Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Как мужчина, давший развод, возвращает свою жену?

55



Вопрос: Как я знаю, человек, решившись жениться, просит у родителей одобрения и согласия. Однако, что делать, если супруги разошлись, а сейчас думают сойтись вновь? Нуждаются ли они в одобрении своих семей и проходом через всё, то же самое снова?

Ответ: Хвала Аллаху.

Если муж дал своей жене первый или второй развод, и если ещё не закончился период ‘идды (окончание трёх периодов менструаций или рождение ребенка для беременной женщины), то он может вернуть свою жену словами: «Я вернул тебя» или «Я удержал тебя». Этим возобновление брака будет считаться верным. Или же может совершить какое-либо дело, намереваясь вернуть жену. К примеру, совершить половой акт с намерением возобновить брак. Этим брак также возобновится.

Сунной в этом вопросе является свидетельствование о возобновлении брака, то есть призыв двух свидетелей-мужчин в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура «ат-Таляк», аят 2).

Этим осуществится возобновление брака.

Если же после первого или второго развода у жены прошёл период ‘идды, то необходимо заключить новый брак. В этом он подобен остальным мужчинам: он просит руку у опекуна женщины и у неё самой. Когда она и её опекун согласятся, то они договариваются о махре, который удовлетворит её, и в присутствии двух справедливых свидетелей-мужчин заключают брак.

Если же он дал ей окончательный – то есть третий – развод, то она становится запретной для него, пока не заключит брак, соответствующий Шариату, с другим мужчиной, и пока он не совершит с ней половой акт, а после расстанется с ней: или разведётся, или умрёт. Так как Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (сура «аль-Бакара», аят 230).

Мужу запрещено договариваться с другим мужчиной, чтобы тот женился на его бывшей жене, а потом покинул ее. Подобное является одним из больших грехов. Такой брак не делает её дозволенной для бывшего мужа, и даже более этого, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял как первого мужа, так и второго мужа, который своей женитьбой решил сделать женщину дозволенной для первого мужа.

См. книгу шейха ‘Абдуль-‘Азиза бин База «Фатауа ат-таляк» (Т. 1. – С. 195 – 201).


Вопрос: Через 2 месяца после того, как суд объявил развод, у мужа была близость с бывшей женой. Она просто пришла к нему, и у них была близость. Она потом забеременела. Будет ли это считаться, что он вернул ее? Будет ли законна по исламу такая беременность?

Ответ: Хвала Аллаху!


Срок идда у женщины, которая была разведена (с правом возврата) длится 3 менструальных цикла, если у нее есть менструации, или 3 месяца, если у нее менопауза или она из тех, у кого нет менструации.
Аллах сказал:

Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. [аль-Бакара, 2:228]


Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. [аль-Талак, 65:4]

Муж может вернуть жену обратно во время периода идда, согласна она или нет. Возвратом жены в таком случае, по мнению ученых, могут быть слова, указывающие на это, например: «Я беру тебя назад»

Но ученые разделились во мнении, может ли возврат жены осуществляться через действие, например половую близость или действия, которые приводят к близости, такие как объятия и поцелуи.

Существует четыре мнения:
1) Ханафиты придерживаются мнения, что возврат может осуществится путем близости или поцелуев любой части тела с желанием, или через касание даже если есть преграда, через которую пыл желаний можно почувствовать. Они считали все эти действия признаком возврата жены, потому что, идя на близость, человек соглашается, чтоб она стала женой снова.
2) Маликиты считают, что возврат жены путем близости или действий приводящих к близости – действителен, при условии, если муж этим способом намеревается вернуть ее назад. Если же он целует или прикасается к ней с желанием, или желает близости с ней, или имел близость с ней без намерения возвращать ее, тогда возврат жены в результате этих действий не действителен, и он совершает запретный (хараам) поступок.
3) Шафииты считают, что возврат недействителен, пока он не делается устно. И он совсем не действителен в результате действий: была ли это сама близость или действия, которые приводят к близости, и были ли действия связаны с намерением возврата или такого намерения не было.
4) Ханбалиты считают, что возврат жены путем близости действителен в любом случае – неважно, было намерение на возврат или нет. А что касается поступков, которые приводят к близости, они не будут причиной возврата – такого правильное мнение этого мазхаба.
См. Табиин аль-Хакаик (2/251) Хаашият Ибн Абидин (3/399) аль Харши аля Халиль (4/81) Хашият аль-Буджайрими (4/41), аль-Инсааф (9/156) и Маталиб Ули (5/480)

Более верным будет второе мнение, что близость с намерением возврата, будет считаться возвратом жены назад.

Шейх ибн Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал: «Второе мнение состоит в том, что близость не будет считаться возвратом, до тех пор, пока нет намерения вернуть жену. Потому что между мужчиной и женщиной немахрам может быть просто близость, как, например, в случае зина (прелюбодеяния). Такое желание может быть спровоцировано, или он может увидеть ее привлекательность и не сможет контролировать себя, и у них случается близость, без намерения или желания вернуть ее назад как жену или без намерения вернуться к ней. Согласно этому мнению, близость не будет считаться возвратом, пока у человека не будет намерения вернуть ее назад.
Это верное мнение и это мнение поддерживал Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах). Потому что близость может быть с желанием вернуть ее назад, и она совершается с намерением вернуть ее назад или это может быть просто близость, в результате желания, и это не указывает, что он возвращает жену назад.
Правильным мнением будет то, что возврат жены не произойдет по причине близости, до тех пор, пока у человека нет намерения вернуть ее назад, и пока он не считает это допустимым, основываясь на том, что она его жена.
Если это так, zatem он возвращает ее, но согласно этому мнению, если у него будет близость без намерения вернуть, и она забеременеет после близости, будет ли ребенок считаться его?

Ответ – да, это его ребенок, потому что здесь случай с близостью не ясный, и потому что она была его женой, т.к. ее идда еще не закончился. Поэтому его не стоит наказывать (хадд) за зина, а следует применить дисциплинарное взыскание (тазир)». Конец цитаты из Аль-Шарх аль- Мумти (13/189)

Ученые считали желательным (мустахаб) возвращать жену при свидетелях, потому что Аллах говорит:

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» [аль-Талак 65:2]

Если разведенная женщина отказывается от близости с мужем, пока не будет засвидетельствован ее возврат, некоторые ученые считают это признаком ее проницательности и зрелости.
Аль-Хараши сказал в Шарх аля Мухтасар Халил (4/87): «Если муж разводится с женой (имея право на возврат) т.е. дает первый или второй талак, а затем возвращает ее и желает с ней близости, а она отказывает ему пока он не вернет при свидетелях, то у нее есть право поступать таким образом, и это указывает на ее мудрость. В этом случае она не проявляет неповиновение мужу, а напротив будет награждена за этот отказ». Конец цитаты.
И во-вторых,
Этому мужу следует покаяться перед Аллахом, Слава Ему, за то, что он имел близость с женой, не намереваясь брать ее назад, и ему следует признать этого ребенка как своего, если беременность случилась по причине их близости. Ему надо еще раз подумать о разводе, потому что может будет лучшим для него вернуть жену и заботиться о ней и своем ребенке.
В-третьих, если с этим случаем обратиться в шариатскому судье и он сделает постановление, которое посчитает подходящим, то после это постановление будет обязательно для обоих партнеров, потому что постановление каади (судьи) преобладает над любыми разногласиями среди ученых.

Поскольку вы находитесь на западе, где нет шариатских судей, мы думаем, что между вами должен рассудить человек, у которого есть знания по исламу и фикху. (Вы можете найти такого человека через ваш исламский центр) и он может вынести решение на основе того, что ему известно из постановлений по этому вопросу, и его постановление будет обязательным для вас, как если бы его выносил шариатский суд.
И Аллах знает лучше.

http://www.islam-qa.com/index.php?ref=101702&ln=eng




перевод Умм Салих
Tags: БРАК
Subscribe

  • Повелительное наклонение в Коране и Сунне.

    Если в Коране или сунне приходит приказ что-либо исполнить, непременно ли он означает, что это обязательное дело? Некоторые люди полагают, что…

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

Comments for this post were disabled by the author