Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Усуль аль фикъх. Правовые шариатские нормы


1. Кто является законодателем?


1) Законодатель. Законодателем является только Всевышний Аллах. «Аллах принимает решения, и никто не отменит Его решения» (сура «Гром», аят 41); «Решение принимает только Аллах» (сура «Юсуф», аят 40). Словом «решение» в данных аятах переведено арабское «хукм», которое можно перевести, как власть, правовая норма, постановление и т.п. Всевышний Аллах создал окружающий мир и является его единственным Владыкой. Соответственно, только Он имеет право устанавливать закон и заслуживает того, чтобы Ему искренне подчинялись.


2) Человеческий разум не является непосредственным источником закона. Разум – лишь инструмент, который используется для извлечения правовых норм из шариатских источников. Разумом (без доводов шариата) можно достичь правильного понимания вреда или пользы определённых действий и явлений, однако в Судный день человек будет спрошен только на основе доводов шариата. Аллах говорит: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (сура «Перенос ночью», аят 15); «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (сура «Женщины», аят 165).

Многие сподвижники отказывались от употребления спиртного ещё до его полного запрета шариатом, так как видели его вред. Однако, грехом употребление спиртного стало только после его полного запрета Кораном.


3) Посланник не является законодателем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также не был непосредственным законодателем. Он лишь разъяснял и претворял в жизнь волю Всевышнего Аллаха. Аллах говорит: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (сура «Пчёлы», аят 44); «На тебя возложена только передача откровения» (сура «Совет», аят 48).


4) Учёные не являются законодателями. Исламские учёные лишь разъясняют шариат. Мнение исламского учёного по какому-либо вопросу в фикхе – это понимание, к которому он пришёл на основе исследования доводов шариата. Аллах говорит: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (сура «Пчёлы», аят 43).

Доказательства шариата также не означают, что правовые нормы устанавливаются не только на основе воли Всевышнего Аллаха. К примеру, иджма’ – единогласное мнение учёных – означает лишь, что если учёные одного периода собрались на каком-либо мнении, то их единогласие есть указание на волю Всевышнего Аллаха. Такое единогласие берётся в расчёт только потому, что к этому обязывают тексты Корана и Сунны.


2. Правовые нормы. Общие определения


1) Общее определение правовых шариатских норм. Правовая шариатская норма – это постановление Всевышнего Аллаха, связанное с действиями мукалляфов, которое либо содержит запрет или приказ, либо устанавливает дозволенность совершения действия, либо устанавливает определённые положения указаниями для положений правовых норм.


2) Два общих вида правовых норм. Правовые шариатские нормы делятся на два вида: 1) ахкаму таклифийя (правовые нормы, возлагающие на мукалляфов ответственность), ахкаму вад’ийя (правовые установочные нормы).

Хукму таклифий – это постановление Всевышнего Аллаха, связанное с действиями мукалляфов, которое либо содержит запрет или приказ, либо устанавливает дозволенность совершения действия. Ахкаму таклифийя делятся на пять видов: обязательное (ваджиб), желательное (мандуб), дозволенное (мубах), нежелательное (макрух), запретное (харам).

Хукму вад’ий – это постановление Всевышнего Аллаха, связанное с действиями мукалляфов, которое устанавливает определённые положения указаниями для положений правовых норм (более понятно станет на примерах ниже). Ахкаму вад’ийя делятся на пять следующих видов: причина (сабаб), условие (шарт), препятствие (мани’), сыхха (действительность), фасад (недействительность).


3. Ахкаму таклифийя (правовые нормы, возлагающие на мукалляфов ответственность)


1) Обязательное (ваджиб) – это требование шариата выполнить действие в однозначной форме. Исполнение ваджиба предполагает вознаграждение, оставление – предполагает наказание.

Обязательные действия различаются по приоритету. Наиболее важным из всего обязательного являются пять столпов ислама: свидетельство единобожия, намаз, закят, пост и хадж.

Обязанности делятся на индивидуальные (ваджиб ‘айний) и коллективные (ваджиб кифаий). Индивидуальная обязанность – это обязанность, исполнения которой шариат требует от каждого мукалляфа. Исполнение её одними мукалляфами не освобождает от ответственности других. Примерами индивидуальной обязанности являются молитва, пост…, отстранение от грехов и т.д. Коллективная обязанность – это обязанность, исполнения которой шариат требует от общества, а не от каждого его члена. Её исполнение одними мукалляфами освобождает от ответственности других. Примером коллективной обязанности могут быть любые общественные нужды, такие, как наличие необходимых специалистов.

Указания текстов шариата на обязательность могут быть следующими:

а) Простая форма повеления без дополнительных указаний других текстов. Например, аят Корана: «Совершайте намаз» (сура «Корова», аят 43), - указывает на обязательность намаза.

б) Слова текстов шариата, из которых, согласно правилам арабского языка, следует обязательность выполнения действия. Например, аят Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост» (сура «Корова», аят 183), - указывает на обязательность поста в месяц Рамадан.

в) Обещание наказания за оставление действия. Например, аят Корана: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 35), - указывают на обязательность выплаты закята.


2) Желательное (мандуб) – это требование шариата выполнить действие в необязательной форме. Исполнение желательного предусматривает вознаграждение, неисполнение – не предусматривает наказание.

Желательные действия различаются по приоритету. К примеру, из всех желательных намазов наиболее предпочтительными являются витр и ратибат перед обязательным утренним намазом, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда их не пропускал.

Указания шариата на желательность могут быть следующими:

а) Побуждения текстов шариата к действию. Например, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (Ат-Тирмизи), - указывает на желательность изучения Корана и обучения ему других.

б) Обещание текстов шариата о вознаграждении в вечном мире. Например, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю» (Ахмад), - указывает на желательность строительства мечети.

в) Повеление с дополнительным указанием текстов шариата, отводящим повелеваемое из разряда обязательного к желательному. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте намаз перед магрибом, совершайте намаз перед магрибом… - затем добавил – кто желает» (Аль-Бухари). Данный хадис указывает на желательность совершения дополнительного намаза перед обязательным вечерним.

г) Действия пророка (мир ему и благословение Аллаха), являющиеся приближением ко Всевышнему Аллаху, без доказательств на обязательность их совершения. К примеру, пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в понедельник и четверг (Ибн Маджа), однако на обязательность такого поста доказательств в шариате нет.


3) Запретное (харам) является противоположностью обязательного. Харам – это запрет шариата на выполнение действия в однозначной форме. Исполнение харама предполагает наказание, оставление – вознаграждение.

Запретные действия различаются по приоритету. Наиболее тяжким из запретного является ширк. Затем – большие грехи, за совершение которых установлено специальное наказание в этом или вечном мире. Затем идут все остальные грехи, подпадающие под общее наказание.

Указания текстов шариата на запретность могут быть следующими:

а) Простая форма запрета без дополнительных указаний других текстов. Например, аят Корана: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (сура «Перенос ночью», аят 32), - указывает на запретность прелюбодеяния.

б) Обещание текстов шариата о наказании за какое-либо действие в вечном мире. Например, аят Корана: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (сура «Женщины», аят 10), - указывает на запретность присвоения имущества сироты.

в) Название текстами шариата какого-либо либо действия ширком, куфром, грехом, нечестием и т.д. Например, аят Корана: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие» (сура «Скот», аят 121), - указывает на запрет есть мясо животных, которые были заколоты без упоминания имени Аллаха.

г) Употребление слова «запрещено» и подобных ему текстами шариата в отношении какого-либо действия. Например, аят Корана: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи…» (сура «Трапеза», аят 3), - указывает на запретность поедания мертвечины.

д) Предписание шариатом уголовного наказания за какое-либо действие. Например, аят Корана: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха…» (сура «Трапеза», аят 38), - указывает на запретность воровства.

е) Сравнение текстами шариата одного действия с другим, запретность которого известна. Например, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Игравший в нарды подобен тому, кто испачкал руки в мясе и крови свиньи» (Муслим), - указывают на запретность игры в нарды.

ж) Указание текстов шариата на то, что действие умаляет награду за добрые дела. Например, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-нибудь пойдёт к предсказателю и спросит его о чём-либо, его намаз не будет приниматься в течение сорока ночей» (Муслим).


4) Нежелательное (караха) является противоположностью желательного (мандуб). Караха – это веление законодателя оставить (не совершать) действие в необязательной форме. Оставление нежелательного предусматривает вознаграждение, совершение – не предусматривает наказание.

Учёные часто называют нежелательным то, в дозволенности чего есть сомнение, в соответствии с указом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там» (Аль-Бухари, Муслим).

Указания текстов шариата на нежелательность могут быть следующими:

а) Указание на вознаграждение за оставление действия без доказательств его запретности.

б) Веление оставить (не совершать) действие с дополнительным указанием текстов шариата, отводящим повелеваемое из разряда запретного к нежелательному. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел не разговаривать после ночного намаза, после чего разговаривал сам.

в) Оставление пророком (мир ему и благословение Аллаха) какого-либо действия, что являлось приближением к Аллаху, без доказательств его запретности.


5) Дозволенное (мубах) – это действия, совершение и оставление которых равнозначны. За совершение и оставление дозволенного нет ни вознаграждения, ни наказания.

Указания шариата на дозволенность могут быть следующими:

а) Употребление слова «дозволено» и подобных ему текстами шариата в отношении какого-либо действия. Например, аят Корана: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (сура «Трапеза», аят 96), - указывает на дозволенность употребления в пищу морских животных.

б) Действие пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором нет приближения к Аллаху.

в) Отсутствие порицания пророком (мир ему и благословения Аллаха) действий своих сподвижников, которые он видел или о которых слышал, при отсутствии доказательств их желательности или обязательности.

г) Отсутствие указаний шариатских доказательств на правовую оценку того или иного действия. Например, дозволено есть сахар или носить одежду из хлопка. Всевышний Аллах говорит: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (сура «Корова», аят 29). Таким образом, основой вещей является дозволенность, пока не придёт указание шариата.


4. Ахкаму вад’ийя (правовые установочные нормы)


1) Причина (сабаб) – это положение, при наступлении которого вступает в силу правовая норма, а без наступления – не вступает. Например, аят Корана: «Совершай намаз с полудня» (сура «Перенос ночью», аят 78) – указывает на обязательность совершения обеденного намаза с наступлением полудня. Таким образом, зенит солнца в данном случае является сабабом обязательности обеденного намаза. Владение нисабом является сабабом обязательности выплаты закята, порча чужого имущества является сабабом обязательности возмещения ущерба, осквернение является сабабом обязательности полного купания, акт кули-продажи является сабабом перехода прав собственности и т.д.


2) Условие (шарт) – это положение, без которого действие не будет действительным. Например, омовение является условием действительности молитвы, дееспособность покупателя является условием действительности акта купли-продажи и т.д.


3) Препятствие (мани’) – это положение, при наличии которого действие не будет действительным. Мани’ является противоположностью шарта. Например, при наличии наджаса на одежде намаз будет недействительным.


4) Сыхха (действительность) – это действительность действия. Она наблюдается, когда действие выполнено в соответствии с шариатом (исполнены все рукны), соблюдены все его условия и отсутствуют препятствия для его действительности. За действительным действием следуют все его шариатские последствия. К примеру, за действительностью намаза следует снятие обязательности его исполнения, за действительностью торговли следует переход прав собственности и т.д.


5) Фасад (недействительность) – это недействительность действия. Она наблюдается, когда действие выполнено не в соответствии с шариатом (упущены рукны), не соблюдены все его условия или наличествуют препятствия его действительности. При недействительности действия не распространяются его шариатские последствия. Например, брак, заключённый без опекуна невесты, не будет действителен, и, соответственно, жених и невеста не будут иметь прав друга на друга. Также, к примеру, не будет действителен намаз, совершённый без омовения или без обязательного поясного поклона или с наличием наджаса на одежде.
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author