Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Аль-‘Азима и ар-Рухса (العزيمة و الرحصة)

Религиозные нормы делятся на два вида под названием "аль-‘азима" и "ар-рухса".

а) аль-‘Азима
В языке аль-‘азимат имеет значения «намерение», «решимость». В ‘ильм аль-фикх определяется сле­дующим образом: “Основные нормы, установленные с самого начала вне зависимости от таких распро­страненных уважительных причин, как трудность (машаккат) или необходимость (дарурат)”. В соответ­ствии с этим определением аль-’азимат включает в себя все вмененные нормы, такие как фард, вâджиб, харâм, макрух, мандуб, мубах. Вне всякого сомнения, нормы аль-’азимат являются основными нормами, установленными в самом начале без связи с такими распространенными обстоятельствами, как необходи­мость и трудность, и в обычных условиях верующие должны их придерживаться.
В противоположность этому, более легкие нормы, установленные вторично и предоставляющие ве­рующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с широко распространенными причинами за­труднительности и необходимости называются ар-рухсат. Например, соблюдение поста вâджиб (фард) для всех верующих. Эта норма является основной, то есть аль-’азимат. Однако облегчение в соблюдении поста предоставляемое больным и людям, находящимся в поездке, по причине противостоящих им трудностей является разрешающей нормой (ар-рухсат). С этой точки зрения, нормы аль-’азимат и ар-рухсат считаются вмененными (الحكم التكليفي).
б) ар-Рухса
1. Определение
В языке ар-рухсат означает «облегчение», «позволение». В ‘ильм аль-фикх эта норма определяется следующим образом: “более легкие нормы, установленные впоследствии (вторично) и предоставляющие верующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с уважительными причинами, такими как, затруднительность или необходимость, называются ар-рухсат”.
2. Категории
Согласно исламскому праву, совершение какого-либо запретного действия или отказ от выполнения необходимого (вâджиб) действия несет в себе вину и грех. Однако, в случае с ар-рухсат это правило не практикуется. По этой причине в случаях, когда предоставлено разрешение ар-рухсат, совершивший за­претное действие (харâм) не будет наказуем или отказавшийся от выполнения необходимого (вâджиб) дей­ствия не будет порицаем. Потому что в ар-рухсат запретное (харâм) действие переходит иногда в категорию разрешенного (мубâх), а иногда отказ от совершения необходимого действия приобретает статус дозволен­ного. Согласно этому ар-рухсат делится на две категории:
1) Разрешение выполнения (رخصة الفعل) - ар-рухсат, позволяющий совершать запретное (харâм) дейст­вие: когда аль-’азимат запрещает выполнение какого-то действия, а ар-рухсат приводит к дозволению его (мубâх) или необходимости исполнения (вâджиб). В случае необходимости, затруднения или нужды вещи, являющиеся запретными (харâм, мамну’), переходят в категорию дозволенного (мубâх).
2) Разрешение отказа (رخصة الترك).

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author