаемой шепотом, следует ли ему произносить слово «Аминь»?
20. Ответ:
Если человек закончил читать Фатиху, то ему следует сказать «Амин» в любой молитве – как читаемой вслух, так и читаемой шепотом. Однако в молитве, читаемой шепотом, не следует произносить это слово вслух, а в молитве, читаемой вслух – следует произносить вслух.(18)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Поднятие ноги во время земного поклона

21. Вопрос:
Уважаемый Шейх, мы замечаем, что некоторые молящиеся во время земного поклона приподнимают одну стопу или обе, каково суждение относительно этого?
21. Ответ:
Совершающему земной поклон не дозволено поднимать какую-либо из семи точек, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нам было велено совершать земной поклон на семь костей(19): на лоб, – и при этом он указал рукой себе на нос, – ладони, колени и кончики пальцев ног» (Аль-Бухари). Если кто-то поднимал обе стопы или одну из них; поднимал лоб или нос, или поднимал и лоб и нос – то его земной поклон считается недействительным и не засчитывается, а если земной поклон недействителен, то и молитва недействительна.(20)

Шейх Ибн ‘Усеймин

О Хадисе «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата»

22. Вопрос:
Уважаемый Шейх, вопрос касается Хадиса «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата» – тут имеется ввиду молитва в четыре ракаата до Азана или после?
22. Ответ:
Этот хадис – «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата»(21) – если он является достоверным, то подразумевается время между Азаном и Икъаматом.(22)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Заменяет ли дополнительная молитва перед фардом молитву приветствия при входе в Мечеть?

23. Вопрос:
Заменяют ли два ракаата дополнительной молитвы перед утренней молитву приветствия в Мечети? Если человек совместил два ракаата молитвы приветствия вместе с двумя ракаатами до утренней, то хватает ли этого?

23. Ответ:
Два ракаата дополнительной молитвы перед утренней являются и дополнительной молитвой перед фардом, и молитвой приветствия одновременно, и делать так является предпочтительным. Если же помолится молитву приветствия отдельно, а потом два ракаата до утренней, то нет проблем.(23)

Постоянный Комитет больших ученых

24. Вопрос:
Уважаемый Шейх, под облегчением сунны до фаджра подразумевается быстрота его выполнения?

24. Ответ:
В сунне до утренней молитвы есть облегчение, и предпочтительней человеку читать в первом ракаате эту Суру:
{ قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ }
«Скажи: «О неверующие!»…» (Сура Аль-Кафирун)
А во втором эту:
{ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ }
«Скажи: «Он — Аллах, единый…» (Сура Аль-Ихлас)
Или же прочитать в первом ракаате:
{ قُولُواْ آمَنَّا بِاللّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا }
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам…» (Сура Аль-Бакара, 136-ой Аят)(24)
А во втором:
{ قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ }
«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас…» (Сура Аль-Имран, 64)
Поясные поклоны тоже облегчаются до минимума, нужно сказать три раза «Субхана Раббиль-‘Азым», земные поклоны облегчаются аналогично, и ташаххуд тоже не следует затягивать.
Это сунна Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) относительно дополнительной молитвы перед утренней. Поэтому мы говорим: если человек вышел из дома в Мечеть, не помолившись сунну до утренней в своем доме, то лучше ему по прибытию помолиться сунну до утренней облегчив ее, и она включает в себя молитву приветствия при входе в Мечеть.
Это будет лучше, чем, если он помолится молитву приветствия, а потом отдельно сунну. Потому, что облегчение посланником Аллаха дополнительной молитвы в это время указывает на то, что не следует добавлять к предпочтительному количеству чего-либо.(25)

Шейх Ибн ‘Усеймин



Tags: САЛЯТ. МОЛИТВА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author