Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Таурия (двусмысленность)

3d58855fe20b

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Очень хорошо разъяснил этот вопрос шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, когда разбирал "арбаъин ан-Наввави" 35 по счету хадис. Он разделил этот вопрос на пять положений:

Первое положение: Запрещено прибегать к таурии, которая ведет ко лжи. Как, например, двое мужчин пререкаются около судьи, один из них говорит, что он тому дал тысячи риалов, а тот же этого отрицает. После чего судья требует привести доказательство того, что этих денег он не брал. На что он говорит, что не имеются у него доказательств. Затем судья требует, чтобы он поклялся, что у него нет этих денег. После чего он клянется. Связи с тем, что арабский язык богатый и обширный, он употребляет отрицательную частицу "ма" подразумевая этим другой смыл частицы "ма". Так как у частицы "ма" имеется два смыла. Первое – это отрицательный смысл. Второе - это относительное местоимение. И когда он клянется, и использует слова "ма" внешне как будто он отрицает, что у него нет той вещи, о которой говорит обвиняющий. Хотя он в действительности взял эти деньги, однако сделал таурию, как будто у него нет этой вещи, употребляя частицу "ма" подразумевая – относительное местоимение, то есть "Клянусь Аллахом, той вещи, которая принадлежит ему, она у меня". И это является правильным, так как тысячи риалов входит под слова "вещь", однако он внешне сделал так, что он частицу "ма" использует как отрицательную частицу, но подразумевает под этим, другой смыл "ма", а это относительное местоимение. В таком случае к таурии прибегать запрещено, так как это ведет к запрету, то есть он этим самым пожирает имущества людей посредством лжи.

Второе положение: Является обязательным прибегать к таурии. Как, например, некий притеснитель спрашивает о человеке, которого он хочет убить. На что он отвечает, что он не знает, хотя он знает, где он находится. А просто он, когда сказал: "не знаю", - подразумевал этим, что он не знает о его состоянии. В таком случае прибегать к таурии является обязательным, поскольку он этим самым спасает человека от смерти.



Третье положение: Прибегать к таурии для пользы. Как, например, спрашивают о неком человеке, который находится в кругу знания. Присутствующие же отвечают, что его здесь нет, тем самым указывают на другую вещь, а не на то место, где находится человек. Это таурия, к которой обратились для пользы. Как передают об имаме Ахмаде, да смилуется над ним Аллах, что однажды он находился на заседании, и некий мужчина спросил о Марвази. На что имам Ахмад ответил: "Нет здесь Марвази, что он будет делать здесь", - указывая при этом на свою руку. То есть подразумевал, что его нет на его руке, хотя он присутствовал на этом заседании.

Четвертое положение: Прибегать к таурии при нужде. Как, например, некий мужчина спрашивает тебя: " Ты занимаешься в своем доме этим и этим?! И ты не хочешь, чтобы он узнал это, и отвечаешь ему: "Я не занимаюсь этим", - подразумевая, что ты этим не занимаешься утром и вечером, хотя ты занимаешься этим до полуденной молитвы. Это таурия, к которому прибегают при нужде.

Пятое положение: Это когда просто так прибегать к таурии, когда не является она ни обязательным, ни запретным, ни для пользы и ни при нужде, то здесь ученые разошлись во мнениях. Ибн Таймия в таком случае сказал, что не дозволено прибегать к таурии, поскольку таурия внешне противоречит тому, что внутри. Тогда как смысл таурии – это когда он намеряется сказать то, что противоречит внешней стороне. Это является одним из видов обмана, и это не дозволено.

А также из этого вытекает дурное последствие. А это, если тот, которому обратились с таурией, узнает, что это дело противоречит очевидному смыслу, с которого он понял, то он обвинит этого человека, который часто прибегает к таурии, во лжи. Начнет думать о нем не хорошо и не будет больше ему верить. И этот мужчина становится тем, кто играется над людьми. Поэтому же мнение ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах, сильнее, без всякого сомнения, как говорит шейх Усаймин.

Однако если мусульманин будет прибегать к таурии иногда, то, как говорит шейх Усаймин, что он надеется, что нет в этом проблем, особенно если после этого он сообщит своему товарищу, что он подразумевал другое.

Люди прибегают к таурии, подшучивая этим. Как, например, говорит тебе твой товарищ: "Когда ты меня навестишь? Я хочу, чтобы ты меня навестил!" На что ты отвечаешь: "Послезавтра я тебя навещу". Тот же понимает из твоего слова, что это ближайшее время. А ты же подразумеваешь под "послезавтра" то, что нет этому конца до Судного дня. И это было взято со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда Умар в день "сулх-худаибийа" сказал посланнику (мир ему и благословение Аллаха): "Разве ты нам не говорил, что мы войдем в Мекку и совершим тауаф вокруг Каабы?". На что он ответил: "Да, но я не говорил, что в этом году" (Бухари, 2734).

Как шейх Усаймин говорил, что однажды к шейху Са'ди, да смилуется над ним Аллах, пришел некий мужчина в конце месяце зуль-хиджа, то есть осталось до окончания года несколько дней, и сказал ему: "О шейх, мы хотим ваше обещание". На что он ответил: "В этом году невозможно, чтобы я тебе обещал". Затем тот человек подумал, что есть еще целых двенадцать месяцев, после чего выявил недовольство. Когда шейх это заметил, сказал ему: "Осталось до окончания этого года всего лишь десять дней". И тот мужчина стал довольным. Поэтому подобно этому нет проблем, иногда прибегать к таурии, особенно если после этого он сообщит своему товарищу, что подразумевает.

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!


Источник: Саляф-форум 



Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author