Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

О ПРЕВОСХОДСТВЕ ЗНАНИЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ



Предпочтение знания поклонению[1]

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 فََضلُ العِلْمِِ خَيرُ من فضل العبادة ، وملاكُ الدِّينِ الوَرَع

«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».[2]

Передают, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Я больше желаю удела знания, чем удела поклонения, и я больше желаю пользоваться благополучием и благодарить, чем подвергаться испытаниям и терпеть. Посмотрел я на благо, в котором нет зла, и не увидел ничего подобного благополучию и благодарности».

Ибн Аббас сказал: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении[3]».

Передают, что Исхак ибн Мансур сказал: «Я передал Ахмаду ибн Ханбалю слова Ибн Аббаса: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении», и спросил: «Какое знание он имел в виду?». Он ответил: «Это знание, приносящее пользу людям в вопросах их религии». Затем я спросил: «В вопросах  омовения (вуду), молитвы (салят), поста (саум), паломничества (хаджж), развода (талак) и тому подобного?». Он ответил: «Да».

Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии».

Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными».

Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва».

Суфьян ас-Саури сказал: «Наилучшее занятие – это приобретение знания, если намерения человека являются правильными».

Абдуллах ибн Вахб, ученик Малика, сказал: «Я начал с поклонения прежде приобретения знания, и шайтан увлек меня вопросами об ‘Исе, сыне Марьям: «Как Великий и Всемогущий Аллах создал его?» – и подобными ему. Я пожаловался одному шейху, и он воскликнул: «Ибн Вахб!» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Приобретай знания». И это послужило причиной того, что я занялся поисками знания».

Умар ибн Абдуль‘азиз сказал: «Тот, кто совершает дела не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».



[1] Под таким названием Абдульбарр написал главу в «Джами‘  байан аль-‘ильм», которую мы излагаем в сокращении. Имам ан-Навави в предисловии к книге «Аль-Маджму‘» (1/20) говорит о превосходстве знания над поклонением, приносящем пользу только поклоняющемуся. Учеными написано большое количество книг о превосходстве знания над богатством и много других полезных работ, о которых мы не упоминаем.

[2] Достоверный хадис, который передали аль-Хаким, аль-Базар и др. со слов Хузайфы. Сахих аль-джами‘ (4214).

[3], Имеется в виду совершение молитв, чтение Корана, произношение слов поминания Аллаха и т.п.


Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author