Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Ребенок после развода. У кого больше прав?

Ребёнок имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если родители в разводе, то ребёнок (независимо от пола) остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в материнской опеке и пока она не выйдет замуж. Ахмад, Абу Давуд, ад-Даракутни, ал-Байхаки и ал-Хаким передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, я носила моего сына в животе, кормила его грудью и укладывала на коленях, а теперь его отец развёлся со мной и хочет отнять его у меня». Посланник Аллаха сказал ей: «У тебя больше прав на него, пока ты не выйдешь замуж». Ал-Албани назвал хадис хорошим.
Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни. В этих случаях она лишается права на воспитание, и оно переходит сначала к бабушке по материнской линии, потом к отцу, потом к матери по отцовской линии, потом к деду по отцовской линии, потом к родной сестре, потом к сестре по матери, потом к сестре по отцу, потом к тётё по материнской линии, потом к тёте по отцовской линии и т.д. Об этом сообщается в трактате «ар-Рауд ал-марба‘».
Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын». То же сказала бабушка ребёнка. Абу Бакр сказал:
«Оставь его ей», — и ‘Умар не стал возражать ему. Об этом сообщил Малик в «Муватте». По словам Ибн ал-Каййима, впоследствии, во времена своего правления, ‘Умар выносил решение на основании суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал ему.
Материальное обеспечение ребёнка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах же сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талак, 6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребёнок не перестанет нуждаться в материнской опёке, т.е. пока не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет — в зависимости от разных обстоятельств.
Когда мальчик станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребёнку. Такое решение выносили ‘Умар, ‘Али и Шурайх. Это же мнение разделяли богословы шафиитского и ханбалитского толков. Абу Ханифа считал, что если мальчик может есть, пить, одеваться и справлять нужду самостоятельно, то отец имеет больше права на него. Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца
Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Относительно судьбы девочки после того, как она станет самостоятельной, существуют большие разногласия. Имам аш-Шафи‘и считал, что если родители не могут прийти к согласию, то девочка, как и мальчик, имеет право самостоятельно выбрать, с кем ей остаться. Малик отдавал предпочтение матери, пока девочка не выйдет замуж и не начнёт супружескую жизнь. Абу Ханифа тоже считал, что мать имеет больше прав на девочку, пока у неё не начнутся менструации или пока она не выйдет замуж. По мнению Мухаммада аш-Шайбани, когда девушка достигает половозрелого возраста, матери следует передать её на воспитание отцу. Богословы ханбалитского толка считали, что больше прав на воспитание подрастающей девочки имеет отец, потому что она нуждается в его опёке, а он обладает правом на опекунство при её замужестве.
Нужно отметить, что окончательное решение о том, с кем будет жить ребёнок, ложится на плечи судьи. Ни в Коране, ни в достоверной сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому судья обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Эльмир Кулиев
31 августа 2007 г

Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.

До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).

Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.

“Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).

Добавим, что, по мнению четырех мазхабов, если мать теряет права на опекунство (например, оставив Ислам, не имея материальной возможности растить детей, выйдя замуж), это право переходит к женщинам по материнской линии: бабушке, тёте и т.д. Ибн Таймиййа и его ученик Ибну-ль-Каййим, однако, придерживались мнения, что после матери опекунство переходит к отцу.

Таким образом, можно сказать, что, если, после повторного замужества матери, её право на воспитание ребенка будет оспорено, то решение остается за иджтихадом судьи, который должен исходить из главного критерия в данном вопросе: пользы ребенка. К важнейшей же пользе ребенка относится его воспитание в религии Аллаха, Велик Он и Славен. В любом случае мать имеет право принимать участие в воспитании детей, регулярно встречаться с ними, т.к. общеизвестно, что потребность в матери у маленького ребенка гораздо выше, чем потребность в ком-то другом.

В конце снова заметим, что в условиях оккупации и затрудненности осуществления исполнительной исламской власти, любой несложный вопрос может стать очень трудным: где найти достаточно компетентного и смелого судью, который будет принимать решение с учетом всех далилов и мнений ученых, и без оглядки на вес в обществе истца или ответчика? Как принудить проигравшую сторону к подчинению этому решению суда?
Ребенок в Исламе имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если же они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка – если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ‘Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, – и Умар не стал возражать ему. Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.
Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение выносили Умар, Али и Шурейх. Это мнение также разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.
А Аллаху ведомо обо всем лучше

Ибн Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шархуль-мамти’» 6/26.
Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.

Вопрос: Я знаю, что в случае развода женщина имеет больше прав на опеку над несовершеннолетними детьми, но если она выходит замуж, то отец имеет больше прав. У меня следующий вопрос: если отец не выполняет финансовые обязательства по отношению к своим детям, он все ещё имеет право отнять их у матери? Я говорю о мужчине, который в состоянии обеспечивать детей. Он женился на другой женщине, которая родила ему ребенка, и которого он обеспечивает. Но он не обеспечивает двух своих детей от первого брака и говорит своей первой жене, что если она снова выйдет замуж, то отберет у нее детей. Правильно ли это?


Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Одним из вопросов, насчет которых существует полное согласие среди ученых, это то, что женщина имеет больше прав опеки над ребенком, не достигшим возраста различения (около 6-7 лет). Потому, что ребенок в этой стадии жизни нуждается в нежности и особом уходе, который может дать только женщина. Но это право теряется, если женщина выходит замуж, потому что она будет отвлекаться на своего мужа от заботы о ребенке из-за столкновения интересов ребенка и мужа. Ибн Мунзир – да помилует его Аллах – передал консенсус (иджма’) среди ученых о потери права матери на опеку по причине выхода замуж. См. «ал-Кафи» Ибн Абд ал-Барра (1/296) и «ал-Мугни» (8/194).

Не это указывает хадис Абд-Аллаха б. ‘Амр – да будет доволен им Аллах – о том, что одна женщина сказала: «О, посланник Аллаха! Воистину мой живот был сосудом для этого моего сына, моя грудь была его питьём, мои колени его колыбелью, а сейчас его отец развелся со мной, и хочет его у меня отнять». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж». Передали Ахмад (6707) и Абу Дауд (2276), ал-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд», Ибн Касир назвал его достоверным в «Иршад ал-Факъих» (2/250).

Во-вторых: По единогласному мнению ученых материальное обеспечение детей является обязанностью отца, живет ли он со своей женой или состоит в разводе с ней и является ли его жена бедной или богатой. Поэтому, она не обязана расходовать на детей, если у них есть отец.

Если дети находятся под опекой разведенной женщины, то обязанность материального обеспечения детей лежит на их отце, а если она еще и кормит их грудью, то она имеет право требовать оплату за грудное вскармливание ребенка.

Материальное обеспечение детей включает в себя жилье, питание, одежду и образование.… И все, что им необходимо в разумных пределах, учитывая возможности мужа, потому что Всевышний сказал: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Коран, 65:7). И это различается в зависимости от стран и людей.

Если муж богат, то он расходует соответственно своему богатству, а если он беден или имеет средний достаток, то он также расходует соответственно своим возможностям. Если родители договорились об определенной сумме, большой или малой, то это их дело. Но если дело доходит до спора, то решение выносит кадий.

Разведенной женщине дозволено требовать от бывшего мужа оплату за грудное вскармливание ребенка, по единогласному мнению ученых.

Ибн Къудама – да помилует его Аллах – сказал: «Ответственность за грудное вскармливание несет только отец ребенка, и он не может заставлять мать кормить ребенка грудью, если она разведена. И мы не знаем разногласий в этом вопросе». Конец цитаты из «ал-Мугни» (11/430).

Он так же сказал: «Если мать ребенка просит обычную оплату за кормление грудью, то она имеет на это больше прав, даже если отец нашел другую кормилицу, бесплатную или нет». «ал-Мугни» (11/431).

Шейх Ислама Ибн Таймия – да помилует его Аллах – сказал: «Что касается оплаты за грудное вскармливание, то она полагается ей по единогласному мнению ученых, как сказал Всевышний: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (Коран, 65:6)». Конец цитаты из «ал-Фатава ал-Кубра» (3/347).

В-третьих: Опека, согласно определению ряда ученых, – это «Забота о том, кто не достиг возраста различения и не может жить самостоятельно, а так же правильное воспитание и защита от всего, что может нанести ему вред». «Равда ат-Талибин» (9/98). Здесь имеется в виду забота о маленьком ребенке и уход за ним. Таким образом, основной целью опеки является защита интересов подопечного. Поэтому, если отец отказывается от выполнения этого обязательства, – которое включает в себя и материальное обеспечение, – по отношению к своему ребенку, то он становится грешником и теряет право на опеку. В «ар-Равд ал-Марби’» (3/251) сказано: «Подопечного не оставляют в руках того, кто не защищает его и не заботится о нем, потому что это противоречит цели опекунства».

Ибн Къудама ал-Макъдиси сказал: «Целью опекунства является преуспевание ребенка, поэтому оно не должна осуществляться таким образом, что может привести к пагубным последствиям для благосостояния ребенка и его религии». «ал-Мугни» (8/190).

Ибн Къайим сказал: «Если мы даем приоритет одному из родителей, то мы обязаны обратить внимание на то, как он заботится о ребенке. Именно поэтому Малик и ал-Лайс сказали: Если мать живет в не безопасном месте или обладает плохим характером, то отец имеет право взять у нее ребенка. Так же Ахмад – да помилует его Аллах, – в известном сообщении от него сказал, что это зависит от способности отца позаботиться о ребенке. Если он относится к этому пренебрежительно или он не способен на это, или обладает скверным нравом, или является аморальным человеком, в отличие от матери ребенка, то, вне всякого сомнения, у матери больше прав на ребенка. Наш Шейх (т.е. Ибн Таймийа) сказал: «Если один из родителей перестает воспитывать ребенка и приучатьк тому, что Аллах вменил ему в обязанность, то он является ослушником без права на опеку. Каждый, кто не выполняет обязанности, связанные с опекой, теряет право быть опекуном. Его лишают права на опекунство и заменяют на того, кто будет выполнять эти обязанности, или назначают того, кто вместе с ним будет выполнять обязанности, так как цель заключается в повиновении Аллаху и Его посланнику в меру своих способностей.… Если отец женится на женщине, которая не заботится о его дочери, а мать может позаботиться о ней лучше, чем вторая жена, то опекунство, безусловно, отдается матери»». «Заад ал-Ма’ад» (5/475-476).

Шейх ‘абд ар-Рахман ас-Са’ди сказал: «Если один из родителей пренебрегает обязанностями, связанными с опекой и заботой о ребенке, то он теряет право на опеку и вместо него должен быть назначен другой». «ал-Фатава ас-Са’ди» (стр. 535).

Исходя из этого, если отец отказывается обеспечивать своих детей, то он теряет право на опеку над ними, даже если причиной отказа является причинение неприятностей матери ребенка. И это указывает на то, что ему нельзя доверять заботу о детях, а мать имеет право требовать через суд алименты для своих детей.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 20473
Перевод: www.sawab.info
Tags: БРАК
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author