Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Гыйба и бухтан (сплетни и клевета)



 «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)

Гъиба разрешена в отношении того кто открыто совершает грех или придерживается нововведений и довод этому хадис - Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.

Согласно мусульманской терминологии слово «гыйбат» означает «говорить об отсутствующем человеке, то, что ему не понравилось бы, даже если это правда». Если же это не правда, то это является двойным грехом. Совершающий подобное затрагивает честь своего брата, хотя на самом деле он должен любить его как самого себя. Конечно, никто не захотел бы, чтобы его поступки, которые он совершил по оплошности, стали достоянием общественности. Никто не любит, когда о нем говорят за спиной. Поставив себя на место своего брата – мы получим еще один повод не говорить о нем плохо. Какое же наказание предусмотрено в хадисах за это поистине страшное преступление.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Сплетник не войдет в рай.

В другом хадисе, приведенном Абу Са'дом и Джабиром бин 'Абдуллах (да будет доволен ими Аллах) говорится от том, что Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сплетни хуже, чем прелюбодеяние». Сахабы спросили: «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)

Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Чье заступничество препятствует исполнению наказания по Шариату, тот противостоит Аллаху. Кто, зная, что не прав, продолжает ссориться, тот под гневом Аллаха, пока не прекратит. Кто говорит о верующем то, что в нем нет, того Аллах бросит в Радгатуль Хабаль (яму с жижей из гноя и крови), пока он не очистится за то, что сказал». Абу Дауд.

Конечно, мусульманин искренне верующий в Господа и Судный День никогда не позволит себе совершать подобные вещи, дабы не навлечь на себя Его гнев. Даже узнав, что кто-либо отзывался о нем плохо, он предпочтет промолчать, нежели ответить тем же. Бывает так, что мы можем считать какой-либо поступок малым, думаем, что Аллах нам простит, но разве мы можем быть уверены в этом? Никакое несчастье в этом мире не сравнится с наказанием в могиле или огне Ада.
'Алимы говорят: значение слов "мучаются не за большие грехи" не большие по их мнению, но на самом деле вред от этих грехов очевиден. Нередко, сплетни служат причиной появлению смуты. Как правило сплетни имеют особенность быстро распространяться. Если же о «неблаговидности» мусульман узнают немусульмане, то это способствует снижению доверия к мусульманам в частности и к Исламу вообще. То есть, сплетники усиливают исламофобию, тем самым «играя на руку» врагам Ислама.

В конце хочется привести еще один показательный хадис, помогающий глубже понять сущность злословящих людей.
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что мы сидели с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), когда неожиданно почувствовался неприятный запах. Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, которые сплетничают за спинами мусульман».
Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей:
  "Знаете ли вы что такое хула?"
 Они ответили: "Аллах и его посланник знают лучше".
 Он сказал: "Это твое упоминание о брате твоем то, что ему бы не понравилось".
  Кто-то спросил: "А если брат мой и в самом деле таков, как я говорю?".
 Он сказал:"Если он действительно таков, то ты совершаешь гыйбу, а если не таков, то бухтан" (приводит Муслим).
Гыйба - это обсуждение человека за его спиной, его качеств, характера, внешности.
 Бухтан - это сплетни, наговор, недостоверная информация о человеке.
 Прежде, чем сказать что-либо, нужно как следует подумать. Ведь язык может ввергнуть человека в ад.
 Об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил Муаза, взявшись за язык, он сказал: "Придерживай это!"
 Муаз спросил: "О пророк Аллаха! Разве с нас будут взыскивать за то, чем мы разговариваем?"
 Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: "Да лишится тебя твоя мать, а разве ввергают людей лицом в огонь за что-нибудь, кроме как за клеветнические речи?!" (приводит Ибн Маджа)
  Одним из примеров, каким мерзким, грязным делом перед Аллахом являются, казалось бы незначительные комментарии в адрес другого человека относительно его внешности, одежды послужит рассказ о замечании Айши (да будет доволен ей Аллах), жены пророка. Однажды про одну из жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)она сказала: "София маленькая". На что Пророк ответил (да благословит его Аллах и приветствует): "Даже если твои слова смешать с водой целого моря, все равно останется запах".
  Необходимо защищать честь другой женщины от гыйба: "Аллах посчитает обязательным для себя освободить от огня того, кто защитит честь своего брата от злословия" (приводится у Ахмада)
Сплетни это прямой путь к могильным мучениям. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходя мимо двух могил сказал: "... поистине, эти двое подвергаются мучениям и мучают их не за большие грехи. Один из них был сплетником, а другой не очищался от своей мочи".
 Что стимулирует гыйбат?

Самолюбие (например, "Они такие глупые…")
Зависть
Желание отомстить
Поддержка сплетен в разговоре
Шутки
Гордость
Насмехательство
  Плохие мысли являются "гыйбой" сердца. От таких мыслей надо спасаться прибеганием к Аллаху.
  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не завидуйте друг другу, не испытывайте друг к другу ненависти, не прислушивайтесь к беседующим, не будьте скаредными эгоистами и стяжателями.
 Не выискивайте недостатки у других людей, не преувеличивайте цену товара, который вы не хотите покупать, не покидайте друг друга, не ссорьтесь, не ропщите по поводу сделок других из вас.
 Будьте братьями, рабы Аллаха! Он повелел вам: мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает его" (Муслим).
  Часто женщина не может удержать в тайне доверенную ей тайну. Если мусульманин не сохранит доверенное ему в целости, будь то вещь, деньги или тайна, то это значит, что он имеет одно из качеств лицемера согласно хадису: "У лицемера три признака: он лжет, когда говорит, не выполняет обещания и не сохраняет доверенное".


Хранение тайны присуще лучшим из верующих. Один из примеров это история Абу Бакра и Усмана, когда Умар ибн Хаттаб предлагал каждому из них в жены овдовешую дочь Хафсу. Умар рассказывал: "Я повстречался с Усманом и предложил ему в жены Хафсу, сказав: Если хочешь я выдам ее за тебя. Он ответил, что подумает над этим. И я ждал несколько дней. Потом он встретил меня и сказал, что не будет жениться. А через некоторое время я предложил Абу Бакру в жены свою дочь. Но он промолчал и ничего не сказал мне в ответ. И я рассердился на него больше, чем на Усмана. А еще через несколько дней к ней посватался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и я выдал ее замуж.
 А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: "Ты наверное рассердился на меня, когда я не ответил тебе".
 Я сказал: "Да!"
 Тогда он сказал, что знал о том, что Пророк упоминал о ней и только это помешало ему ответить на его предложение.
 Женщины, которые восприняли руководство ислама, чьи сердца были наполнены верой, а души озарены светом, также преданно хранили тайну.
__________

Зайд ибн Аслям говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.
Хасана аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.
 

 


 

Tags: ПОРИЦАЕМЫЕ ПОСТУПКИ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author