Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Гарар. Риба. Страхование


Оригинал взят у tgxctgx1 в Гарар (неопределенность)

Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения Ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются «баатыль» (неисполнимыми). Этот концепт в Исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба (ростовщичества). Гарар – последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/услуги, и т.д.
Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Классический пример неопределенности это продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример может быть о коммерческих транзакциях, где продавец не имея товара продает его покупателю, или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена. Таким образом, гарар возникает в случаях, где есть неопределенность по качеству, количеству, принадлежности или существованию самого объекта, по которому заключается коммерческий контракт.
Профессор Мустафа Аль-Зарка дал следующее определение гарар:
Гарар – продажа сомнительного товара, существование или особенности которого не определены ввиду его рисковой природы, процесс продажи которого делает его похожим на азартную игру.
Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри:
Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения.


В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (derivatives) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования, клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании, застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда и не получить никаких денег от страховой компании. Также, застрахованный, сделав лишь один взнос может получить большую сумму денег. Так как само страхование не может являться объектом продажи, этот контракт является недействительным в Исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба).(Все сказанное касается и страховых взносов во внебюджетные фонды, которые осуществляются в данный момент работодателем).
Другая группа контрактов, являющаяся недействительной с точки зрения Ислама – контракты по финансовым производным (derivatives), такие как фьючерсы, опции, и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта.


Источник
Какое правило существует в отношении коммерческого страхования?
28 апреля, 2011
Вся хвала Аллаху. 

1. Все виды коммерческого страхования вне всяких сомнений являются риба (ростовщичество). Страхование – это продажа денег за деньги, большей или меньшей суммы, с задержкой в оплате. Оно содержит riba al-fadl (ростовщическая сделка) и riba al-nas’ (проценты взимаемые за задержку оплаты), потому что страховые компании берут у людей деньги и обещают выплатить большую или меньшую сумму в результате несчастного случая. Это риба, а риба запрещена в Коране во многих аятах. 

2. Все виды коммерческого страхования являются разновидностью игры на деньги, а это запрещено согласно Корану:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (5:90)

Все виды страхования являются играми со случаем. Они говорят: Заплати столько, и если что-то случится с тобой, то мы дадим тебе столько. Очевидно, что это является азартной игрой. И человек со здравым умом не будет различать между страхованием и азартной игрой. Сами страховые компании признают, что страхование является азартной игрой. 

3. Все виды страхования являются формой неопределенности, а сделки с неопределенностью запрещены согласно многим сахих хадисам, как в хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха запретил сделки с бросанием камня и сделки в которых присутствует неопределенность» (Муслим). 

«Сделки с бросанием камней» - сделки распространенные в до Исламской Аравии, когда покупатель или продавец бросал камень и чего он касался то и включалось в сделку. 
«Сделки в которых присутствует неопределенность» - сделки в которых нет гарантий, что продавец сможет доставить товары, за которые он получает плату. Сноски из перевода Сахих Муслима. (Переводчик).

Все формы коммерческого страхования основаны на неопределенности. Страховые компании отказываются страховать случай, в которых нет неопределенности или существует убежденность в том случится ли это или нет. Другими словами должна быть вероятность происшествия и его отсутствия. (т.е. другими словами, тот у кого имеется предопределенное условие, не сможет застраховаться, как например смертельно больной не получит страховку на жизнь – переводчик). Более того, страховка содержит неопределенность, в том, что касается размера компенсации за причиненный ущерб. Таким образом, страхование содержит три вида неопределенности. 

4. Все виды коммерческого страхования незаконно поглощают имущество людей, а это запрещено согласно Корану:
«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно» (4:29) 

Все формы коммерческого страхования – жульнические сделки в которых имущество людей присваивается незаконно. По подсчетам немецких экспертов, люди получают не более чем 2,9 % от того, что они вложили. 

Страхование основано на нарушениях шариата. Существуют и другие нарушения о которых мы не будем говорить здесь, так как в этом нет нужды. То о чем мы говорили выше достаточно, чтобы бы понять, что страхование является запрещенным в шариате Аллаха. 

Досадно, когда люди обманываются со стороны страховых компаний приукрашивающих страхование, называя его «кооперацией» или «взаимной поддержкой» или «Исламским страхованием», что нисколько не меняет запретной сущности. 

Страховые компании заявляют о том, что уляма издали фетвы, говоря что «кооперативное страхование» дозволено, но это ложь. Причина в том, что некоторые страховые компании обратились к ученым с искаженными, вводящими в заблуждение сведениями, которые не имеют ничего общего со страхованием. Они сказали, что страхование – (как они назвали «кооперативное страхование» для того чтобы это звучало красиво и запутать людей). Они преподнесли это, как форму взаимопомощи, это относится к тому, что предписал Аллах в аяте: «Помогайте друг другу в благочестии и праведности» (5:2) и что целью создания было оказание помощи в случае несчастий. Но то, что они назвали кооперативным страхованием, аналогично другим видам страхования; единственная разница это в форме преподнесения, но не в сути. Это не взаимопомощь в праведности, а напротив помощь в грехе. Подобные схемы были созданы не для помощи людям, а для незаконного лишения имущества людей, что является абсолютным харамом. И то что было спрошено у ученых не имеет отношения к страхованию. 

То, что говорят некоторые о том, что выплаченные деньги возвращаются, то это ничего не меняет, и не избавляет страхование от риба, азарта, неопределенных сделок, несправедливого присвоения имущества и выход против принципов таваккуля (полагаться) на Аллаха и других видов харамов. 

Страхование это обман и заблуждение. 

Тот кто желает изучить глубже этот вопрос, может обратиться к реферату al-Ta’meen wa Ahkaamuhu (Страхование и правила). 

Я призываю каждого мусульманина, гордого за свою религию и чьи надежды обращены к Аллаху и Судный День – бояться Аллаха, избегая всех видов страхования, вне зависимости от их привлекательности, так как они вне всяких сомнений запрещены. Таким образом мусульманин защитит свою религию, имущество и мы будем благословлены со стороны Того Кто владеет безопасностью, Свят Он и Велик. 

Да поможет Аллах мне и вам правильно понимать религиозные вопросы и совершать то, что приведет к довольству Господа Миров. 

_____________

РИБА

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением … (Корова, 275)

О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то готовьтесь к войне от Аллаха и Его посланника! (Корова, 278-279)

 Существует семьдесят три вида ростовщичества, самый безобидный из которых по тяжести своей соответствует тяжести греха человека, совокупившегося с собственной матерью … (аль Хаким, 2/37).

Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 Остерегайтесь семи губительных грехов:

 - ширк;

 - колдовство;

 - убийство человека;

 - проживание на проценты (риба);

 - посягательство на имущество сироты;

 - бегство с поля боя;
- клевета на мусульманок
.(Бухари, Муслим)

  Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Аллах проклял как того, кто берет деньги у ростовщика, так и того, кто занимается ростовщичеством.(Муслим, Китаб уль Мусакат, 1547)

 Ан Насаи передает следующий хадис: Проклял Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) того, кто берет деньги у ростовщиков, и того, кто занимается риба, а также того, кто все это записывает.

 Имам Шамсуддин аз Захаби:

Как видно, приведенные аяты - это предосторежение тем, кто, несмотря на все напоминания Корана, вновь стал жить на

проценты и попадает из-за этого на долгое время в Ад. (Книга "76 больших грехов")

 Это пагубное явление в современном обществе распространилось в больших масштабах. И ошибаются те, кто считает, что этим занимаются только в банках! Вся финансовая система в немусульманских странах основана на риба. Порочная система устроена так, что изначально все денежные массы сосредоточены в банках (Центробанк, Сбербанк и т.д.), а они, в свою очередь, ни одну копейку не отпускают без «накручивания» процентов. И самое страшное – это то, что ростовщики (читай банкиры) придали системе законный характер, если оперировать законами немусульманских государств. Этим (риба) в настоящее время занимаются везде, где присутствует капитал в больших размерах: банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании и т.д. и т.п.

 Риба – это ростовщичество. Под ростовщичеством обычно понимают одалживание денег под высоким процентом, как правило, незаконным. Но риба в Исламе – это одалживание денег под проценты независимо от величины процента. Когда деньги одалживают под проценты, тогда сами деньги , независимо от какого-либо риска, растут со временем. Рост должен происходить путем эксплуатации труда, товара или собственности.

 Если хотим детализировать это явление, то необходимо выделить следующие принципы:

• деньги не могут и не должны возникать из денег, т. е. приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота;

• доход инвесторов должен быть связан с инвестициями в торговлю и производство;

• отношения между участниками сделки должны строиться на основе партнерства;

• деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости.

Запреты:

• риба (любой ссудный процент): процентные займы (кредиты), облигации, депозиты с фиксированной доходностью;

• гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий): производные финансовые инструменты (форварды, фьючерсы, свопы и др.), традиционное страхование;

• майсир (неосновательное обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств): азартные игры, сделки пари, традиционное страхование.



Tags: НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author