Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

АДАБ НАСИХИ

 

Один из лучших способов указания человеку на его упущения

"من وعظ أخاه سراً فقد نصحه وزانه ، ومن وعظه علانية فقد فضحه وشانه"



Ман уа’аза аха-ху сирран фа-кад насахха-ху уа зана-ху,

уа ман уа’аза-ху ‘аляниййа фа-кад фадаха-ху уа щанна-ху



«Тот, кто тайно вразумляет своего брата – искренен к нему и украшает его.

Кто же делает это прилюдно – унижает и безобразит его»



аш-Шафи’и

______________________

 

Сказал Абу Хатим ибн Хиббан аль-Басати:

”Насыха обязательна для всех мусульман, как мы упоминали ранее. Но проявление ее не должно быть кроме как скрыто. Потому что тот, кто увещевает своего брата публично – тот чернит его, а для мусульман приложение усилий в том, что украшает брата достойней, чем иметь цель опорочить его” [См. «Раудатуль ‘укъля», 196]

Сказал Хафиз ибн Раджаб: “Саляфы были таковы, что если хотели увещевать кого-либо, то увещевали его скрыто. И если кто-либо увещевает своего брата наедине, – то это увещевание; а если кто-либо увещевает его перед людьми, – то это лишь порочение” [См. «Джами’уль ‘улюм», 77]

Ибн Хазм сказал: “Если даю совет – то даю его скрыто, а не во всеуслышание; напрямик, а не опубликовывая” [См. «Аль-ахълякъ» 44]

Сказал Аль-Фудайль Ибн Ийяд: “Верующий скрывает и советует, а нечестивец дискредитирует и унижает” [См. «Джами’уль ‘улюм», 77]

Эти слова Фудайля прокомментировал Ибн Раджаб: “То что упомянул Фудайль – это из признаков насыха, то что она совершается скрыто, а поношение совершается на публике” [См. «Аль фаркъ байна насыха уа та’йир», 36]
1059. (2442). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения,
а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения
». («САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ)

240. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Если (один) раб покроет другого в мире этом, Аллах обязательно покроет его (самого) в День воскресения".
(Муслим)

245. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а
того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее". (Муслим)


Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» (3/16) передал со слов Гассана ибн ал-Муфаддала, что однажды какая-то женщина принесла Йунусу ибн ‘Убайду шёлковое покрывало, чтобы он выставил его на продажу. Йунус взглянул на покрывало и спросил: «Почём?» Она ответила: «За шестьдесят дирхемов». Он передал его своему соседу и спросил: «А что ты думаешь?» Тот сказал: «Сто двадцать». Йунус согласился и сказал: «Думаю, оно стоит столько или что-то около того». Потом он сказал женщине: «Ступай и попроси у домашних разрешения продать его за сто двадцать пять дирхемов». Она сказала: «Они велели продать его за шестьдесят». Он же ответил: «Вернись и спроси у них разрешения».

 

В том же сборнике (5/31) сообщается, что как-то раз Абу Суфйан Ваки‘ ибн ал-Джаррах рассказал о Зубайде ибн ал-Харисе ал-Аййами: «Знаете ли вы, каким был Зубайд? Он был аййамитом. У него в доме была овца, которая оставляла много помёта, и как-то раз он сказал: “Я бы не хотел, чтобы у меня было столько дирхемов, сколько здесь помёта”. В дождливую ночь Зубайд разжигал факел и обходил старых женщин в своём квартале, спрашивая их: “Не протекает ли ваш дом? Не нужен ли вам огонь?” А по утрам он обходил старых женщин в своём квартале, спрашивая: “Нужно ли вам что-нибудь на рынке? Хотите ли вы чего-нибудь?”»

Абу Давуд передал со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий — зеркало для верующего, и верующий — брат верующему: он удерживает его от погибели и прикрывает его сзади». Аль-Альбани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (2/596) назвал иснад хадиса хорошим. Сравнение с зеркалом объясняется тем, что человек, увидев недостатки в своём отражении, не касается зеркала, а приводит в порядок свой внешний вид. Так и верующий, заметив недостатки в людях, не спешит прочесть им нравоучение, а начинает с исправления собственных изъянов.
 

Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды он спросил у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о самом лучшем мусульманине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это те, которые не вредят другим мусульманам своим языком и своими руками».Сахих аль-Бухари, 1/9; Сахих Муслим, 1/65.
Если обратим внимание на данный хадис, то заметим, что пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о языке раньше, чем о руках и это потому, что мусульмане страдают от своих языков больше чем от своих рук. Нельзя забывать и то, что человек был создан слабым и он необезопашен от ошибок. По этой причине, когда один мусульманин видит ошибку своего брата, он не должен оставлять его, распространять слухи о его недостатках и злословить о нем. Напротив, для того чтобы налаживать отношение между мусульманами, следует пользоваться правилами установленными шариатом и усердствовать на этом пути. Описывая мусульман пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, уподобил их человеческому телу (организму). Когда болит какой-то орган, от этого страдает все тело человека, и именно такими должны быть мусульмане. Когда ошибается какой-то мусульманин, мы должны стараться исправить его ошибку. Поистине тот, кто страшится Аллаха, должен стараться объединить мусульман и улучшать отношения между ними.

Исправление (ислях) – это противоположность смуте (фасад). Всевышний Аллах сказал: «Аллах отличает нечестивца от творящего добро».Сура аль-Бакъара, 220.

Когда между мусульманами возникает раскол, они превращаются в раскольнические группы, тогда как от них требуется быть единой общиной. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, эта ваша религия – религия единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» Сура аль-Анбийа, 92.


 


Tags: ПООЩРЯЕМЫЕ ПОСТУПКИ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author